Удивительно русское мироощущение

Нина ГОЛОВАНОВА. «Люк и Фек. Мир и Война». Роман в стихах. – М.: Издательство «У Никитских ворот», 2021.  

Сегодняшняя действительность такова, что не располагает к рефлексии, чрезмерно пристальному всматриванию в жизнь, объёмному и сознательному взгляду на прошлое и настоящее. В народное сознание оказались внедрены поверхностные и лукавые, порой откровенно враждебные и далёкие от истины алгоритмы восприятия нашей истории – как народа, страны и государства. В поэзии на «медийном» уровне сегодня преобладают модернистские тенденции, выражающиеся в выхолащивании творческого духа в угоду упрощённому формализму, верлибристике и «переоценке» традиционных ценностей российской, русской духовности и культуры. Отчасти в этом выражается «дух времени», занесённый к нам из заморских идеологических «кулуаров». Мы знаем, что в истории нашего Отечества были периоды тяжёлых испытаний и героических противостояний, трудовых и ратных подвигов. Всем внешним и внутренним вызовам, в том числе и на духовном, литературном фронте, всегда успешно противостояло наше здоровое нравственное начало и наша национальная духовная традиция. 

Роман в стихах «Люк и Фек. Мир и Война» известной русской поэтессы Нины Головановой возрождает в современной отечественной литературе жанр крупного стихотворного произведения. Традиция романа в стихах существует в России давно, с пушкинских времён, а в каких-то проявлениях – и с более ранних. Нет необходимости здесь проводить параллели и устанавливать взаимосвязи, достаточно будет сказать, что этот жанр получил у нас прочное читательское признание, поскольку предоставляет автору возможности решения многих творческих задач. Роман Нины Головановой написан с поистине эпическим размахом применительно к недавней истории и современности. История человеческих судеб органично переплетается с историей страны, и в этом неразрывном переплетении находит выражение художественная правда, правда жизни, которую не всегда можно рассмотреть в суете повседневности и мелькании трудовых буден. Герои романа Люк и Фек – Людмила и Федот – вместе со своими соотечественниками проходят предназначенный им жизненный путь, выстраивая свои судьбы в бурях и невзгодах мятежного века. Для того, чтобы написать подобное произведение, недостаточно одного только дарования – необходимо, чтобы автор был глубоко сопричастен жизни народа; чтобы, создавая художественные образы и исторические события, он не «сочинял», а исповедально высказывал то пережитое, что хранится в тайниках его творческого сознания и души. 

Поезд прибыл на перрон.
Вот она, Магнитка!
Грохот, пыль со всех сторон –
Города визитка.
Грандиозность и размах
Стройки и завода
Люк внушили лёгкий страх,
Но кругом природа
Тихо к отдыху звала.
Синь реки манила.
Зелень рощи так светла,
Тень покой сулила…

Стилистически роман Нины Головановой органично связан с некрасовской традицией и, опосредованно, с русской народной поэзией. Некрасовская нота звучит в строфах романа отчётливо, выдержанно и без малейшей фальши. Это качество обусловлено и тематической направленностью произведения, и собственно личностью поэтессы, впитавшей русскую народную традицию, как говорится, с молоком матери. В то же время, недвусмысленная отсылка к роману Льва Толстого «Война и мир», заключённая в заглавии романа, призвана подчеркнуть масштаб и систему координат творческого замысла. 
Нельзя не сказать о том значении, которое имеет стихотворный роман Нины Головановой для воспитания в молодых читателях чувства гражданственности, ответственности за судьбу Родины, сознательного отношения к жизни. На примерах судеб своих героев поэтесса ярко и убедительно показывает, что только в единстве с народом, разделяя его чаяния и упования, радости и невзгоды, человек может обрести подлинный смысл жизни и прожить счастливую, достойную жизнь, о которой ему не придётся сожалеть в скорбный час подведения итогов. Такие произведения необходимы прежде всего молодым читателям, которым сегодня так непросто порой обрести верные ориентиры в современном мире и сохранить ускользающую почву в холодной бесприютности бытия…  

Битва близилась к концу,
Вражеской подмоге
К Сталинградскому кольцу
Заперты дороги.
День-другой – и белый флаг
Выкинут фашисты.
Их удел – позор и страх,
В лагерь путь тернистый.
Нашим же войскам назад
Немцев гнать на Запад.
Никаких врагам пощад:
Нас-то жгут и грабят…

Интересный и плодотворный художественный приём, свойственный русской литературной традиции, представляет введение в цельный и метрически, в основном, однородный массив стихотворного романа нескольких текстов романсов, которые представляют собой вполне самостоятельные произведения. Эти романсы создают дополнительные возможности для исповедальных интенций персонажей и их личностных характеристик. 

«Нагадай мне, цыганка, любовь,
От которой бы сердце запело,
Заплачý хорошо, славословь
Силу страсти над духом и телом!

Нагадай мне таинственный сад
С нежным запахом роз и магнолий,
Где стрекочет оркестр из цикад
Серенады любовных историй…

Нина Голованова успешно справилась с поставленными перед собой творческими задачами. Героические вехи страны встают перед читателем в неподдельном величии и благородной, человеческой простоте. Высокий уровень обобщения позволяет выделить главное, отсекая мелочное, незначительное, нетипичное. Особое внимание поэтесса уделяет деталям, определяющим жизнь. Течение событий, полифония судеб и характеров, удивительно русское мироощущение – все эти качества делают стихотворный роман Нины Головановой значительным явлением современной русской поэзии.

5
1
Средняя оценка: 2.7871
Проголосовало: 155