Немеркнущая звезда Маягозель Аймедовой
Немеркнущая звезда Маягозель Аймедовой
28 мая великая актриса, народная артистка СССР отмечает юбилей
Ровно 50 лет назад вышел на экраны фильм туркменского режиссёра Ходжакули Нарлиева «Невестка» с Маягозель Аймедовой в главной роли, который вознёс молодую актрису, известную только в пределах Туркмении, на кинематографический Олимп.
Её имя узнал весь мир. Фотографии Маягозель Аймедовой украшали обложки крупных журналов, не только бывшего Союза, но и многих зарубежных стран. Интервью, статьи – все были посвящены одной теме: создателю фильма, открывшему новую страницу в киноискусстве, а также яркой актрисе, чья звезда зажглась на небосклоне мирового кино.
За роль Огулькейик Маягозель Аймедова была удостоена диплома и приза за лучшее исполнение женской роли на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси (1972), приза «Серебряный Орфей» – на международном кинофестивале в Сорренто (Италия), а на международном кинофестивале в Локарно (Швейцария) фильму был вручён специальный приз жюри «За поэтическое воплощение протеста против войны. И как венец – режиссёр Ходжакули Нарлиев и Маягозель Аймедова были удостоены Государственной премии СССР (1973) за фильм «Невестка».
Это была первая большая роль Маягозель Аймедовой в кино. С тех пор она снималась во всех фильмах Ходжакули Нарлиева. Их семейный союз навсегда стал творческим союзом.
***
Её творческая биография была короткой и самой обыкновенной. ГИТИС имени А.В.Луначарского – студия замечательных педагогов Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова. Будучи студенткой 2 курса снялась в небольшой роли в фильме «Случай в Даш–Кале», где молодая и сильная женщина восстала против мёртвых канонов шариата. Сыграла несколько разнохарактерных ролей на сцене Ашхабадского ТЮЗа. Вторая роль в кино – эпизодическая – в фильме «Человек за бортом», которая и определила её дальнейшую артистическую судьбу. Картину снимал Ходжакули Нарлиев, это была его первая режиссерская работа в большом кино. Он в Маягозель увидел Огулькейик – героиню будущего своего фильма, сценарий которого уже зрел в его душе.
История фильма «Невестка» проста и безыскусна. В её основе подлинный факт, свидетелями которого были братья Ходжакули и Ходжадурды Нарлиевы. На железнодорожном разъезде Сарп, затерянном среди барханов, где они провели детство, жили два человека – старый чабан и его невестка – её муж погиб на фронте. Но она не верила в его гибель и ждала...
Да, фильм о войне, и не только. Туркменская юрта в пустыне, где живут два одиноких человека – Огулькейик, которая ждёт своего мужа Мурада, не вернувшегося с войны, и её свекор Анна-ага. Они пасут овец. Жизнь героев проходит в трудах, без суеты и пустословия. Благом и душевной заботой друг о друге они наполняют всё великое пространство пустыни.
Огулькейик, простая молодая туркменка, живущая в мире грёз об утраченном счастье, воспоминаний о любимом, но не теряющая надежды на встречу с ним, обречённая жить вечно в оковах ожидания и смирения, – эту роль невероятно правдиво и поэтично сыграла Маягозель Аймедова. Вернее, она не сыграла, можно сказать, прожила её жизнь, настолько реалистичным и психологически убедительным получился образ молодой женщины в исполнении актрисы.
В картине мало слов. Но есть диалоги взглядов, понимание друг друга по едва уловимым мимическим движениям, чуть приметным жестам, которые несут информацию гораздо более точную и достоверную, чем слово.
«Молчание, – как однажды сказал Ходжакули Нарлиев, – даёт возможность рассмотреть человека, не торопясь, позволяет глубоко заглянуть ему в душу. Уважение к внутреннему миру человека священно».
Поистине, «Подлинное – молчаливо», – как сказал поэт и философ Халиль Джебран.
Прекрасна Огулькейик. Прекрасна своей трепетной женственностью, деликатностью. Она как тонкая струна, чутко реагирующая на все знаки жизни, которые дают ей надежду и силы, чтобы жить дальше. Вот, чаинка в пиале – это тоже знак будущего гостя. Она, радуясь, показывает свёкру, он поддакивает: да, конечно. И она счастлива от мысли, что муж обязательно вернётся. Вопреки мудрости, что всё проходит, и время залечит раны, фильм «Невестка» утверждает, что есть любовь вечная.
С особой заботливостью и нежностью она делает обычные дела – поит овец, ухаживает за свёкром, заваривает чай, вышивает, и во всех деталях жизни Огулькейик видна мудрая, надёжная, необыкновенно добрая суть её души.
Профессор Борис Бибиков, у которого училась в Театральном институте Мая Аймедова, утверждал, что она такой же автор картины, как и режиссёр. Она вложила в фильм столько сердца, сколько и разума. Её игра похожа на песню без слов. Актриса максимально сдержанна и экономна в средствах выражения, но как красноречивы и выразительны малейшие движения её лица, глаз, рук, которые передают все тончайшие движения женской души.
Да, её героиня наивна, и в то же время её характер поражает своей цельностью. За маской внешней сдержанности, смиренности и покорности ощущается внутренний драматизм, недосказанность. Огулькейик восхищает чистотой, мужеством и достоинством, с которым она преодолевает все невзгоды своего женского одиночества.
Щемяще печальны сцены, посвящённые несостоявшемуся материнству. Рождённых ягнят, прижимая к груди, Огулькейик уносит в тёплую юрту.
Приехали работники – заготовители каракуля. Подробностей не видно. Но громкое блеяние овец, профессиональные движения работников раскрывают смысл происходящего – происходит забой ягнят. Огулькейик от ужаса происходящего тихо сползает на землю, это в ней убивали материнские чувства.
Молчаливой и гордой Огулькейик, являющейся олицетворением символа нравственной чистоты, любви и верности, восхищался весь мир. Всем были близки и понятны её чувства: непреходящая боль в сердце от утраты любимого, тоска по материнству, желание любви и нежности.
Фильм «Невестка» был одинаково тепло воспринят зрителями всех стран. Особенно туркменскими женщинами. В своих письмах и во время встреч они сердечно благодарили Маягозель Аймедову за то, что она показала миру истинное прекрасное лицо туркменской женщины, её трудолюбие, милосердие, добросердечие, красоту и величие души.
В её героине женщины Туркмении увидели самих себя. Многие, ещё, будучи молодыми, не дождались своих мужей с войны, и никогда больше не выходили замуж. Жили они, кто вместе со свёкром или со свекровью, кто с другими близкими. Жили непросто, но очень терпеливо и преданно, как и Огулькейик, ухаживали за родителями мужа до самого их последнего часа. Актрисе удалось в кино очень честно прожить непростую судьбу тысяч и тысяч обездоленных войной туркменок. И не только.
Женщины всего мира приветствовали этот фильм. Режиссёр парижского телевидения, писательница и журналистка, вдова Жерара Филипа Анн Филип сказала:
«Это фильм обо мне. Это фильм обо всех горьких вдовах Земли, ждущих своих любимых. Но он ещё о счастье. О высоком счастье, когда человек нужен людям, когда своей силой и верой ты утверждаешь в них веру в святые вещи – в любовь и верность».
Почти все газеты и журналы мира информировали о сенсационном открытии туркменского кино, такого пронзительно тонкого, поэтического и философского, который стал известен благодаря фильму «Невестка». Проявился интерес не только к Ходжакули Нарлиеву, который до этого был известен как успешный оператор, но теперь уже как к режиссеру, не только к талантливой актрисе Маягозель Аймедовой, сыгравшей роль Огулькейик, но и в целом к стране, к её народу.
Весь мир увидел неповторимую красоту туркменской женщины, её гордую осанку, её яркие национальные наряды, напоминающие одежду цариц и богинь, известных с древних рельефов. При этом она ещё и хранительница домашнего очага, с уважением относится к мужу и к свёкру, неутомимо трудится и дома, и в поле.
У каждого народа свой язык, своя история, своя культура, свои обычаи и традиции, тем он и самобытен и интересен. Но мир чувств, переживаний, на каком бы языке не говорили герои, будет понятен всем.
А как изобразить чувства, если в картине почти нет слов? Нелегкая задача. Но с ней великолепно справились и режиссёр и актеры. Как писал один из известнейших журналов Германии Шпигель в статье «Призыв к чувствительности», где, вспоминая требование главной героини фильма Юрия Райзмана о создании при ООН специальной комиссии по защите чувств, говорилось, что, если бы такая комиссия существовала, то фильмы Ходжакули Нарлиева могли бы создаваться по их заказу, настолько удается туркменскому режиссеру Ходжакули Нарлиеву реалистично показать мир чувств.
Психологическое кино, поэтическое кино, повесть без слов, энциклопедия туркменской жизни – какие только восторженные эпитеты не звучали в адрес картины. Но стало ясно всем и ценителям киноискусства и зрителям, что в кинематограф пришёл художник со своим образным, поэтическим, метафорическим, но таким искренним и понятным киноязыком. В его картинах создается особый мир. Мир художника – режиссёра Ходжакули Нарлиева. И сердце этого мира раскрывается в незабываемых образах Маягозель Аймедовой.
***
Следующая героиня актрисы Артыкгуль в фильме «Когда женщина оседлает коня» (1974) – полная противоположность Огулькейик (Мая Аймедова принимала участие в написании сценария). Умеет говорить твердо, ясно, убедительно. Прообразом героини послужили туркменские женщины, чьи судьбы навеки связаны с историей Туркмении 1920-х годов.
Это – туркменская революционерка, прославившаяся своей легендарной храбростью Эне Кулиева, и в не меньшей степени – мать актрисы Сона Алтыевна Аймедова.
Как сказала Мая Аймедова, – «Я фактически сыграла на экране образ своей матери, а в фильмах повторяла её судьбу».
Даже тихая, покорная Огулькейик в чём –то повторяет судьбу её матери. Та тоже потеряла мужа, отца Маягозель, на войне и всю жизнь продолжала ждать его, так и не соединив свою судьбу с другим.
Сюжет фильма «Когда женщина оседлает коня» прост. Учащаяся в Ашхабаде Артыкгуль, как представитель новой советской власти, приезжает в далёкое горное село, где хозяином был Меред-бай. Жестокой была борьба. Старый, отживший строй не хотел уступать новому. Извечное противостояние реакционного – революционному.
Мы видим, как непросто происходит развитие характера героини – от робкой, несмышлёной девушки к сильной, уверенной в себе, личности. Она не произносит громких фраз, призывов, а помогает женщинам, учит их читать, писать, ухаживать за больными, – всем сердцем понять суть преобразований.
Когда мулла – приспешник Меред-бая, этого «столпа» старого мира, в бессильной ярости произносит «Когда женщина оседлает коня, а жаворонок сядет на ветку, наступит конец света», то Артыкгуль смело бросает ему в лицо: «Он уже наступил – конец вашего света!».
Артыкгуль погибла, распятая на колесе арбы, которую несёт конь погоняемый сыном Меред-бая, но её жизнь вдохновила других. «Каждый поодиночке спасает мир», – сказал один писатель. Артыкгуль отважилась выступить против бесправия старого мира, твёрдо веря в то, что зажжённый ею огонь поддержат другие. Фильм завершается символическим кадром: на белом коне в ярко-красном платье улыбающаяся Артыкгуль, а за ней – молодые туркменские всадницы.
***
И фильм «Дерево Джамал» (1980) имел не меньший общественный и художественный резонанс, о чём свидетельствовали все центральные газеты бывшего Советского Союза. К примеру, газета «Известия» опубликовала впечатление актрисы Нонны Мордюковой:
«Сколько внутреннего света, радости в этой скромной молчаливой женщине! Верность и преданность, её умение верить и любить, её мужество в преодолении трудностей. И хотя трагически заканчивается жизнь Джамал, фильм все же несёт жизнеутверждающее начало, символ его – зеленеющее яркой листвой дерево Джамал».
«Новой ролью Маягозель Аймедова доказала, что о самом высоком порыве души своей героини, может рассказать спокойно и просто, как о самом естественном жизненном поступке. Именно Джамал раскрывает лирико – философскую тему и идею фильма», – писал журнал «Ашхабад».
Фильм о Джамал, молодой женщине с разъезда Сарп. О её любви, стойкости характера, благородстве её души. Проводив мужа на фронт, она занимает его место, становится чабаном. Труд чабана – не женский. Особенно тяжело и опасно зимой на высокогорных пастбищах, когда холодные ветра сменяются снегопадом. Несмотря на трудности, она мужественно несёт свою трудовую вахту.
Сдержанностью, немногословием, умением жить внутренней жизнью, понятной без эмоциональных эффектов, героиня похожа на Огулькейик. Только в отличие от неё дождалась своего мужа с войны. Но радости эта встреча не принесла. Назар поверил грязным слухам, пущенным одним мошенником, когда Джамал случайно оказалась свидетелем его воровства. Ложные представления о чести, мужской гордости мешают мужу объясниться с ней.
Но любовь одерживает верх, и Назар осознает свою вину и понимает, что Джамал верна и преданна ему, и чистота её не поколеблена, но она погибает, спасая его.
Если в фильме «Невестка» звучит протест против войны, то в этом – протест против бесчеловечности, против равнодушия, ведь с молчаливого согласия людей творится зло на земле.
В фильме речь не только об истории любви двух людей, о драматической судьбе Джамал, он призывает к размышлениям на вечную тему добра и зла. Недаром известный киновед Георгий Капралов так отозвался о фильме:
«Это высокая поэзия и глубокая философская мысль»,
На такыре Джамал смогла вырастить дерево, и оно в фильме символизирует любовь и победу, которую, может быть, не всегда, но в конечном итоге одерживает Добро. Дерево – это живой памятник прекрасной судьбе Джамал, её любви и стойкости.
«Фильм «Дерево Джамал» – дорог мне, – говорит режиссер Ходжакули Нарлиев. Я снимал его на том разъезде, где родился и вырос, где мне не нужно было выдумывать героев – они жили рядом. Создавая образ Джамал, я вспоминал свою мать. Она, жалея приблудных верблюдов, поила их, а соседи только своих. И погибла она, как Джамал, под колесами поезда, спасая глупого верблюда. «Дерево Джамал – это и символ жизненного чуда. Как известно, на такыре деревья не растут».
Две награды получили создатели фильма «Дерево Джамал»: на Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе (1981) – специальный приз жюри режиссёру «За правдивое и яркое воплощение на экране народного характера» и на международном кинофестивале в Москве – актрисе Маягозель Аймедова – за лучшее исполнение женской роли.
Ходжакули Нарлиев скажет потом, что более высокой награды трудно ожидать художнику, чья сокровенная мечта поведать миру о родном крае, о своих земляках.
На XII Московском международном кинофестивале Маягозель Аймедова была удостоена Специальной премии за актёрскую работу в фильме «Дерево Джамал» (1981).
На Родине режиссеру Ходжакули Нарлиеву, актрисе Маягозель Аймедовой, композитору Реджепу Реджепову и художнику Александру Чернову была вручена Государственная премия Туркменской ССР имени Махтумкули (1984)
Маягозель Аймедова была удостоена высокого звания народной артистки Туркменской ССР в 1982 году, а в 1987 – народной артистки СССР.
После картины «Дерево Джамал» Маягозель снималась во многих фильмах Ходжакули Нарлиева: «Каракумы, 45 в тени» (1982); «Фраги – разлученный со счастьем» в роли Акгыз (1984); «Манкурт» по произведению Чингиза Айтматова (1990) и других.
***
Особо надо сказать о фильме «Манкурт» (1990). Это – картина Ходжакули Нарлиева, снятая на киностудии «Туркменфильм», – по мотивам романа Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», в основе которого лежит древнее философское сказание. Молодой житель мирного аула Еломан захвачен в плен воинственными кочевниками-жуаньжуанами и в результате жестокой пытки лишившись памяти, человеческих чувств, становится безвольным рабом. Превратившись в раба-манкурта, Еломан не узнаёт свою мать, а все её попытки пробудить память сына, оказываются напрасными. Еломан по наущению жуаньжуаней убивает её.
Этот фильм был представлен на IX Бакинском международном кинофестивале «Восток – Запад» (2007) в номинации «Спецпоказ». Туркменскому кинорежиссеру был вручен приз «За выдающийся вклад в Евразийский кинематограф», а Маягозель Аймедова, сыгравшая роль Айим, получила приз «За вклад в Евразийское кино».
***
Как рождаются художественные образы? Как это происходит? Как рождается строка у поэта, мелодия у композитора? Думаю, что образы, сыгранные Маягозель Аймедовой, всегда жили в её душе. Ведь талант – это есть отражение личности человека.
Недаром она говорит, – «Мои героини – это я, в предлагаемых обстоятельствах. Все мои роли – они как мои дети, одинаково интересны для меня. Всегда, во все времена актуальны такие чувства, как любовь, верность, материнство, счастье, боль, страдания, потому что они касаются человеческих судеб».
Талант – это ещё острота восприятий, чуткость, ранимость, может, поэтому с детских лет, опалённых войной, живут в её памяти образы некоторых её героинь. Она никогда не забудет два эпизода из тех военных лет, которые навсегда врезались в память.
«Папа был военным и был рано призван. Я родилась, когда его уже не было в Ашхабаде, – вспоминает Маягозель Аймедова. – Мама рассказывала, что папа приезжал на несколько часов, и увидел меня 6-месячным ребёнком. Когда она начала рассказывать, я остановила её и продолжила сама, мне тогда было лет 10-12. Я сказала, что мой папа держал меня на руках, целовал, на шее у него было что-то тёмное (на военном кителе пришиты чёрные полоски), потом он посадил меня, что-то говорил. Мама утверждала, что я не могла этого помнить. Ты плакала, говорила мама, плакала сильно, словно предчувствовала, что больше не увидишь его.
Второй эпизод. Мне было три года, сестре Розе – 15 лет. Красноводск. Мама третий секретарь обкома партии. Сестра помогает раздавать хлеб по карточкам. На высокой насыпи под тентом, на вокзале. Вдруг подбежал здоровенный парень, схватил несколько буханок и карточки со штыря, и убежал. Розочка истошно закричала, люди бросились ловить вора. Появились военные. Они решили, что девочка и вор в сговоре. Меня кто-то привёл домой, уложил спать. Всю ночь я была одна. Помню страх и мысль, что кричать и жаловаться нельзя. Утром мама вернулась с Розой, стали собирать вещи. Мы поехали в Теджен. Маму понизили, отправили в маленький городок третьим секретарём райкома партии».
Все эти чувства маленькой девочки – боль утраты отца, страх, отчаяние, тревога за жизнь семьи, разочарование от несправедливости, все они настолько сильно и ярко отпечатались в глубинах памяти Маягозель, что актриса до сих пор помнит каждую деталь этих событий.
Память для актёра – это как записная книжка для писателя, когда всё увиденное, услышанное случайное слово, хранится в памяти, ожидая своего часа. Приходит время из этого «запасника» появляются нужные черты, жесты, мимика, необходимые для роли, для полноценного воплощения образа.
«В кино нет такого сопереживаюшего зрителя, как в театре, – говорит Маягозеь Аймедова. – Живого зрителя не обманешь, ты слышишь его дыхание, видишь его живую реакцию, его глаза, слёзы, смех. А в кино ты один перед объективом камеры, и тут ничто не поможет. Но приходит на помощь театральный опыт, опыт вживания в роль».
Она настолько начинает жить жизнью своих киногероинь, что сердце зрителя испытывает боль от щемящего сострадания к ним.
***
Она по-прежнему популярна в мире искусства. Об этом говорят награды, полученные Маягозель Аймедовой в последние годы.
На II Международном кинофестивале «Евразия-2005» в Алматы была удостоена приза «Золотой лев» в номинации «За вклад в развитие киноискусства» в компании таких известных мировых звёзд кино, как Орнелла Мути и Микеле Плачидо.
На кинофестивале стран СНГ и Балтии «Киношок -2016» – удостоена приза «За честь и достоинство в актёрской профессии». Там ей был посвящён показ фильма «Дерево Джамал» Ходжакули Нарлиева.
В 2017 году на кинофестивале «Амурская осень» в г. Благовещенске – приз «За вклад в развитие мирового киноискусства».
В 2019 году на IV Сочинском международном кинофестивале «Россия-Британия» – приз «За честь и достоинство в актёрской профессии». Маягозель Аймедова была на этом фестивале сопредседателем жюри.
Она дважды возглавляла жюри международных кинофестивалей – в 2017 г. в Благовещенске и 2018 г. в Казани – на фестивале мусульманского кино.
Рассказ о ней будет неполным, если не сказать, что Маягозель Аймедова была депутатом двух созывов туркменского парламента (Меджлиса) в течение десяти лет.
Она – счастливая жена, мать, бабушка, живет их радостями, их успехами, как и многие женщины. Много читает, в основном, классику, читает на русском языке, с детских лет владеет им отлично.
Ездит с артистическими бригадами по необъятной России, встречается со зрителями, которые, помнят и любят её за немеркнущее искусство перевоплощения, которое она много лет демонстрировала с экранов, пробуждая сострадание и милосердие, утверждая радость и извечное устремление человека к гуманности – человека, поднимающегося над обыденной повседневностью суетного мира.
Образы, созданные Маягозель Аймедовой, продолжают волновать и восхищать своей женской привлекательностью и притягательностью, их таинство кроется в недрах души великой актрисы.
«Вы спрашиваете, довольна ли я своей кинематографической судьбой? Отвечу. С моей стороны было бы грешно быть недовольной своей артистической судьбой. Но я очень хотела сыграть историческую личность – Гульджемал хан, уже обговаривали этот проект с Клычем Кулиевым, писателем и дипломатом. Он стал изучать архивы. Я рассказывала ему, иногда показывала, какой я её вижу, как она говорит, ходит, какая у неё осанка, достоинство, с которым обращается к воинам. Но, увы, жизнь внесла свои коррективы, меня избрали депутатом, и у меня началась другая работа».
Может быть, сейчас будет написан сценарий фильма об этой замечательной исторической личности и у туркменской актрисы Маягозель Аймедовой исполнится её давняя мечта – она сыграет правительницу и воительницу Гульджемал хан, вошедшую в историю благодаря своей мудрости, мужеству и высокому авторитету. Дай Бог! Пожелаем Маягозель Аймедовой и её семье доброго здоровья и удачи в жизни и в творчестве!
Примечания:
1. Маягозель Аймедова. Фото на обложке журнала «Советский экран», 1981, №8
2. Фильм «Невестка»
3. Фильм «Когда женщина оседлает коня»
4. Фильм «Дерево Джамал»
5. Фильм «Манкурт»
6. Маягозель Аймедова и Ходжакули Нарлиев
……………………
Фильмы с участием Маягозель Аймедовой:
1. Фильм «Невестка»
https://www.youtube.com/watch?v=F1U1J9-G5tM
2. Фильм «Когда женщина оседлает коня»
https://www.youtube.com/watch?v=ld_2TNj2XDg
3. Фильм «Манкурт»
https://www.youtube.com/watch?v=caWzjUkrL0Q&list=PLGMne37hcoAZcAJsAhzTjkSo6HaYQG3qS
Художник: Д. Байрамов.