Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Выпуск №9. Геополитические барьеры «свободного рынка»
По мере возрождения российской экономики и активизации её торговых связей с внешним миром задача полномасштабного обеспечения наших мировых экономических интересов политическими и военными средствами становится всё более актуальной.
География мирового оружейного бизнеса, за очень небольшими исключениями, в точности совпадает с границами сфер влияния основных мировых держав. И это, в принципе, всё, что нужно знать о так называемой «свободной конкуренции» на этом сверхприбыльном рынке.
Вот вам свежий пример. Исторически нейтральное государство – Швейцарская Конфедерация как раз сейчас предпринимает очередную попытку радикального обновления своих военно-воздушных сил и создания практически отсутствующих зенитно-ракетных войск. Казалось бы – какое нам до этого дело?
Но давайте не будем спешить с выводами и постараемся вникнуть в суть проблемы.
Итак, давайте разбираться. Вот что пишет швейцарская пресса:
«В этот понедельник, во время вопросов в Национальном совете, начальника Департамента обороны, народонаселения и спорта Виола Амхерд спросили о некоторых стратегических целях швейцарской армии. В её стратегической доктрине отмечается, что она должна уметь проводить “наступательные действия в глубине пространства противника”. Её также спросили, что под этим подразумевается: “Какова протяжённость этого оперативного пространства?” В качестве примера она указала на самолёт “Рафаль” с дальностью полёта 3700 километров: “Располагает ли швейцарская армия средствами разведки и материально-техническим обеспечением, позволяющими ей вести наступательные действия на таком расстоянии?” Между тем, в Берне всё чаще намекают, что Федеральный совет собирается выбрать французский реактивный истребитель в качестве нового боевого самолёта. Напомним, что остальные три конкурента это Eurofighter Typhoon от европейского Airbus, F / А-18 Super Hornet от американского Boeing и F-35, также Американский, от Lockheed-Martin».
Помимо замены основного боевого самолёта, согласно сообщениям осведомлённых СМИ, одновременно планируется закупка зенитных ракетных систем средней и большой дальности, на что Швейцария собирается израсходовать до 2 млрд. швейцарских франков (сейчас эта страна не имеет таких систем на вооружении). По программе наземной ПВО/ПРО был разослан запрос предложений относительно приобретения европейской ЗРС Eurosam SAMP/T либо американской Raytheon Patriot.
Швейцарская ситуация интересна для нас прежде всего своим «модельным» характером. Это, пожалуй, одна из самых принципиально нейтральных стран в мире. Во всяком случае, именно так официально позиционируют её на мировой арене швейцарские власти. Более того, они настолько щепетильны в части защиты своей суверенной независимости, что даже в выборе боевой техники для вооружённых сил ориентируются на решения всенародных референдумов, которые проводятся здесь с регулярностью хода знаменитых швейцарских часов.
Так, например, тот факт, что власти склоняются именно к покупке французского «Рафаля», не в последнюю очередь объясняется тем, что влиятельные местные левые силы угрожают провести референдум против закупки именно американских самолётов, как политически недопустимой для нейтральной Швейцарии. Даже, несмотря на то, что именно американские F/A-18 Hornet старых серий сегодня составляют основу местных ВВС.
Кстати, в 2014 году в результате предыдущего референдума по сходной тематике потерпела крах программа закупки истребителей шведского производства Saab JAS-39E Gripen NG из-за нежелания большинства избирателей оплачивать эту покупку.
Казалось бы, при таком уровне демократии и приверженности национальному суверенитету, это государство должно быть эталоном по части выбора для своей армии оптимальных боевых систем по главному критерию их качества – «стоимость – эффективность».
Однако на практике всё выглядит несколько иначе. Несмотря на свою декларируемую равноудалённость от мировых центров силы, Швейцария де-факто является, в силу общеизвестных особенностей своей финансово-экономической системы, неотъемлемой составной частью геополитической сферы влияния Запада. И в качестве таковой всё равно вынуждена ограничивать свой выбор только границами этой сферы. Иначе говоря, даже в этом близком к эталону случае, примат геополитики над экономическими и даже сугубо военными соображениями, вполне очевиден.
Ярким тому подтверждением является ситуация с планами приобретения той же Швейцарией зенитно-ракетных систем. Как мы уже упоминали, рассматриваются только два варианта – американская ЗРС «Пэтриот» и европейская (точнее франко-итальянская) Eurosam SAMP/T.
Что касается американской системы, то она за последние годы приобрела настолько худую славу в части своих боевых качеств, что её конкурентоспособность в принципе вызывает большие сомнения. Широко известны хронические неудачи ЗРК «Пэтриот» в борьбе с крайне устаревшими йеменскими аналогами советских ОТР Р-17 («Скад») конструкции 60-х годов прошлого столетия. Ничуть не более «успешным» было их применение для отражения ракетной атаки на нефтеперерабатывающие комплексы Саудовской Аравии в сентябре 2019 года. И, конечно же, полный провал систем «Пэтриот» в случае иранского удара новейшими БРСД по американским базам в Ираке в январе 2020 года, которые были поражены без малейшей попытки организовать их противоракетную оборону.
И вот такой, по сути дела, военный хлам та же Швейцария вынуждена рассматривать как основу своей перспективной системы ПРО/ПВО.
Что же касается «европейской альтернативы» Eurosam SAMP/T, то эта система в ходе реальных боевых действий пока вообще не проверена. А её основой являются ракеты семейства «Aster» с максимальной дальностью действия от 60 до 100 км. Что в разы меньше тех боевых показателей, которыми характеризуются российские зенитно-ракетные комплексы С-300/С-400.
Сами швейцарские военные признают, что европейские ЗРК не обеспечивают прикрытие даже всего воздушного пространства этой весьма небольшой страны.
И тем не менее, других возможностей выбора, кроме как в рамках западной геополитической резервации у них, фактически, нет.
И это притом, что образцы вооружений западного производства являются самыми дорогостоящими в мире и по этому показателю, как правило, значительно превышают стандартную стоимость аналогичных, в том числе и намного более совершенных, систем незападного производства.
Для той же Швейцарии, народ которой путём референдумов держит под контролем каждый франк государственных расходов, возможность экономически обоснованного выбора систем вооружений безотносительно к стране происхождения была бы настоящей находкой. Особо подчеркну – именно с учётом глубокого и неизменного швейцарского нейтралитета.
Тем более что речь идёт о возможности приобретения за многократно меньшую сумму значительно более совершенных военно-технических систем.
И Швейцария далеко не одна такая страна, которая сталкивается сегодня с геополитически мотивированной вынужденностью своих крайне обременительных и нерациональных военных закупок.
Примером тому история с приобретением тех же американских ЗРС «Пэтриот» Польшей и российских С-400 Турцией. Польша, будучи, уж извините за грубую правду, верным и бессловесным холопом США, сразу ограничила свой диапазон выбора исключительно американскими «Пэтриотами». За что получила от янки «благодарность» в виде совершенно чудовищного «прайс-листа». Заокеанские шкуродёры потребовали от поляков за поставку всего двух дивизионов этих систем (16 пусковых установок) десять миллиардов долларов. С польским начальством едва не случилась массовая кондрашка по этому поводу. И они осмелились всё-таки просить у Вашингтона пощады. Американцы поняли, что хватили лишку и скостили цену в два раза.
Но даже после этого Польша приобрела эти технически отсталые и показавшие свою боевую неэффективность системы намного дороже, чем Турция купила С-400 в России.
Обратим внимание на соотношение общей стоимости данного контракта с количеством поставляемых в Польшу пусковых установок – 16 штук за 4,75 миллиарда долларов.
А теперь сравним эти показатели с аналогичными по недавней российско-турецкой сделке о поставке Анкаре 4 дивизионов зенитно-ракетного комплекса С-400 «Триумф». Уточним, что один штатный дивизион С-400 – это 8 пусковых установок. Причём количество направляющих (то есть пусковых контейнеров) на каждой ПУ у С-400 и «Пэтриота» одинаковое – по 4 единицы.
Таким образом, получается, что Россия поставила Турции в два раза больше пусковых установок ЗРК – 32 единицы общей стоимостью 2 млрд. долларов. То есть, эта российская ракетная система дешевле американской ровно в пять раз. При этом ЗРК С-400 по своим тактико-техническим характеристикам полностью превосходит американского конкурента. То есть в действительности, с учётом разницы в качестве оружия, потери Польши значительно больше пятикратных!
Польша, конечно же, далеко не то же самое, что стремящаяся к идеальному нейтралитету Швейцария. Но по большому счёту, разницы никакой – и та и другая страна фактически обречены своим геополитическим статусом и окружением делать далеко не самый оптимальный выбор в случае приобретения систем вооружений на мировом рынке. Притом, что разница в цене вопроса может составлять миллиарды долларов.
Эти два примера в реальной действительности можно спокойно умножить на многие сотни и тысячи. Потому что фактически вся система мировой торговли оружием (и не только оружием!) завязана именно на геополитические сферы влияния. Доступ в которые конкурирующих внешних сил практически воспрещён. Причем воспрещён не какой-то абстрактной «логикой рыночной экономики» с её идеальным выбором в пользу лучшего и в то же время более дешёвого товара, но сплошь и рядом самыми грубыми методами прямых запретов, санкций торговых блокад.
Что бывает в тех случаях, когда какая-либо страна, входящая в западную сферу влияния, позволяет себе нарушить эти правила игры и допустить связь со страной-конкурентом Запада, хорошо видно на примере той же натовской Турции. Эта страна осмелилась заключить с Россией чрезвычайно выгодную для неё и весьма целесообразную в военном отношении сделку на покупку ЗРК С-400.
Разъярённые таким «вопиющим непослушанием» турок США только что войну ей не объявили! Зато все остальные средства и методы давления и выкручивания рук были использованы на все сто процентов. Турция мужественно отразила все наскоки и осталась при своих интересах. Но это был едва не единственный такого рода пример свободомыслия и действия на всём западном геопространстве.
Но для этого надо быть таким относительно мощным государством, как Турция. Что же касается стран попроще, то с ними хозяева западной «тайги» вообще не церемонятся. Стоило тому же Египту заикнуться о намерении пополнить свою военную авиацию передовыми российскими истребителями Су-35, как госдеп США тут же пригрозил Египту крупными экономическими неприятностями.
Зато Румыния ничего такого себе не позволяет. И потому без лишних разговоров приобрела у Америки 12 штук истребителей F-16 сорокалетней «выдержки» за почти один миллиард долларов. То есть за ту же цену, за которую можно было на действительно свободном рынке купить такое же количество новейших российских Су-35.
Но где вы видели этот «свободный рынок»? Похоже, что он существует только в воображении наших оголтелых пропагандистов «рыночной экономики», которые до сих пор, вопреки реальностям жизни, продолжают твердить, что всё идет как надо и «невидимая рука рынка» всё сама порешает.
Ничего она не «порешает»! Потому что этой невидимой рукой управляют вполне видимые воротилы западного военно-промышленного бизнеса и обслуживающая их интересы тамошняя политическая элита.
А из этого следует, что в условиях такой недружественной конкуренции, где сплошь и рядом применяются любые запрещённые, в том числе и силовые приёмы, нечего даже надеяться на успешное и широкое продвижение наших товаров на те мировые рынки, которые заблокированы военно-политическим влиянием наших западных и не только западных конкурентов. И до тех пор, пока такие зоны отсутствия торгового доступа будут существовать и закрывать от нас большую часть мира, рассчитывать на успешную конкуренцию нам вряд ли приходится. А от неё, между прочим, не в последнюю очередь зависит экономический рост любого государства и благосостояние его граждан.
Именно поэтому политические и военно-силовые инструменты продвижения экономических интересов России в мире никак не могут рассматриваться в качестве избыточных или вовсе ненужных. А те, кто так утверждает, либо проявляет опасное недомыслие, либо прямо работает в интересах врага. Который прекрасно понимает простую истину – там, где американский солдат топчет землю своим ботинком, там никаких барьеров для товаров с надписью «Сделано в США» нет, и никогда не будет. Даже если они, на самом деле, сделаны в Китае, но в интересах американского бизнеса.