Памятник героическим убийцам, или О чем «забыл» рассказать офис президента Украины

Так занимательно порой почитать, что пишут на сайте офиса президента Украины. 

Вот, к примеру: «Президент Украины Владимир Зеленский провел телефонный разговор с президентом Республики Польша Анджеем Дудой».
Говорили о коронавирусе, о том, как Польша поддерживает «суверенитет и территориальную целостность» Украины, Дуда пригласил Зеленского в гости, обменялись мнением по поводу ситуации в Беларуси, правда, каковы эти мнения, не указывается, и еще разные общие фразы.

А тут интереснее: «Президент Украины поднял вопрос исторической памяти, а именно – внесение в реестр воинских захоронений и восстановления легальной украинской могилы на горе Монастырь возле с. Верхрата. Президент Польши отметил, что надеется, что уже к следующей встрече глав государств этот вопрос будет снят с повестки дня».

Но еще более интересно то, о чем офис президента Украины стыдливо не написал об этой могиле, о которой Зеленский и Дуда разговаривают уже не в первый раз, причем первый раз Зеленский заговорил о нем 27 января 2020 года – в Межународный день памяти жертв Холокоста – во время своего визита в Освенцим. Поводом послужило то, что в 2016 году памятник на горе Монастырь в селе Верхрата Любачувского повята был разрушен, и Зеленский хочет, чтобы он был восстановлен и легализирован. Разрушившие памятник польскими властями найдены не были, а ответственность на себя взяла организация «Лагерь великой Польши» (Oboz wielkiej Polski).

В 1993 году местный житель-украинец установил на горе Монастырь в Верхрате крест и надпись, что здесь в братской могиле похоронены 45 участников УПА. Их имена, фамилии и клички указаны не были. Позже некий ветеран УПА Дмитрий Богуш (на самом деле его фамилия Снигур) заменил крест памятником в виде трезуба с надписью: «Здесь лежат 45 украинских повстанцев из сотни «Шума», которые погибли 3.03.1945 г. в борьбе за свободу и независимость украинского и польского народов. Из-за предательства они, самый пышный цвет Украины, окруженные в монастырских лесах большевиками и Управлением безопасности, упорно оборонялись и не сдались, как и подобает достойным сыновьям Украины. Прохожие, стоящие на земле наших отцов, упоминайте их в своей молитве, потому что они несли нам свободу».

Памятник этот был установлен незаконно, а по поводу не сдались – это еще не самая большая ложь. На самом деле в архивных документах о этом боестолкновении сохранилась информация, о том, что сдались 20 человек.

Еще большая ложь – это «в борьбе за свободу и независимость украинского и польского народов».

Вот, к примеру, выдержка из заключения прокурора Гжегожа Ежика, который в 2018 году занимался вопросами преступлений ОУН и УПА на территории Любачувского повята, в котором расположено село Верхрата: «…Украинскими националистами в 1943-1947 годах на территории Любачувского повята по отношению к гражданам польской и украинской национальностей с целью полного истребления польской национальной группы было совершено убийство не менее 1620 человек, а неустановленное число лиц получили телесные повреждения или были вынуждены бежать из своего места жительства…».

    

А вот лишь один наиболее задокументированный эпизод героической «борьбы за свободу и независимость украинского и польского народов» похороненных в этой могиле членов боевки СБ ОУН Ивана Погориського, также известного по кличке «Борис», ранее бывшего комендантом немецкой полиции.

16 июня 1944 года на железной дороге Белжец-Львов машинист поезда Захар Процюк по договоренности с УПА остановил состав, в котором ехали поляки, украинцы и немцы в условленном месте неподалеку от села Любыча Крулевская. Поезд окружили члены боевки и устроили проверку документов. Украинцев и немцев не тронули, а поляков, большинство из которых были жителями сел Любыча Крулевская и соседних Белжеца, Затыле и Томашева, вывели из поезда и убили. Всех, включая женщин и детей, резали ножами и рубили топорами. Убежать удалось только трем женщинам. Результаты резни документировал фотографиями поручик военной разведки Армии Крайовой Тадеуш Желеховски. В общей сложности он сделал около 40 снимков.

По данным историка Гжегожа Мотыки, командовал в этом нападении на поезд хорунжий УПА, а в прошлом попавший в немецкий плен старший лейтенант Красной Армии, Дмитрий Карпенко по кличке «Ястреб». Не менее примечательно, что он посмертно был награжден высшей наградой УПА Золотым крестом за боевые заслуги I класса, в 2015 году его именем была названа улица в Конотопе, а на месте захоронения в с. Каменка Ивано-Франковской области, где он был ликвидирован бойцами НКВД во время боестолкновения, установлен памятник.

Вот такие герои у нынешней Украины. Но не у всей, далеко не у всей, а лишь у очень малой ее части. И почему бы офису президента не рассказывать подробнее о таком их геройстве?

5
1
Средняя оценка: 2.94098
Проголосовало: 305