О поэзии Ивана Голубничего
О поэзии Ивана Голубничего
Редакция журнала «Камертон» поздравляет нашего автора, поэта, критика и литературоведа Ивана ГОЛУБНИЧЕГО с 55-летием! Желаем Ивану Юрьевичу крепкого здоровья, неиссякаемого вдохновения, солнечного настроения и новых стихов!
На мой взгляд так: последние несколько десятилетий ушедшего календарно века, это (последовательно) – Рубцов, Кузнецов, Голубничий. По сильнейше выраженной внутренней стороне времени, а следовательно, по загляду в вечность.
Долгов у поэта много: дар данный возвратить Творцу; сердце человеческое не опакостить, а взметнуть к звёздам; Родину не предать…
И отдаются долги наши день за днём, капля (крови) за каплей (пота), в одиночестве, пред пугающе чистым листом бумаги, который вот-вот начнёт заполняться словами… За ними – судьба. Когда – поэт.
(Замечу в скобках, что все три поэта – национальные русские поэты, что ныне осложняет восприятие их поэзии миром, ибо мир стремительно и гибельно превращается в интернациональное месиво, наднациональное крошево. Когда слушаем национального поэта, скажем, Индии, то нам он понятен и близок, ибо – на одной платформе стоим, общая любовь связует нас; говоря на разных языках, – на одном чувствуем. Миру, самонадеянно выросшему над нациями, национальный поэт чужд. Национальный поэт для такого мира – угроза и враг. Но – отвлечёмся: будущее манит, вечность тревожит… Иными мерками меряется и национальный поэт. Так вот эти трое: Рубцов, Кузнецов, Голубничий в вечности пребудут поэтами любви; той, какую Христос завещал нам).
Но не о трёх поэтах речь. Об одном. О Рубцове и о Кузнецове – кое-что набирается. И ещё наберётся. Они признаны. О Голубничем – печально мало. Возможно, причина – зависть, такая микро-зараза, широчайше распространённая…
Мне – легче. Голубничий – моё поколение. И – именно поскольку ровесники, поскольку я не маститый поэтище и, следовательно, «гляжу на мир не свысока», то пусть эти скромные заметки, разросшиеся из маленькой дневниковой записи, послужат неким посылом в будущее, в тот мир, где все мы уповаем пребывать в любви.
Итак, Иван Голубничий, «Стихотворения», Москва, 2000 год. При первом прочтении – ошеломление, изумление от той стычки – лоб в лоб, которую всегда ждёшь, но часто ожидание венчается разочарованием. Не так у Ивана. Гимн будущей жизни:
И золотые будут времена,
И прорастут иные семена…
завершается констатацией «нашего» участия в тех далёких «золотых» временах (обращаю внимание на «удар» в последнем двустишии):
А нам – смотреть из темноты веков
На торжество осмеянных стихов,
На правду книг, растоптанных толпой,
В своём тщеславье злобной и тупой,
Вотще свою оплакивать судьбу,
Мучительно ворочаясь в гробу.
Или (мой любимый сонет) – «Когда устанешь от пустых затей…» – с плавным течением жизни, с мудрым её постижением, с пронзительно-светлым прощанием в итоге:
В твой смертный час пусть ангел осенит
Тебя крылом и чистою молитвой,
Пусть будет светлым твой последний сон!
Иии… – бах! Монтажный стык, как в кино! –
…Я просыпаюсь. Тишина звенит.
Рассвет пронзает ночь холодной бритвой.
Кошмарный день встаёт со всех сторон.
Неуместное, излишнее, натужное, притянутое позёрство – вот что такое обычно в современных стихах все эти милые: «чу!», «сей», «о!», «вотще» и проч., и проч. образчики поэтически-эмоционального восприятия мира. Без них – никуда! Если «чу!» нет в стихах – какой же ты поэт?! Читая Голубничего, всё пытался разъяриться на попадающиеся то тут, то там «приветы из XIX-го»… Ничего подобного! Впервые в современной поэзии слиянная органичность, смысловая неразделимость времён. Это не мост между эпохами, а мостик – лёгкий, подвесной такой над пропастью, по которому Иван шагает, выходя из пункта «А» (Пушкин) и добираясь до пункта «Б» (конец XX-го) со скоростью, куда большей скорости света, – со скоростью своего огромного таланта. Ни капли вычурности, искусственности и мертвечины в следующих, к примеру, строках:
Пришёл, окутанный вечерней тьмой…
Что скажешь мне, о скорбный ангел мой?
.................................................
На башне било час. Восток светлел.
Рожок походный протрубил «отбой».
Над площадью – повешенный в петле.
Чу! – смолк рожок. Солдаты стали в строй
И, шаг чеканя, двинулись вперёд,
И каждый, несомненно, был герой.
.................................................
Что, Русь моя? Ужели это ты
Во тьме времён умолкла тихим стоном?
Но чу! – опять с невемой высоты
Душа блаженным освятится звоном.
О звон иной, нездешней чистоты,
Как благодать пьянящая молитвы!..
.................................................
И в сей нарушенной тиши
Почуешь тайное броженье,
Забытых снов отображенье
И вздохи мировой души…
90-е… Не знаю другого поэта, кто с такой силой выразил бы почти нереальность происходящего, вдруг обступившую пустоту, боль и горечь потерянного, отчаяние и предвестие конца. Больное время, болезненное, время – дурная кровь… Дурманит время, с ног валит, – вот это шатание, шараханье – поразительно! – у Голубничего почти в каждом стихотворении:
А может, в час позора и конца
Безумие за мною шлёт гонца?
…
А может, просто жизнь совсем пьяна?
Там, на дворе, лихие времена…
.................................................
Привычные вещи, постель и окно,
Простые владенья мои
Хочу я увидеть, но вижу одно –
Пустые глазницы свои.
.................................................
И пустота из каждого угла
Глядит в глаза с какой-то странной болью,
Вползает в дом, парализует волю,
Толкает на ужасные дела…
Заря холодной кровью истекла
Над миром из бетона и стекла.
.................................................
Книги. Такая муть!
Крест. Охраняет дом…
И ледяная жуть
За ледяным окном.
Слышишь – с больных небес
Стоны сквозь дождь и снег?
Это бездомный бес
Ищет себе ночлег.
Остаётся человеку – вопль, наедине с собой, плач:
В глухую ночь уйти из дома
И где-то выплакаться всласть.
.................................................
…А может, выйти в полночь и упасть,
И снег лицом заплаканным согреть…
Цитировать хочется целыми стихотворениями (не удержусь, отметив стих высокого накала – «Пахнет дымом, и сера скрипит на зубах…» – посвящённый трагедии октября 1993 года)… Хочется, чтобы Ивана читали. Голубничий – из тех поэтов, что знают тайну. Загадки загадывать – многие научились, а вот знание тайны – удел Божьих избранников.
И ещё одно желание, лучше – пожелание: чтобы нынешнее молчание Ивана прорвалось, чтобы сиюминутная немота стала оправданием будущих великих стихов. Вообще-то, это даже не надежда, а уверенность. Поскольку в конце истории поэт творит для Творца, и ни для кого больше. Дальше – кто услышит, тот услышит. Мы – лишь внимаем. И мы – не судьи. Мы только свидетели. Я дерзновенно и без всякого права записываюсь в защитники Ивана Голубничего.
А ему – Бог в помощь!
2000 г.
Художник: К. Маргулис.