«Одолевая радостью страданья»

3 августа – 75 лет со дня рождения и 60 лет творческой деятельности народного артиста России Николая Петровича Бурляева.

Штрихи к портрету

Николая Петровича Бурляева называют одним из самых выдающихся актёров нашего времени.
Наш юбиляр – актёр кино и театра, кинорежиссёр, сценарист, драматург, поэт, продюсер, видный общественный деятель, один из столпов славянской культуры, основатель и бессменный Президент Международного Славянского форума искусств «Золотой Витязь», член Патриаршего Совета по культуре. 
…Бурляев мощно вошёл в профессию. Его имя по праву было вписано в летопись мирового кинематографа, когда ему едва исполнилось 15 лет. 
Фильм Андрея Тарковского «Иваново детство», где Бурляев сыграл роль маленького разведчика, принёс ему всемирную славу, получал призы всех фестивалей, в которых участвовал: Венецианский «Золотой лев», главный приз Международного кинофестиваля в Сан-Франциско, главные призы фестивалей в Акапулько, в Монреале, в Карловых Варах... 
Французский мыслитель Жан-Поль Сартр писал об Иване, главном герое картины: «Маленькая жертва знает, что ей нужно: кровь, мщение. Дорога любви закрыта для него навсегда».

Фотографии юного актёра появлялись в главных газетах Европы и Америки. 

***

Николай Петрович Бурляев родился 3 августа 1946 года в Москве. Он – потомок казацкого рода, его прапрадед Остап Бурляй был запорожским казаком. Николай знал об этом с детства и очень гордился своими корнями. 
Его родители – Бурляев Пётр Диомидович (1907-1989) и Михайлова Татьяна Александровна (1911-1998). В семье Бурляевых росло четверо детей. Николай – самый младший из них. 
Бурляевы жили в коммунальной квартире на улице Горького, по соседству со многими знаменитыми артистами и режиссёрами.

Но, может быть, его будущее и без этого соседства с мастерами театра и кино было предопределено?! 
Ведь дедушка и бабушка Николая по отцовской линии – Диомид и Людмила Бурляевы – были профессиональными актёрами. Дед был комиком, а бабушка – драматической актрисой. И их сын, отец Николая, тоже был очень артистичным. Он жалел о том, что не стал актёром. 
Под псевдонимом Филиповские дедушка и бабушка Николая Петровича играли в передвижных малороссийских театрах ещё в царское время и выступали на одной сцене с таким великим актёром, как Александр Остужев.

***

Актёрскую судьбу Николая определил счастливый случай. 
…В 1959 году в Москве обычным будним днём на улице Горького 13-летнего Колю Бурляева, ученика 6-го класса, спешащего после школы домой, окликнул молодой человек:
«Мальчик, ты-то мне и нужен. Я – режиссёр. Будешь у меня сниматься?». Другой бы подросток на его месте согласился на предложение поехать на киностудию без сомнений. Но Коля Бурляев отнёсся с недоверием к этому предложению. Он попросил у незнакомца документы. 
Тот усмехнулся и протянул студенческий билет. Это был ещё никому не известный Андрей (Андрон) Михалков-Кончаловский, который искал подростка для курсовой работы во ВГИКе. 
Так внук профессиональных актёров и будущий народный артист попал на большие экраны – его дебютной работой стала главная роль в выпускной картине Кончаловского «Мальчик и голубь». Ни Коля Бурляев, ни его родные не ожидали, что этот кинодебют окажется таким успешным.
В 1962 году на конкурсе фильмов для детей Международного кинофестиваля в Венеции картина завоевала «Бронзового льва святого Марка».
Фото юного дебютанта попало в картотеку «Мосфильма», и он начал получать предложения от других режиссёров. 

***

В 1960 году в студии, где озвучивали фильм «Мальчик и голубь», Бурляева увидел Андрей Тарковский. 
«Андрей Арсеньевич, который тогда задумывал «Иваново детство», – вспоминает Николай Петрович, – обо мне услышал от Кончаловского. Тот рассказал, что есть такой мальчик Коля Бурляев, который играет у него в картине главную роль, и играет хорошо, порекомендовал посмотреть. 
Первое общение с Тарковским было несколько виртуальным. Происходило всё во ВГИКе, в тёмном павильоне, я озвучивал «Мальчик и голубь». Июль, на дворе стояла жара, поэтому дверь была раскрыта. 
Краем глаза увидел, как в открытую дверь зашла какая-то тень и стала наблюдать за мной. Потом к этой тени подошел Кончаловский, они о чём-то пошептались, и тень ушла. 
Мне стало интересно, кто же за мной наблюдал, Андрей объяснил, что это его друг Андрей Тарковский. Я не отреагировал на это имя, оно мне было неизвестно... Но, когда я был приглашён на пробы к Тарковскому, мы познакомились лично». 
Через некоторое время Андрей Тарковский позвонил Николаю и предложил прочитать рассказ Владимира Богомолова «Иван». Для своего фильма «Иваново детство» по этому рассказу режиссёр искал мальчика на главную роль 12-летнего сироты, который после того, как на его глазах расстреляли мать и сестру, становится неуловимым разведчиком.
А потом позвонили ассистенты Андрея Тарковского и предложили Николаю приехать на «Мосфильм», на пробы. Юный актёр был утверждён на главную роль. Иван в фильме раз за разом уходит в тыл врага. Для того чтобы однажды уйти в бессмертие...
Спустя много лет Бурляев вспоминал, как строго, но, в то же время, чутко работал с ним Тарковский в этом фильме, поверив в неопытного, но талантливого мальчика. Он дал ему возможность сыграть совсем не похожего на него героя, пережившего то, о чём юный актёр не мог знать. Бурляев вспоминал, что играл не столько самого себя, сколько «самого Тарковского» – его жесты, его интонации, его мимику. 
И эта работа Николая Бурляева заслужила признание и в СССР, и за рубежом. В 1962 году на Венецианском кинофестивале фильм «Иваново детство» получил приз «Золотой лев святого Марка».
…После «Иванова детства» Николай Бурляев оказался нарасхват: многие известные режиссёры приглашали юного артиста сниматься в их фильмах. И Николай, принимая эти предложения, практически не успевал посещать школу. В эти годы одна за другой выходили картины с его участием: «Без страха и упрёка» Александра Митты, «Вступление» Игоря Таланкина, «Метель» Владимира Басова, «Герой нашего времени» Станислава Ростоцкого…

***

В 1966 году Бурляев сыграл роль юноши Бориски, сына мастера-литейщика, в завершающей новелле «Колокол» кинофрески «Андрей Рублёв» Андрея Тарковского. В 2021 году фильму исполняется 55 лет.
Бурляев считает, что на съёмках Тарковский его «благословил» – он надел ему на шею крестик, необходимый для его персонажа Бориски. 
Позже актёр признавался, что Тарковский тогда стал для него всем – кумиром, наставником. Он понимал, что их встреча была судьбоносной.

  

Картина получила мировое признание и была награждена одним из значимых призов Каннского кинофестиваля. 
К сожалению, в СССР фильм был разрешён для выхода на экраны только в 1971 году, после того как мировое сообщество признало его шедевром киноискусства. Ныне этот фильм входит в десятку лучших фильмов всех времён и народов.

***

Николай Петрович создал ряд образов на сценах московских театров. Его наставниками были ученики и творческие наследники Станиславского и Вахтангова: Ю.А. Завадский, Е.Р. Симонов, И.С. Анисимова – Вульф, Б.Е. Захава, Ц.Л. Мансурова, В.А. Кольцов, партнерами по сцене – народные артисты СССР Н.Д. Мордвинов, В.П. Марецкая, Л.П. Орлова, Ф.Г. Раневская, Р.Я. Плятт, С.Г. Бирман. Эти корифеи передали Николаю Петровичу завет – служения настоящему искусству, верности традициям великого русского реалистического театра.
С 1961 по 1969 годы Николай Петрович работал в Академическом театре имени Моссовета, театре имени Ленинского комсомола, театре Сатиры, ТЮЗе. 
…В Театр имени Моссовета Николая Бурляева привёл актёр Владимир Шурупов, снимавшийся в фильме «Мальчик и голубь». 
В 14 лет Николай играл на сцене этого знаменитого московского театра, где его художественный руководитель народный артист СССР Юрий Завадский дал ему роль в спектакле по известной тогда пьесе Исидора Штока «Ленинградский проспект». 
Главную роль беспокойного и доброго советского человека Василия Павловича Забродина в спектакле играл великий Николай Мордвинов, а Николай Бурляев по пьесе был его внуком, 14-летним Васей Забродиным. С мастером юный артист выходил на сцену в 150 спектаклях.
В 1966 году, после смерти Николая Дмитриевича Мордвинова, Бурляев ушёл из Театра имени Моссовета.

***

В 1964 году Николай Бурляев, продолжая работать в Театре имени Моссовета, поступил в Школу-студию имени Б.В. Щукина. 
«Юрий Александрович Завадский, – вспоминает Николай Петрович, – помог мне поступить в Щукинское училище. При мне он позвонил ректору и сказал: «Боря, ты же видел фильм Тарковского «Иваново детство», там играет чудный мальчик Коля Бурляев, послушай его внимательно». 

  

Николаю Бурляеву – 20 лет;
Щукинское училище. «Волки и овцы». Диплом. Николай Бурляев - Апполон Мурзавецкий. 1967.

По счастливому стечению обстоятельств юного абитуриента зачислили сразу на второй курс актёрского факультета. 
В 1968 году Бурляев окончил актёрский факультет «Щуки». В дипломном спектакле «Волки и овцы», поставленном Евгением Симоновым, Бурляев играл Аполлона Мурзавецкого. 

***

В 1975 году Бурляев окончил режиссёрский факультет ВГИКа, где учился у прекрасных мастеров – Михаила Ромма и Льва Кулиджанова. 

Его дипломная работа – киноновелла «Ванька-Каин» по Салтыкову-Щедрину – была удостоена премии за лучшую экранизацию литературного произведения на ХХIII Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене.

***

За свою кинокарьеру Бурляев снялся уже более, чем в 70 фильмах. Но некоторые фильмы с участием Николая Петровича, к сожалению, долго шли к зрителям. 
Так, картина «Проверка на дорогах» («Операция «С Новым годом!»»), поставленная Алексеем Германом, была закончена в 1972 году. И тут же была запрещена. Фильм был списан в убыток («Ленфильм» компенсировал государству полную стоимость работы). 
Только в 1985 году картину выпустили на экран. Зрители и критики увидели новую грань таланта артиста. Роль была небольшой – военнопленный, согласившийся служить гитлеровцам. Николай Бурляев сыграл человека, который предал, прежде всего, себя и это мучение – страшнее возмездия.

***

Творческая судьба свела молодого актёра с одним из великих мастеров нашего кино Алексеем Баталовым, работавшим над экранизацией романа Фёдора Достоевского «Игрок». 
«Для молодого человека такая роль – почти непосильный груз, – отмечал в одном из интервью Алексей Баталов. – Но тем не менее мы твёрдо решили, что Алексея Ивановича будет играть его сверстник. Потому что больше всего не хочется потерять в фильме страстность и реальный привкус молодости, которые существуют в самом материале, в Достоевском».

В 1972 году после блестяще сыгранной главной роли Алексея Ивановича в этом фильме, которую Николай Петрович называет этапной для себя, Бурляева записали в актёры с «несоветским типом внешности». 
«После «Рублёва» и «Игрока» Алексея Баталова, – вспоминает Николай Петрович, – появилось негласное распоряжение от кинематографического начальства – не снимать Бурляева, Быкова, Чурикову как нетипичных личностей для советского кинематографа. Какие-то мы были несоветские: наши герои резкие, рефлексирующие…».

***

В 1984 году Николай Петрович принял участие в съёмках фильма Петра Тодоровского «Военно-полевой роман», где сыграл роль киномеханика Саши Нетужилина. Его герой – немного нелепый, но искренний, не забывший фронтовую влюблённость.
«Для меня это особая роль, – признаётся Николай Петрович. – Несмотря на то, что я Андрея Тарковского люблю и боготворю до сих пор, если честно, он в каком-то смысле сломал мне жизнь на многие годы, закрепив за мной образ такого жёсткого, нервного мальчика. 
А я другой. Я такой, как в «Военно-полевом романе» – человек покоя и гармонии. 
Я читал сценарий и плакал. Я понимаю, что это моё, что впервые мне жизнь предлагает мою роль. Герой Петра Тодоровского – это я. 
В то же время это и сам Пётр Тодоровский. Образ Александра Нетужилина замкнул два наших сердца…». 
Роль Бурляева в «Военно-полевом романе» Петра Тодоровского стала по-настоящему народной. В своё время этот фильм претендовал на «Оскар».

Тодоровскому удалось сломать стереотип отношения режиссёров к Бурляеву. Фильм «Военно-полевой роман» был удостоен десятков международных наград, а в Югославии Бурляев за образ Нетужилина получил приз «За лучшую мужскую роль».
«Увидев, как после «Иванова детства» и «Андрея Рублева» я начал много сниматься, – отмечает Николай Петрович в одном из интервью, – Тарковский сказал: «Коль, зачем ты это делаешь? Остановись! Даже голодать будешь – не играй в том, за что потом будет стыдно». Сейчас понимаю, что он был прав. А тогда хотел много сниматься. 
Да, это трудный путь. После «Военно-полевого романа» мне предложили столько ролей, сколько никогда в жизни не предлагали. Может быть, 80. Соблазн был велик. Я читал очередной сценарий и думал: если это сделаю, то смогу начать строительство дачи, машину куплю, отдам долги. Но я отказался от всего, потому что понял правоту Тарковского».

***

Бурляев снимался в картинах «Детство Бемби» (1985), «Юность Бемби» (1986), «Птицам крылья не в тягость» (1989), «Русская рулетка» (1990), «Какая чудная игра» (1995)... 
Одной из вершин актёрской биографии и профессионального мастерства Бурляева стал созданный им образ Иешуа Га-Ноцри в экранизации булгаковского шедевра «Мастер и Маргарита» (1994, показан зрителям в 2011) Юрия Кары. Режиссёр утвердил Бурляева на эту роль наперекор худсовету. 

  

В 2003 году Николай Петрович воплотил на экране образ одного из своих любимых поэтов – Фёдора Ивановича Тютчева в фильме Натальи Бондарчук «Любовь и правда Фёдора Тютчева». Бурляев также сыграл графа Александра Толстого в её же картине 2009 года «Гоголь. Ближайший».
«И всюду у Николая Бурляева, – отмечает поэт, эссеист, литературный критик Александр Балтин, – острота красок, сочность жеста, выверенность каждого действия…Подлинность актёрского дарования и мастерства: проявившиеся с отроческих лет».

***

В творческом багаже Николая Петровича несколько режиссёрских, сценарных работ и пьес.
…В 1986 году Николай Бурляев завершил авторский фильм «Лермонтов», в котором выступил как сценарист, режиссёр и исполнитель главной роли. 
Либеральная критика приняла фильм «Лермонтов» в штыки. Каких только ярлыков не навесили на режиссёра и исполнителя главной роли!

А между тем, по оценкам лермонтоведов и патриотической критики, это – яркая и страстная кинопоэма о духовном подвиге и жертвенной жизни великого сына России Михаила Юрьевича Лермонтова. Работа над фильмом, в котором мы видим рисунки и картины Лермонтова, звучат стихи поэта, длилась 6 лет. В съёмках было занято 5000 человек, участвовало 185 актёров. 
Ныне фильм Николая Бурляева «Лермонтов», снятый 35 лет назад, изучается во многих мировых киношколах. Он служит благородному делу воспитания детей и подростков в тысячах школ и вузов России. Прошедшая суровое испытание временем, эта картина по праву вошла в золотой фонд отечественного кинематографа.

***

Режиссёрскую работу Николай Бурляев продолжил на «Беларусьфильме», поставив в 1990 году картину «Всё впереди» по одноименному роману Василия Белова, рассказывающем о судьбе учёного, который не выдержал предательства жены, но вновь обрёл себя в единении с природой.
Этот фильм стал образцом кинопублицистики, предвосхитив своим появлением целую череду картин, затрагивающих самые животрепещущие вопросы русского бытия, русского мира – как насущные, сегодняшние, так и вечные, непреходящие.

***

11 и 12 января 2020 года на сцене Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова состоялась премьера музыкального драма-пластического спектакля «Бемби» по пьесе Николая Бурляева в режиссуре хореографа Елены Богданович. Пьесу Николай Петрович написал по мотивам сказки Феликса Зальтена «Бемби» – «о самом известном в мире олене». 
Сказке об олененке Бемби австрийско-венгерского писателя Феликса Зальтена почти сто лет. Она много раз поставлена в театрах и экранизирована. Переведена более чем на 30 языков мира. На русском языке эта сказка известна в нескольких переводах, в частности Юрия Нагибина и Владимира Летучего. На киностудии имени Горького были сняты два игровых фильма «Детство Бемби» (1985) и «Юность «Бемби» (1986). 
«В 1985 году, – рассказывает Николай Петрович о предыстории появления на свет спектакля «Бемби», – на экраны вышла романтичная кинодилогия – экранизация сказки Феликса Зальтена «Бемби». 
Режиссёр этой кинодилогии Наталья Бондарчук сыграла маму оленёнка, роль отца – Марис Лиепа, а маленького Бемби – восьмилетний Иван Бурляев. 
Я воплотил взрослую ипостась персонажа. Для фильма я сочинил около 20 песен, ставших его лейтмотивом. 
Эти песни, а также стихи, не вошедшие в картину, легли в основу моей пьесы, на 35 лет положенную «в долгий ящик»». Так клали, увы, некогда на полку некоторые отечественные фильмы».
Николай Петрович подчёркивает:
«Сожалею, что мою пьесу удалось поставить только сейчас – ведь на сказке могли воспитываться поколения зрителей: мои стихи отрицают убийство всего живого. А у увлекавшегося охотой Зальтена этого нет. 
Русская загадочная душа во все времена удивляла западный мир, а русский философ Иван Ильин говорил, что русская идея – это идея сердца и любви, вот и мы, представляя русского Бемби на сцене, рассказываем историю русской души, имеющей склонность к подвигу, самопожертвованию, общей гармонии».
Идея постановки сложилась неожиданно. 
«В 2019 году Илзе Лиепа, – рассказывает Николай Петрович, – предложила сыграть летописца в гала-спектакле Большого театра «Князь Владимир», и я после 55-летнего перерыва вышел на сцену. 
Во время репетиции спустился в партер и увидел потрясающий танцевальный номер с участием драматических артистов. 

  

Передо мной открылся целый мир пластически воплощенных мыслей, элизиум хореографической философии. Не удержался – подошёл к балетмейстеру Елене Богданович, лауреату международных конкурсов современной хореографии, лауреату премии «Золотая маска», лауреату премии Мориса Бежара, и сказал: 
«Вы сотворили настоящее чудо, Григорович отдыхает!». 
Потом мы отправились с гастролями в «Артек», и там я прочитал Елене Викентьевне Богданович несколько стихотворений из «Бемби». Она сразу загорелась: 
«Я знаю, как поставить вашу пьесу!» 
К нам присоединилась художница Елена Котова, придумавшая костюмы Открытия сочинской Олимпиады. 
Богданович провела кастинг и выбрала пять девушек и пять парней из 150 лучших танцовщиков Москвы. Мы репетировали день и ночь под партитуру Баха и Моцарта, сочетая слово, пластику, свет и звук с полным эффектом погружения…».
Декораций в спектакле нет. Заменяет их огромный экран, символизирующий соединение земли и неба. 
Чудесны костюмы спектакля Елены Котовой. Это – энергичные импрессионистские рисунки трепещущего осеннего леса и играющих оленят, мерцающе-льдистого озера и резвящихся рыбок, цветущего летнего луга и порхающих бабочек. 
Постановка создаёт сценический образ семейной рождественской сказки. Их традиции, слава Богу, не утрачены в России. А ныне, на сцене, такая старая добрая рождественская сказка воплощается благодаря магии инновационных, бесшовных пластически-визуально-музыкальных эффектов и поэтического слова. 
«Хореографическая сюита, – пишет о премьере спектакля «Бемби» театральный критик Нина Катаева, – начинается с трогательных картин жизни леса, которые вводят зрителей в волшебный мир природы, где блистает яркая зелень трав и цветов и живёт своей сложной жизнью животный мир. Среди этой красоты у Матери-оленихи рождается оленёнок Бемби, который на наших глазах будет постигать этот прекрасный и опасный мир».
…Вместе с премьерой в прославленном Вахтанговском театре, как заметил на поклонах Николай Петрович Бурляев, родился и новый театр – Театр «Золотой Витязь»! Он отправится со спектаклем «Бемби» на гастроли по городам России и зарубежья. 

***

24 апреля 2021 года на Исторической сцене Большого театра при полном аншлаге состоялась премьера спектакля «12» по мотивам одноименной картины режиссёра и актёра народного артиста России Никиты Михалкова, приуроченная к его 75-летию. 
В этом авторском спектакле Никиты Сергеевича, с которым Николая Петровича Бурляева связывает многолетняя дружба и сотрудничество, он сыграл одну из главных ролей – 12-го присяжного.
12 присяжных – 12 мужчин разного возраста, профессии и судьбы собираются в школьном спортзале (в здании суда идёт ремонт), чтобы решить судьбу чеченского юноши, которого обвиняют в убийстве приёмного отца, отставного русского офицера. Все торопятся по домам.
Авторы пьесы – братья Пресняковы и Никита Михалков – поднимают в этом спектакле тяжёлые вопросы расового недовольства, коррупции, семьи и морального выбора за судьбу обвиняемого. Это – размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде, серьёзный разговор о том, что волнует сегодня каждого. На протяжении трёх часов на сцене разворачиваются реалии нынешней России.
Перед 12 присяжными встаёт тяжёлый выбор: посадить преступника в тюрьму или нет. Сперва решение им кажется однозначным. Но вот кто-то первым решается высказать противоположную точку зрения. Заседание растягивается почти на сутки. Каждый персонаж проходит борьбу с внутренним «я».
…Спектакль начинается с того, что на экране демонстрируют фрагмент из фильма «12» и периодически театральное действие прерывается другими сценами из картины. 
Спектакль «12» – синтез театра и кино. Михалков нашёл способ объединить две эти стихии на сцене прозрачным экраном, через который зрители могли видеть актёров, а актёры зрителей – нет. Они играют не просто за «четвертой стеной», но за прозрачным экраном. По признанию Михалкова, это позволило актёрам создать особую атмосферу во время действия.
Камеры, которые расположены по разным краям сцены, время от времени выводят на два больших экрана крупные планы . На этих же экранах, как во время спортивных соревнований, появляется счёт: когда и как голосуют присяжные за судьбу чеченского юноши.
Декорации – спортивный зал, за окном которого меняется «киношная» картинка, снаряды, две клетки… 
В одной из этих клеток – заключённый, в другой – школьный рояль, отгороженный от рук подростков, чтобы не сломали. 
А как не сломать человеческую судьбу? Решение даётся присяжным непросто. 
Актёры играют на пределе. Единственные два человека, которые говорят тихо – это герои Бурляева и Михалкова – 12-й и 8-й присяжные. 
«Страха не было, – отметил Николай Петрович, – мы понимали уже на прогоне, что это победа Никиты Сергеевича Михалкова. Да, Михалков очень рисковал, и он это тоже понимал. Никита Сергеевич – крупный режиссёр и мастер, который знал, чего он хочет от нас». 

Герой Михалкова в первом отделении сидит к зрителям спиной. Во втором, где большой стол присяжных заседателей развернут по-другому, Михалков – уже лицом к зрительному залу. 
Ему, присяжному номер 8, и предстоит принять самое верное решение, найти правильные слова, но самое главное – взять на себя ответственность не просто за мальчишку, но за всех, кто выносит непростой приговор. 
Успокоительно звучит для зрителей музыка Эдуарда Артемьева. 
Кроме Никиты Сергеевича и Николая Петровича роли в спектакле исполнили актёры Владимир Майсурадзе, Гия Перадзе, Сергей Радченко, Александр Ведменский, Антон Нетбай, Арсений Зонненштраль, Юрий Шипков, Сергей Степанченко, Владимир Кочетков. Подсудимого сыграл Рамиз Кялбиев. 
…Полнометражный художественный фильм Никиты Михалкова «12», напомним, стал ремейком классической драмы «Двенадцать разгневанных мужчин». 
Роли в этом фильме, который вышел на экраны в 2007 году, исполнили сам Михалков, Сергей Маковецкий, Сергей Гармаш, Валентин Гафт и другие артисты. Картину показали на Венецианском международном кинофестивале. 
«У постановки Михалкова, – отмечает Николай Петрович, – история, длиной более, чем в половину века – есть, что вспомнить и зрителям, и создателям. Спектакль «12» Михалков ставил ещё в Щукинском училище, правда, тогда это была другая пьеса – не его авторства и братьев Пресняковых, а классика – Реджинальд Роуз «12 разгневанных мужчин». Это был мой второй дипломный спектакль в постановке Никиты Сергеевича, где я сыграл архитектора, главного из присяжных. 
В Щукинском училище я учился вместе с Никитой Михалковым и Анастасией Вертинской, которые стали моими друзьями на всю жизнь. Когда спустя годы Никита Михалков будет снимать фильм «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», он пригласит сниматься и меня».
После премьеры в Большом театре Михалков подтвердил, что спектакль «12» планируется играть и дальше. Так, спектакль уже был показан в Екатеринбурге. 
«Дальше пойдёт по нарастающей – спектакль Михалкова будет востребован, – подчеркнул Николай Петрович, – я в это верю. Это – победа Никиты Сергеевича. Победа над собой, над каждым из нас. Только сейчас мы начинаем входить в нужное понимание своих образов. У зрителей, которые уже увидели спектакль, был такой духовный отклик, который в театрах сейчас редко встретишь».

***

Среди друзей Николая Петровича Бурляева с юных лет и по жизни – Андрон Кончаловский, Андрей Тарковский, Никита Михалков, Владимир Высоцкий, Олег Даль, Геннадий Шпаликов, Виктор Некрасов, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Борис и Василий Ливановы, Савелий Ямщиков, Максим Шостакович, Владимир Васильев и Екатерина Максимова, Владимир Гостюхин, Зинаида Кириенко, Александр Михайлов, Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Ежи Хофман и многие другие выдающиеся люди. Ими, как и самим Николаем Петровичем, гордятся отечественная и мировая культура.

  

Вспоминая свой путь в профессию, Бурляев скажет, что благодарен и родителям, и всем своим близким: никто из них никогда не превозносил его заслуг, не хвалил, иначе он не смог бы уберечься от звёздной болезни. 

  

За большие заслуги в развитии культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Николай Петрович Бурляев награждён Орденом Почёта, государственным орденом Александра Невского, орденами Русской Православной Церкви – святого всехвального апостола Андрея Первозванного, преподобного Сергия Радонежского, святого Даниила Московского I и II степени, орденом Святого Саввы I степени (Сербская Православная Церковь), орденом Святой Равноапостольной Нино (Общество русско-грузинской дружбы «Дзалиса»), орденом Святого Петра Цетинского (Сербская Православная Церковь) и другими духовными и светскими наградами.

***

Николай Петрович Бурляев и яркий, самобытный писатель, автор ряда книг: «Одолевая радостью страданья», «Летопись «Золотого Витязя», «Жизнь в трёх томах», поэтической сказки «Бемби», автобиографической поэмы «Иван Вольнов» и других.
«Николай Бурляев, – отмечает член жюри Международного литературного форума «Золотой Витязь», писатель Василий Киляков, – очень долго не открывался читателю как литератор, писатель. А ведь он – замечательный эссеист, мемуарист, очеркист, прозаик. 
И это тоже одна из основных его черт-принципов: будь требователен, прежде всего, к себе самому. Пишет он давно, более полувека. Очерки и эссе о паломничестве на Афон... Замечательная мудрая книга для детей (и не только для детей, для всех возрастов) – поэма «Бемби», которая более сорока лет хранилась в рукописи в ящике письменного стола... 
Ключевая его работа – фильм «Лермонтов», который с экрана «читается» на одном дыхании. А ведь сюжет, сценарий – они тоже пишутся: роли, монологи, диалоги – продумываются, выстраиваются, записываются на бумаге...
И практически всегда, когда читаю ли Бурляева, смотрю ли его кино или вижу его роль в театральном спектакле, меня настигает мысль, что он – живой пример примечательной творческой формулы, которая звучит так: «Сколько вложит в художественное полотно сам художник – столько зритель и получит на выходе». В сущности, вот и весь он – закон мастерства». 

***

Главным делом жизни Николая Петровича Бурляева стал Международный Славянский форум искусств «Золотой Витязь», президентом, а точнее – организатором и вдохновителем которого Николай Петрович является уже 30 лет. 
«Золотой Витязь» объединяет все виды искусства: кино, театр, музыку, литературу, изобразительное искусство под девизом «За нравственные идеалы. За возвышение души человека».
«Идеи форума «Золотой витязь» – делится Николай Петрович Бурляев, – унаследованы от традиций великой русской культуры, великого русского кинематографа, от моих великих учителей Тарковского, Бондарчука, Мордвинова, Завадского, Кулиджанова, всю свою жизнь боровшихся в искусстве – «за нравственные идеалы, за возвышение души человека».
В рамках форума «Золотой Витязь», как и много лет до этого, Николай Петрович регулярно проводит творческие вечера, на которых читает стихи Пушкина, Лермонтова, Языкова, Тютчева, Пастернака…

  

«Я часто перечитываю Державина, Лермонтова, Рубцова, Есенина, других русских поэтов, – рассказывает Николай Петрович, – выступаю с чтением стихотворений. И это звучащее слово очень поддерживает меня».
Залы, где проходят форумы «Золотого Витязя», переполнены (только во время пандемии пришлось соблюдать санитарные нормы). За 30 лет Николай Петрович стал профессионалом фестивального дела. Он и его соратники провели более сотни масштабных форумов. Николай Петрович подчёркивает:
«Гоголь говорил: «Сейчас идёт бой, самый главный бой за душу человека». И в наше время тоже идёт бой за душу человека, в области культуры – особенно».
Когда мероприятия завершаются, зрители вместе с участниками по традиции поют: «Встань за веру, Русская земля!».

***

Как удалось Николаю Петровичу стать Витязем отечественной и мировой культуры?! 
Вот мнение одного из его соратников – Почётного Председателя Международного литературного форума «Золотой Витязь», выдающегося русского писателя, сопредседателя Союза писателей России, первого лауреата Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Владимира Николаевича Крупина:
«Когда он создавал «Золотой Витязь», всё это начиналось на небольших площадках. А потом всё это как развернулось! «Золотой Витязь», и певческие, и боевые игры, и художнические, литературные, театральные, и, конечно, кинофорум! Это, конечно, очень значительно для страны. И уже нет ни городов, ни весей, где бы ни знали об этом великом фестивале русской силы, ума, русского преклонения перед гением таланта, перед благоговением, перед Божием промыслом нашей России.

Николай Бурляев около памятника Шукшину, Тарковскому и Шпаликову у ВГИК.

Он человек глубоко православный. Вот почему ему всё это удаётся. Если в каких-то вещах, допустим, взять Тарковского, например, или в каких-то вещах я с ним не очень-то и согласен, это никоим образом не исключает моего уважения к нему. 
И потом он ещё умеет запрягать. Он же человек одарённый не только как артист, как сценарист, он ещё одаренный способностью людей ставить в борозду, надевать хомут. Это он тоже может.
И поэтому, конечно, я вижу, какой он организатор, как работает с ним бригада-артель. Они тоже молодцы, и им надо отдать должное. И без них его бы не было, а их бы без него не было. 
Поэтому юбилей Николая Петровича даёт нам право славословия и здравицы в честь нашего юбиляра. Мы можем сказать, что дальше будут новые рубежи, новая ступень жизни. Они будут более тяжелыми, чем предыдущие. 
Но, тем не менее, мы знаем, мы верим, что русская культура, русское искусство никогда не были бы полноценными без такой личности, как Николай Петрович Бурляев. 
И дай нам Бог и дальше радоваться его достижениям, успехам во славу Божию и во спасение России. Аминь!».

 

Фото из личного архива народного артиста России Николая Бурляева.

5
1
Средняя оценка: 3.25
Проголосовало: 28