Уловить контуры былого…
Уловить контуры былого…
М.А. Чернова. «Русское вокальное искусство “золотого века” дворянской усадьбы». – М.: ООО «Алфавит 2000», 2020. – 232 с.: ил.
Культурное наследие русского народа поистине неисчерпаемо – эта истина с каждой очередной эпохой, с каждым новым историческим периодом находит себе всё новые подтверждения. На протяжении всей истории России отечественными учёными, искусствоведами и энтузиастами-подвижниками методично и скрупулёзно, в меру и на пределе возможностей, производились изучение, систематизация и обобщение достижений во всех областях культуры. Следует отметить, что особенно большой и значительный вклад в сохранение российского культурного наследия был сделан в советский период. Говорить об этом можно долго, здесь же достаточно только констатации факта: в советской науке не было областей культуры, которые бы считались «нерентабельными»; культура многонационального советского народа изучалась во всей её полноте и на самом высоком академическом уровне. На стыке XX и XXI вв., отчасти по объективным причинам, отчасти по причинам, имеющим политический характер, наука о культуре была поставлена перед необходимостью существовать по законам «рыночной» (в самом вульгарном смысле этого слова) экономики. Как неизбежное следствие, забота о сохранении российской культуры во многом легла на плечи энтузиастов, патриотов, истинных бескорыстных ценителей национального духовного наследия. Каждый новый шаг на этом пути, каждое новое исследование, монография или альбом, в очередной раз дают нам представление о том, сколь многого мы ещё о себе не знаем, или, по крайней мере, знаем недостаточно.
Книга музыковеда, кандидата педагогических наук, Заслуженного работника культуры РФ Марины Анатольевны Черновой «Русское вокальное искусство “золотого века” дворянской усадьбы» является значительным явлением современного отечественного музыковедения. Она, с одной стороны, концептуально фиксирует и обобщает важное явление русской культуры, суть которого сформулирована в названии книги; с другой стороны, написана на высоком научно-популярном уровне, что делает книгу не просто источником сведений, но действительным фактором современного российского просвещения. В наше время Россия переживает период освобождения от всевластия космополитических «либеральных» догм, возвращаясь на путь здорового национального самосознания. Для того чтобы этот путь был плодотворным и скорым, необходимо сколь можно более обширное и полноценное знание истории нашей культуры, достижений русского искусства, всего нашего общенационального духовного наследия. Книга М.А. Черновой написана с глубоким пониманием всех этих актуальных проблем и задач.
Открывает книгу ёмкое и содержательное Введение, в котором раскрывается концепция авторского замысла. Среди многого важного и значимого следует выделить формулировку – своего рода алгоритм понимания взаимосвязей между умозрительными понятиями искусства и дворянскими усадьбами как материальным выражением определённой составной части русской жизни XVIII в.:
«Русская усадьба – явление особое, в котором соединились многие черты русского характера, русского менталитета: это широта и свободолюбие, размах и желание быть “не хуже других”, но одновременно это и уединённость, тонкость и ранимость души, желание скрыть себя и своих домашних от любопытных глаз, недоброжелательности чужого взгляда, оградить своё семейство внутри особого, построенного по собственному разумению жилища по принципу “мой дом – моя крепость”. Всё это нашло отражение в жизнеустройстве русской дворянской усадьбы».
В дальнейшем автор раскрывает весь богатый и многомерный внутренний мир дворянской усадьбы – именно не как просто места для жилья, но как тщательно и мудро организованный мир, своего рода микрокосм, в котором все сферы духовной и материальной жизни органично занимают своё законное и несменяемое место. Именно здесь, в дворянской усадьбе, получило развитие вокальное искусство, как один из компонентов духовной жизни русского дворянского общества. Автором подчёркивается роль в изучении усадьбы как феномена отечественной культуры таких выдающихся деятелей советской и российской гуманитарной науки, как Д.С. Лихачёв и Ю.М. Лотман.
Содержание книги структурировано в соответствии с канонами научной работы. Текст разделён на главы, каждая из которых объединяет, систематизирует и обобщает определённый тематический аспект изучаемой проблемы: I. «Историческое место дворянской усадьбы в русской культуре XVIII века»; II. «Музыкальная культура в дворянской усадьбе»; III. «Русское вокальное искусство» (подглавы: «Основные жанры русской вокальной музыки XVIII века», «К вопросу формирования русской академической вокальной школы»); IV. «Музыка в русской усадьбе XVII века: опыт исследовательско-творческой реконструкции». В Заключении подводятся итоги исследования, рассказывается о некоторых его этапах, а также формулируется принцип работы над темой: «Осознание себя связующим звеном между прошлым и будущим нашего Отечества определяет высочайшую ответственность исследователей в необходимости трансляции накопленных знаний последующим поколениям». К основному тексту прилагается обширный Библиографический список. Существенным дополнением к книге является подборка иллюстраций, среди которых – листы нотных текстов и портреты видных деятелей русского вокального искусства.
Книга М.А. Черновой возвращает в научный и культурный оборот забытые или полузабытые имена русского вокального искусства. М.Ф. Полторацкий, А.М. Крутицкий, Я.Е. Шушерин, Е.О. Белоградская, Я.С. Воробьёв и мн. др. За каждым из названных в книге имён – большой и славный путь в искусстве, значительный вклад в сокровищницу русской национальной музыкальной культуры. Прославленные композиторы В.А. Пашкевич, Д.С. Бортнянский, М.С. Березовскиий и др. своим творчеством неразрывно связаны с вокальным искусством эпохи Просвещения. Русская опера и хоровая музыка стали ярким явлением вокального искусства. Одним из значительных жанров русской музыки XVIII в. является вокальная лирика – песня и романс. И в этом жанре история сохранила ряд имён, обогативший русскую национальную культуру. Невозможно, да и нет необходимости перечислять здесь весь ряд имён, нашедших своё место в книге М.А. Черновой – книга доступна для читателя. В своём труде автор на высоком научном и литературном уровне воплотила концепцию своего замысла. В ходе исследования подробно затрагиваются вопросы теории русских вокальных жанров. Ярко и убедительно показано, как русская музыкальная культура, впитывая и творчески переосмысляя мировой музыкальный опыт, выкристаллизовывается в своём неповторимом и оригинальном национальном своеобразии. Те высокие образцы, которые сегодня считаются классическими и эталонными, стали плодом долгого труда и вдохновенного творчества многих поколений деятелей искусства. Понимание эволюционности развития русского вокального искусства даёт возможность гипотетически выявлять закономерности и рассматривать его перспективы. В своей работе М.А. Чернова использует опыт музыковедческой науки в его достаточной полноте, о чём убедительно свидетельствует приведённый в конце книги Библиографический список. История русской культуры творится совокупностью многих усилий, и каждая индивидуальная творческая мысль опирается на весь опыт нашей общенациональной науки. В этом – гарантия надёжности и состоятельности полученных достижений. Книга М.А. Черновой является одним из значительных современных этапов в развитии истории русского искусства, музыки, русской культуры в целом.
В.М. Келле, доцент Российской академии музыки имени Гнесиных, в своём отзыве о книге М.А. Черновой пишет: «…Читая книгу М. Черновой, ощущаешь большую влюблённость автора в светское усадебное искусство того времени. Неудивительно, что автор хочет уловить контуры былого и делится с читателем опытом своих концертных проектов, воссоздававших дух усадебных оперных спектаклей и вечеров вокальной музыки». Добавим от себя к сказанному: именно влюблённость автора в предмет исследования, наряду с такими качествами, как научная компетентность и природное призвание, является залогом не просто формального результата исследования, но создания книги как цельного и законченного, одухотворённого и вдохновенного произведения искусства. Книга М.А. Черновой представляет интерес для самого широкого круга читателей, неравнодушных к истории российской, русской национальной культуры. Значение этой книги в нынешнее непростое, но судьбоносное время трудно переоценить.