Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова

Выпуск №16. Гротескная правда истории

Давно забытый фильм Михаила Ромма раскрывает ту глубинную подоплеку исторических событий, которую до сих пор страшится признать Запад.

Чем дольше живу, тем больше удивляюсь. И действительно, как можно было прожить полжизни в СССР и не увидеть этот фильм?! Притом, что уже был телевизор, да и в кино я ходил достаточно регулярно. Речь о картине «Секретная миссия», которую снял в 1950 году выдающийся советский кинорежиссер, классик политической кинопублицистики Михаил Ильич Ромм. 

Посмотрев его только сегодня, сильно пожалел, что моему поколению мальчишек 50-60-х годов слишком мало показывали и говорили о том, что на самом деле представляют собой наши западные «партнеры» и какая неистребимая русофобская злоба ими движет. Показывали бы больше, и многие наши сограждане, вполне возможно, не стали бы под западные аплодисменты разваливать собственную страну и проникаться безграничным доверием к этим отпрыскам сатаны. 

На первый взгляд, особенно на взгляд нынешнего поколения мелко плавающих дилетантов, которые, не вставая с дивана, умеют «сложить цену» всему на свете, это просто «жуткий трэш и совковый отстой». Но вынужден их разочаровать. На самом деле, эта работа Ромма является своего рода учебником кинопропаганды, нисколько не устаревшим до сего дня. Да и вообще ему вряд ли суждено устареть. Сталинские премии первой степени абы кому не вручали. И уж тем более, такому высококлассному режиссеру не поручили бы снимать заведомую белиберду. А что касается формата гротеска, в котором режиссер изобразил глубочайшую правду истории, то кто может запретить художнику выбирать самую подходящую для этого кисть? 
Итак, в чем же непреходящее, я бы сказал эталонное, значение этого фильма? Прежде всего, в том, что он учит безупречной режиссерской адекватности. Картина абсолютно идеально сориентирована на самую массовую аудиторию того времени, то есть на весь советский народ. Этот фильм надо смотреть, или хотя бы пытаться смотреть, глазами человека того времени. Человека, только что испытавшего ни с чем несравнимое горе страшной войны, проникшегося бескомпромиссной ненавистью к врагу и познавшего счастье великой Победы. 
И он черно-белый не только по типу пленки, на которой был снят. Само время было таким – черно-белым, без оттенков и полутеней, без хитрых нюансов и двусмысленных «тонкостей», которые так обожают современные политики и артхаусные режиссеры. И за которыми очень часто, если не всегда, теряется основные суть и смысл их мимолетных «творческих» потуг. Тогда друг был другом, с которым можно идти в разведку, а враг – врагом, который, если он не сдается, должен быть уничтожен. 

Именно поэтому снимать фильм в какой-то иной стилистике, в расчете на его массовое восприятие и одобрение, Михаил Ромм просто не мог. Да и наверняка не считал нужным. Потому что, в отличие от нынешних «общечеловечков», для которых «где хорошо, там и родина», он был солдатом своей страны. И на своем участке фронта делал именно то и так, как было нужно этой стране и её народу, а не лицемерным «доброжелателям» из Вашингтона и Брюсселя.

И если в фильме его внешняя сюжетная канва явно нарочито загрублена, то вовсе не потому, что автор фильма такой бесталанный. Но именно потому, что он хорошо знал людей своего времени и понимал, что никакие заумные выкрутасы они не воспримут. Просто потому, что на войне их не этому учили. 

Именно по этой причине фигуры гитлеровских главарей фильме поданы откровенно гротескно, практически в стилистике карикатур знаменитых в то время Кукрыниксов. 

И это, кстати, еще одно непонятное многим нынешним неглубоко пашущим «трендсеттерам» свидетельство великого искусства советского «агитпропа», все составные части которого били в одну цель и работали на один главный результат. Привет нынешним дыросшивателям тришкина государственного кафтана, которые не только сдуру отказались от какой-либо единой государственной политики в сфере воспитании собственных граждан, но еще и умудряются заниматься этим в режиме кто в лес, кто по дрова.
Однако подлинное величие Михаила Ромма, которое, несомненно, было учтено теми, кто доверил ему создание этой непростой картины и удостоил её высшей государственной премии, заключалось в том, что он сумел в единственно возможном тогда формате (не столько в силу цензурных ограничений, сколько по резонам практической целесообразности), развернуть самую настоящую историческую киноэпопею. Где в строго документальном, научно обоснованном виде представлен завершающий период Великой Отечественной войны. 

Совершенно очевидно, что кинорежиссер, создавший впоследствии поистине бессмертный шедевр антифашистского публицистического кино – фильм «Обыкновенный фашизм», – по своей человеческой природе просто не мог, да и не должен был гнать на экране псевдоисторическую «туфту». Во-первых, не то было время, чтобы в явную ложь кто-то поверил. Во-вторых, потому что он сам, в силу своей человеческой природы, был категорически не способен кривить душой. И, в-третьих, и в самых главных, потому что этого и вовсе не требовалось. Потому что великая сила нашей страны была тогда в Правде и в Справедливости.
И в том, что касается этой фундаментальной правды, автор фильма «Секретная миссия» ни на один миллиметр не отклонился от подлинной сути тех исторических событий. Которые, во всех ключевых моментах, он мастерски подкрепляет неопровержимыми документами и фактами. 
Именно так выглядит в фильме великолепный обыгрыш печально знаменитой фразы американского сенатора Гарри Трумена, будущего президента США, приказавшего сбросить атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Оный деятель, уже на третий день гитлеровской агрессии против Советского Союза публично и откровенно объяснил истинный смысл этой войны для Соединенных Штатов Америки: 

«Если мы увидим, что побеждает Германия, мы должны помогать России. Если будет побеждать Россия, мы должны помогать Германии. И, таким образом, пусть они убивают как можно больше…» 

Фотокопия газеты «Нью-Йорк таймс» от 24.06,1941 г с той самой фразой Трумэна.

В этой фразе американского сенатора, как в капле воды, отразилась вся подлая, двурушническая сущность политики наших западных «союзников» на протяжении всей войны. И Михаил Ромм не просто напоминает об этом, но на протяжении всей картины не оставляет ни малейших сомнений, что всё именно так и было. И в этом его едва ли не главная заслуга, особенно на фоне того, что в наше время оголтелая западная и прозападная местная пропаганда пытаются вымарать и выскрести из истории буквально всё, что ставит под сомнение «благородный облик и решающую роль» в войне США и Великобритании. 
На самом деле всё было именно так, как говорил в фильме американский сенатор, кстати, очень напоминающий Трумэна. В чьи слова Ромм вложил сущую правду о том, что Вашингтон и Лондон безбожно врали и обманывали своего советского союзника, придумывая всяческие отговорки, только чтобы не открывать второй фронт. Более того, в фильме прозвучало и то, что тайная дипломатия Запада никогда не предъявит на свет божий. То, что до сих пор находится в самых тайных архивах западных правительств с автоматическим продлением сроков секретности на веки вечные. 

«Мы дали вам два года и обманывали Советский Союз со вторым фронтом, чтобы вы имели время и возможность его уничтожить», – говорит американский сенатор гитлеровским генералам. И реальная история полностью подтверждает этот якобы «роммовский вымысел»: 
 – До сих пор скрытый под завесой непроницаемой тайны визит заместителя Гитлера Рудольфа Гесса в Англию в самый канун нападения на СССР (15 мая 1941 года). После которого англосаксы всеми правдами и неправдами три года оттягивали высадку своих войск во Франции. И дали, тем самым, Гитлеру возможность бросить все силы против Красной армии.
 – Самоубийственный десант «союзников» в Дьеппе в 1942 году, который имеет все признаки специально подстроенной провокации, о которой немцы заранее были оповещены, с целью доказать Сталину невозможность открытия второго фронта. 
 – Более чем странные «зигзаги» с оказанием СССР западной военной помощи в самые критические моменты войны, вплоть до её полного прекращения после разгрома немцами союзных полярных конвоев (особенно PQ-17), что стало неизбежным следствием необъяснимого отсутствия у них боевого охранения.
 – Явно выборочный характер англо-американских «ковровых» бомбардировок Германии, в ходе которых превращались в пыль целые немецкие города со всем их населением, в то время, как немецкая военная промышленность, особенно та, которая снабжала оружием Восточный фронт, продолжала наращивать выпуск продукции. 

Стопроцентно точным и по смыслу, и по исторической достоверности стал и тот эпизод фильма, где реконструирована вполне возможная встреча американских визитеров с представителями крупного германского бизнеса – Круппом, Тиссеном и прочими квандтами. Американский гость решительно пресек жалобы некоторых из них, когда те стали скулить по поводу бомбежек своих предприятий в восточной Германии. 
И пусть кто-нибудь скажет сегодня, что Михаил Ромм все это выдумал! После того, как англосаксонская авиации в самом конце войны вдребезги разбомбила Дрезден и ряд других немецких городов в будущей советской зоне оккупации. Разбомбили без всякой военной необходимости. Но только лишь для того, чтобы сделать еще одну гадость своему советскому союзнику. 
И это только отдельные эпизоды весьма своеобразной «союзнической» политики Запада в годы войны. Но творческая сила Михаила Ромма заключается не только в точном следовании известным документам и фактам истории. Но и в том, что он ясно понимает их подлинное значение и видит подводную часть айсберга на всю его глубину. Что особенно важно с учетом того, что айсберг на 90% находится под водой, а реальные механизмы мировой политики скрыты на еще более недоступной для большинства людей глубине.
Можно сколько угодно потешаться над явно карикатурным образом Черчилля в данном фильме. Но это ровно ничего не меняет в том фундаментальном факте, что реальный премьер-министр Великобритании был именно таким неисправимым ненавистником нашей страны, мечтавшим её уничтожить, каким его вывел Михаил Ромм. И этот якобы карикатурный Черчилль куда ближе к своему оригиналу, чем его конфетные изображения в качестве великого и мудрого «гиганта мысли» двадцатого века в нынешнем прозападном агитпропе. Этот «гигант» в реальной действительности был настолько недальновиден и ослеплен своими антисоветскими фобиями, что в 1945 году, прямо на фоне Победы, додумался собирать недобитые гитлеровские дивизии для немедленной новой войны с СССР.
Даже собственные генералы сочли это полным безумием и отвергли план Черчилля как совершенно нереалистичный. 

«Главный военный советник премьер-министра генерал Гастингс Исмей крайне скептически отнесся к плану сражения, а его сомнения превратились в откровенный ужас, когда он прочитал о предложении перевооружить вермахт и СС. Он подчеркнул, что последнее "абсолютно невозможно для лидеров демократических стран". Исмей напомнил своим военным коллегам, что последние пять лет правительство сообщало британской общественности, что русские "сделали львиную долю боевых действий и вынесли невыразимые страдания и нападение на этих бывших союзников так скоро после окончания войны было бы "катастрофой" для морального духа" британцев… большая часть военных специалистов назвала операцию "Немыслимое" откровенным безумием, и план был официально отвергнут 8 июня 1945 года». 

В фильме показана главная и единственная правда о том, почему англосаксы на такую действительно немыслимую подлость не решились. Потому что сами народы США и Великобритании в случае попытки осуществить нечто подобное в отношении советского союзника, порвали бы своих правителей на куски. Такой, уже не в кино, а в реальной действительности, была настоящая правда того времени. И всю силу этой правды вложил в свой удар кулаком пленный американский летчик в морду американскому же сенатору, который имел наглость назвать нацистов друзьями, а русских союзников врагами. 

И, кстати говоря, именно на эту силу и разум народных масс западных стран, способных, вопреки своим злокозненным правителям, здраво судить об окружающем мире и не позволять втягивать себя в явные авантюры, не без оснований полагается сегодня и Россия. Никогда не стоит ставить знак равенства между народами и правящим кругами Запада. Великий советский кинорежиссер Михаил Ромм, тоже прекрасно понимал, что между этими двумя сущностями дистанция огромного размера. А в некоторых случаях даже бездна.

5
1
Средняя оценка: 2.95392
Проголосовало: 217