Михаил Булгаков: врач, писатель, Мастер…
Михаил Булгаков: врач, писатель, Мастер…
15 мая 1891 года родился выдающийся русский писатель Михаил Булгаков. Прошло 130 лет, но его книги по-прежнему читают в самых разных аудиториях. Есть в этих книгах то, что времени неподвластно…
Родился будущий писатель в семье преподавателя Киевской духовной академии Афанасия Булгакова. Воспитание в семье сыграло важную роль в формировании личности Михаила, выбравшего после окончания врачебную стезю (он окончил медицинский факультет Киевского университета).
После окончания Гражданской войны Михаил Афанасьевич «переквалифицировался» в литераторы, а в середине 30-х годов пробовал себя в качестве театрального режиссера во МХАТе.
Молодой писатель не боялся экспериментировать. Его «Роковые яйца» – это фантастика с элементами боевика. «Иван Васильевич» – то, что называют сейчас альтернативной историей. В повести «Собачье сердце» фантастический сюжет окрашен в остро сатирические тона…
Булгаков, в Гражданскую войну симпатизировавший Белому движению и оставивший службу военным врачом в Добровольческой армии лишь после того, как заболел тифом, особых симпатий к Советской власти не испытывал. Однако в начале 20-х годов, когда покинуть Советскую Россию мог практически любой желающий, от эмиграции он отказался. А в 1930 году его знаменитое письмо в правительство с просьбой дать ему возможность выехать за границу было, скорее, попыткой привлечь внимания к своему бедственному положению, вызванному шельмованием его таланта завистниками, рядившимися в «пролетарских писателей».
А пролетарский писатель (без кавычек) Максим Горький Булгакова ценил. Как ценил его Сталин, лично позвонивший писателю домой после получения письма в правительство и предложивший помощь в трудоустройстве режиссером во МХАТ.
Некоторые критики, анализируя вершину булгаковского творчества роман «Мастер и Маргарита», находили параллели со Сталиным в образах и Понтия Пилата, и отчасти Воланда. Особенно это заметно в черновиках романа, не вошедших в окончательный вариант книги и изданных в конце 90-х годов под названием «Великий канцлер».
О многом говорит тот факт, что Сталин 15 раз ходил на спектакль «Дни Турбиных». Думается, с не меньшим интересом его смотрели и командиры Красной армии, каковыми в ходе Гражданской войны стали до 60 процентов состава дореволюционного офицерского корпуса. То же можно сказать о пьесе «Бег», в которой показаны трагедия остатков Белой армии, мытарства бывших белогвардейских офицеров на чужбине.
И «Бег», и «Дни Турбиных» были экранизированы в СССР в 1970-х годах, эти фильмы многократно демонстрировались по Центральному телевидению на весь Союз.
***
Самым известным произведением Булгакова стал роман «Мастер и Маргарита». Отношение к нему до сих пор остаётся неоднозначным. Кто-то считает этот роман антихристианским, проповедью блуда и сатанизма; некоторые критики называли «Мастера и Маргариту» «евангелием от сатаны», «романом о дьяволе». Сейчас трудно представить, что в далеком 1966 году, после первой публикации романа в СССР, для кого-то эта книга открыла путь к Богу…
Предоставим слово человеку, который скажет о романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита лучше нас, – архиепископу Сан-Францисскому Иоанну Шаховскому, считавшему этот роман образцом «метафизического реализма»: «Сложный, с ветвистой, плюралистической тематикой, роман «Мастер и Маргарита» построен в ключе фантастики, острой сатиры и умной иронии. В основной структуре этого романа мы видим странную любовь Маргариты, некоего женственного начала (может быть, таинственно олицетворяющего Россию?), к столь же таинственному, как она, и, в конце концов расплывшемуся в далях если не света, то покоя, писателю, Мастеру…
Мастер и Маргарита, не двойной ли это образ русской души, жаждущей мира и раздирающейся между бесовским искушением и зовом истины?..
Пронизанная молниями сатирического юмора, усеянная блестками озорной русской иронии, книга Булгакова, идущая по грани иного и этого мира, шекспировски-трагедийна.
Она – не только обличение бесчеловечия обывательского. В центре ее встает очистительная гроза над Голгофой, входящая на ее страницы внутренней повестью о Римском Прокураторе Иудеи, Понтии Пилате... Здесь именно «революционность» этого произведения. Впервые в условиях Советского Союза русская литература серьезно заговорила о Христе как о Реальности, стоящей в глубинах мира…»
…«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» («Мастер и Маргарита»). По этому правилу Булгаков и жил.
«Рукописи не горят!», – заявил он устами одного из своих персонажей. С этой его рукописью так и произошло. В одном из заключительных эпизодов романа Мастеру сообщают, что его книгу прочитал Тот, Кто и был для Михаила Булгакова главным героем.