Первый ВУЗ военно-воздушных сил России отмечает столетний юбилей

26 сентября 1920 года приказом Реввоенсовета РСФСР был образован Институт инженеров Красного Воздушного Флота, более известный под именем Академии Жуковского. Несмотря на все переименования и реорганизации, эта академия остается символом высочайшего уровня подготовки отечественных кадров инженеров военной авиации.

У истоков создания первого в Советской России высшего авиационного военно-инженерного учебного заведения стоял всемирно признанный создатель аэрогидродинамики академик Николай Егорович Жуковский. Советское правительство по предложению ученого не просто восстановило образованное еще при царе учреждение, оно было создано с нуля, а если быть точным – на основе авиатехникума, организованного тем же Жуковским в 1919 году. 
Первый советский авиационно-технический ВУЗ пробыл в статусе института недолго; в сентября 1922 года его переименовали в Академию воздушного флота имени Н.Е. Жуковского. Сам ученый умер годом раньше. С тех пор и до конца 90-х годов эта флагманская структура подготовки военно-инженерных кадров не раз меняла название, но слова «Академия» и «Жуковский» сохранялись в нем неизменно, за исключением краткого периода в конце «лихих 90-х».
В 1925 году это учебное заведение стало Военно-воздушной академией РККА для подготовки не только инженерных, но и командных летных кадров. Перед самой войной Академию Жуковского разделили, выделив из ее состава лётные факультеты (Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, позже названная именем Гагарина) и оставив лишь инженерные. Последним названием детища Жуковского в советское время стало Военно-воздушная инженерная академия (1946 год). 
Среди выпускников Академии – знаменитые авиаконструкторы Илюшин, Яковлев, Микоян,  основанные ими научные школы и КБ продолжают создавать ведущие марки российских самолетов по сей день. В «Жуковке» учились 10 маршалов авиации и 30 летчиков-космонавтов включая Юрия Гагарина, Валентину Терешкову, Алексея Леонова.

***

Новый ребрендинг старейшего военно-инженерного авиационного ВУЗа произошел в 1998 году: его переименовали в Военно-авиационный технический университет, убрав из названия имя его основателя. Однако в 2002 году  возвратили почти прежнее название – Военно-инженерная академия им. Жуковского. 
Дальнейшие перипетии в судьбе этого учреждения вызываютв споры. Речь идет о слиянии в 2008 году двух Академий с образованием на их основе Военно-воздушной академии имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина. Хотя по большому счету это было лишь возвращением к ситуации, существовавшей с 1925 по 1940 год, когда в «Жуковке» готовились и инженерные, и летные кадры.
Намного больше критики в Интернете достается правительственному решению № 609-р от 23 апреля 2012 г. о создании Военного учебно-научного центра ВВС (ВУНЦ ВВС) под названием Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина. Несогласные с этим решением склонны считать, что знаменитой Академии после этого не существует ни юридически, ни физически. Их оппоненты же утверждают, что знаменитый ВУЗ продолжает успешно работать просто в другом месте и в реорганизованном качестве.
У оптимистов есть для этого веские основания. И дело не только в сохранении в названии инженерного ВУЗа ВВС России бренда «Жуковки». И даже не в достаточно значительном числе курсантов, поступающих туда ежегодно – более 2600 человек на 21 факультет. Главное в том, что Военный учебно-научный центр ВВС действительно является итогом слияния нескольких учебных заведений российской военной авиации и образования на основе прежнего воронежского Высшего авиационного инженерного университета нового ведущего ВУЗа высокого уровня. 

***

Может возникнуть вопрос: почему было бы не оставить все, как прежде, с множеством учебных заведений ВВС? Как это было в те же 30-е годы, когда только авиационных училищ, готовивших летчиков, насчитывалось больше десятка?
Увы, в процессе укрупнения учреждений подготовки кадров для российской авиации играли роль не только соображения экономии, но научно-технический прогресс.
В годы первых пятилеток Советский Союз был буквально покрыт сетью аэроклубов, где парти и девушки осваивали азы летной профессии, а многие становились потом военными летчиками.  Согласно статистике военных лет, поставки самолетов в СССР по ленд-лизу составили более 14 тысяч машин, но это было всего около 12% наличного авиапарка нашей страны. Одних только «Яков» в годы Великой Отечественной авиазаводы выпустили больше 40 тысяч, «Лавочкиных» – свыше 20. 
С 1941 по 1945 год для РККА было подготовлено 44 тысячи летчиков. К этой цифре надо добавить немалое число пилотов довоенной подготовки…
С появлением реактивной авиации и ядерного оружия количество боевых машин на вооружении стало сокращаться. Во-первых, из-за возросшей дороговизны изготовления. Нынешний истребитель создается не из фанеры, как первые «Яки» 40-х годов, для него нужны современные титано-магниевые сплавы и электроника, из-за чего стоимость одной машины может составлять несколько десятков миллионов долларов.
Во-вторых, отпала и нужда в армадах стратегических бомбардировщиков, когда современный «стратег» вроде американского В-52 или советского Ту-95 несет больше десяти ракет с боеголовкой в добрый десяток «Хиросим» в каждой?  Да и любой современный штурмовик способен заменить эскадрилью, а то и полк своих предшественников времен Великой Отечественной. Так, если предельная бомбовая нагрузка лучшего штурмовика тех времен, Ил-2, составляла всего 600 кг (обычная – 300 кг), то этот показатель для довольно устаревшего Су-24 составляет больше 4 тонн, а для современного Су-34 – 12 тонн!
Поэтому ныне вместо прежних десятков тысяч боевых машин ВВС России составляют чуть больше 1600 самолетов (2-е место в мире), США – около 2600. 
На фоне снижения в десятки раз числа боевых самолетов в десятки раз уменьшается и количество необходимых для их эксплуатации летчиков и инженеров. И сохранение прежнего количества военных ВУЗов, готовящих этих специалистов, привело бы к тому, что в каждом из них на одного курсанта стало бы приходиться по несколько преподавателей.  Поэтому решение о создании единого учебного центра с мощной научно-преподавательской базой и достаточно крупным числом курсантов выглядит логичным. 
Хотя академик Жуковский и стоял у истоков Академии, названной позже его именем, она все же была заточена на подготовку специалистов для нужд боевых подразделений ВВС. Конструированием же самолетов, теоретическими разработками для этого занимались другие учреждения: конструкторские бюро, Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), тоже созданный Жуковским. 
Работают в этих центрах не только военные инженеры, но и выпускники ведущих гражданских технических ВУЗов, преимущественно механико-математических специальностей. Так, Лавочкин, Туполев, Сухой учились в МВТУ.
Российская военная авиация, как и прежде, занимает первые места в мире, надежно защищая небо нашей Родины. И ее путь к вершинам начался 100 лет назад, с создания  первого инженерного авиационного высшего учебного заведения в СССР.  

5
1
Средняя оценка: 2.7958
Проголосовало: 333