Суворов: непревзойденный русский военный гений

24 ноября 1730 года родился Александр Васильевич Суворов, генералиссимус Российской империи, кавалер почти всех ее орденов, одержавший за свою долгую полководческую карьеру более 60 побед и не имевший ни одного поражения.

Отцом будущего полководца был Василий Иванович Суворов, начавший свою военную карьеру при Петре I. Первоначально отец-военный, видя, что его отпрыск отличается хилым телосложением и слабым здоровьем, прочил для него гражданскую службу. Однако юный Суворов, прочитав немало книг из отцовской библиотеки, сызмальства бредил битвами и военными походами. Даже играя в солдатики, мальчик проявлял настолько незаурядное понимание законов тактики, что это заметил друг семейства, генерал Абрам Ганнибал. Соратник Петра и посоветовал Василию Суворову подумать о военной карьере для Саши. 
Согласно заветам Петра I, начинать службу в полку все были обязаны рядовыми, включая дворян, которые могли стать офицерами лишь доказав свою храбрость и командирские навыки. 
Однако долго простым солдатом Суворова не держали – таланты и знания, которыми обладал юный семеновец, выдавались. Довольно скоро начался его рост в унтер-офицерских званиях – капрал, подпрапорщик, сержант… Первое офицерское звание гвардейского прапорщика Суворов получил в 24 года, в 1754 году. 
Став гвардейским офицером, Александр Васильевич не захотел попросился в действующую армию. Разменяв свой гвардейский чин на чин армейского поручика, поехал служить в Ингермандландский пехотный полк, где приобрёл опыт командования ротой.
В 1756 году молодой Суворов был вызван отцом, ставшим к тому времени генералом и сотрудником Военной Коллегии (тогдашнего Министерства обороны) для работы в этом ведомстве. Послужил он там не долго – с началом Семилетней войны (1756-1763) был откомандированным в действующую армию, где поначалу ему пришлось работать оберпровиантмейстером. Насмотревшись на воровство подчиненных ему военных интендантов, Суворов позже мрачно шутил, что «эту публику после трёх месяцев пребывания на должности можно вещать без суда – ошибки не будет».

***

Первый бой Суворова, к тому времени уже секунд-майора (младшего майора), состоялся 14 июля 1759 года. Потом были и участие в знаменитой битве под Кунерсдорфом, когда была разбита армия прусского короля Фридриха, и сражения помельче.
После окончания Семилетней войны Суворов становится полковником и командиром Астраханского пехотного полка, обеспечивавшего порядок во время коронации Екатерины II в Москве. 
По-настоящему полководческая звезда Александра Васильевича взошла с конца 60-х годов XVIII века, когда его бригада была отправлена умиротворять польский мятеж. Уже первая польская кампания будущего великого полководца опровергает лживый тезис о том, что «Суворов легко побеждал лишь плохо дисциплинированных турок». Так, в сражении при Ланцкороне 23 мая 1771 года 3,5-тысячному отряду тогда уже генерал-майора Суворова противостоял равный по численности отряд поляков и французов под командованием опытного генерала Дюмурье. Конфедераты засели на хорошо укрепленной позиции, а солдаты Суворова наступали, то есть по законам тактики должны были понести потери втрое больше, чем у обороняющихся. Но поляки вместе с их союзниками-французами были наголову разгромлены, потеряв полтысячи убитыми! А у русских было всего 10 раненых. 
 Еще более убедительной была победа 900 солдат Суворова над корпусом гетмана Огинского численностью в 5 тысяч человек. 13 сентября 1771 года под Столовичами мятежная шляхта потеряла крупное подразделения, утратившее боеспособность, и около тысячи убитыми и 800 пленными при русских потерях в 80 человек. 

***

После Польши Суворова направили на юг воевать с Турцией, которая не хотела смириться с потерей своей гегемонии над Крымом. Война периодически велась и на юге Новороссии, и на Балканах. Одной из самых ярких побед Суворова стало взятие 10 мая 1773 года болгарской крепости Туртукай. Он был послан туда с целью разведки боем, а захватил мощное укрепление, гарнизон которого превышал по численности его отряд, потеряв всего 200 солдат против более тысячи у турок.
История сохранила рифмованное донесение молодого генерал-майора своему командующему:
Слава Богу, слава Вам,
Туртукай взят – и я там.
Существует предание о том, что за самоуправство (взятие крепости вместо разведки!) Суворова судили, но Екатерина начертала на приговоре знаменитую резолюцию: «Победителей не судят!» 
В военной тактике Суворова были некие общие черты. Огромная по тем временам скорость передвижения войск (до 50 км в сутки – вчетверо выше, чем у тогдашних европейских армий!); использование ночных маршей и ночных боев; практически неизвестный европейцам встречный бой прямо с марша; почти полный отказ от линейной тактики с упором на слаженные действия мелких подразделений, до взвода включительно, и рассыпного строя. А также: прекрасная разведка, скрупулезный учет психологии военачальников противника, поддержание воинской инициативы среди офицеров и рядовых («каждый солдат должен знать свой маневр») и многое другое.
Это и приносило Суворову его победы, граничившие с фантастикой. Как, например, взятие Измаила в декабре 1790 года, когда 31-тысячная русская армия за считанные часы захватила мощную крепость с 35-тысячным гарнизоном, потеряв при этом вчетверо меньше бойцов, чем неприятель.

***

Последние четверть века жизни Суворов срывал турецкие планы Стамбула отвоевать Крым, громил хищную Ногайскую орду, шляхетскую фронду в Польше, спасал от от турецких ятаганов союзников-австрийцев.
Последней битвой заслуженного полководца стали Итальянский и Швейцарский походы 1799 года против Франции. Вызванный из опалы по просьбе союзников России императором Павлом старый фельдмаршал за 4 месяца очистил от французских захватчиков север Италии. 
Суворов был награжден многими европейскими орденами и даже пожалован княжеским титулом Сардинского королевства. Император Павел писал Суворову о том, что «теперь он вступил в семью коронованных особ где все являются родственниками», и даже приказал было оказывать фельдмаршалу царские почести.
Венцом полководческой карьеры Александра Васильевича стал знаменитый переход через Альпы. Формально это сложно назвать победой, поскольку русскую армию Румянцева, объединиться с которой для дальнейшего наступления на Францию должны были суворовские войска, французы уже разбили. Так что речь шла лишь о спасении от гибели русских солдат, когда швейцарская кампания была проиграна. Однако и это Суворов смог превратить в памятник военного искусства. Вышло тогда из французской ловушки 75% личного состава суворовского корпуса притом что 30 лет спустя в ходе русско-турецкой войны только небоевые потери русской армии (из-за плохого питания и эпидемий) составили почти 80% из 125 тысяч бойцов! 
Высший в Российской империи чин генералиссимуса, четвертый по счету с момента его введения при Петре, был присвоен Суворову за Швейцарский поход.
Вскоре после возвращения из этого похода Суворов скончался. Это произошло 6 мая 1800 года, в день памяти самого чтимого в России небесного покровителя воинов, великомученика Георгия Победоносца. Хоронили его десятки тысяч жителей Петербурга…
На могильной плите по завещанию покойного выбита лишь одна фраза: «Здесь лежит Суворов». Другой эпитафии этому великому полководцу и не требуется. Он, говоря словами Пушкина, «памятник себе воздвиг нерукотворный»… 

5
1
Средняя оценка: 2.85507
Проголосовало: 276