Большой и самобытный талант
Большой и самобытный талант
230 лет со дня рождения Сергея Тимофеевича Аксакова...
Русская литература безмерно богата талантами. Есть писатели, которые, не являясь классиками первой величины, тем не менее занимают высокое место в литературной иерархии, их творчество пользуется неизменной любовью и признанием соотечественников. Творческое наследие Сергея Тимофеевича Аксакова обогатило нашу литературу произведениями, в которых с большим талантом запечатлена русская жизнь XVIII – начала XIX столетий, с её неповторимым национальным духом, яркими и противоречивыми характерами, множеством бесценных свидетельств давно о давно ушедшей эпохе. Сегодня, спустя 230 лет со дня рождения этого несомненного классика русской литературы, в условиях катастрофического снижения в современной отечественной словесности уровня профессионализма, ответственности перед языком, зачастую просто элементарной грамотности, чрезвычайно своевременно обратиться к творчеству С.Т. Аксакова, чтобы ещё раз вспомнить о том, что у нас была великая литература и мы, сегодняшние русские, должны быть её достойны.
Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября) 1791 года в Уфе в семье прокурора земского суда Тимофея Степановича Аксакова. Детство будущего писателя прошло в Уфе и родовом имении Ново-Аксаково (Оренбургская губерния). Его характер и склонности обозначились уже в раннем возрасте. От отца ему передалась любовь к природе, также мальчик рано пристрастился к чтению. В пять лет он декламировал произведения знаменитых поэтов Сумарокова и Хераскова, пересказывал сказки из «Тысячи и одной ночи». В 1799 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, но вскоре родители были вынуждены забрать его оттуда – мать плохо переживала разлуку с сыном, кроме того, у ребёнка проявилась падучая болезнь. Вернулся он в гимназию в 1801 году. В 1804 году старшие классы гимназии были преобразованы в первый курс Казанского университета, в котором Аксаков стал одним из студентов и учился до 1807 года. Будучи студентом университета, Аксаков активно сотрудничал с рукописными журналами «Аркадские пастушки» и «Журнал наших занятий». В этих журналах увидели свет его первые стихотворные произведения, написанные в стиле сентиментализма. Вскоре Аксаков познакомился с теоретическими установками А.С. Шишкова, выраженными в его известной книге «Рассуждения о старом и новом слоге российского языка», и стал последователем его воззрений на язык и литературу. Парадоксальным образом, это обстоятельство практически не отразилось на его стиле, что свидетельствует об определённой двойственности отношения Аксакова к языку и творчеству. С 1806 года Аксаков стал членом «Общества любителей отечественной словесности», организованного при университете. Также он был одним из организаторов студенческого театра. Театральная деятельность определила его дальнейшую деятельность как театрального критика и, в определённой степени, идеолога театрального искусства. Подробности его ранних лет жизни описаны на страницах его автобиографических произведений…
В 1807 году С.Т. Аксаков окончил Казанский университет и переехал в Москву, а в 1808 – в Санкт-Петербург, где он поступил на службу в Комиссию по составлению законов, в должности переводчика. Позднее он был переведён в Экспедицию о государственных доходах. Всё это время он не переставал заниматься литературной деятельностью и декламацией. На почве увлечения последней он сблизился со знаменитым актёром Я. Шушериным. Тогда же произошло его знакомство со знаменитыми литераторами Г.Р. Державиным и А.С. Шишковым. В 1811 году вновь переехал в Москву, где состоялось его знакомство с известными московскими литераторами, среди которых – А.А. Шаховской, М.Н. Загоскин, А.И. Писарев и др.
Во время Отечественной войны 1812 года Аксаков уехал из Москвы в Оренбургскую губернию, где и провёл следующие полтора десятилетия, изредка посещая столицы. К этому периоду относится его увлечение переводами классической литературы.
В 1816 году Аксаков женился на Ольге Семеновне Заплатиной, дочери генерала, прежде служившего под началом Суворова. Дети, родившиеся в этом браке – сыновья Константин, Григорий, Иван и дочь Вера. Константин и Иван впоследствии стали знаменитыми славянофилами, Вера – автором интересных и ценных воспоминаний. В 1826 году семья перебралась в Москву, где Аксаков снова поступил на государственную службу. По рекомендации А.С. Шишкова летом 1827 года Аксаков получил должность цензора в Московском цензурном комитете. Пребывание писателя на этой должности было недолгим. Вследствие ряда публикаций, пропущенных в печать цензором Аксаковым и вызвавшим высочайшее недовольство, он был уволен с должности и только по ходатайству князя Шаховского избежал высылки из Москвы. Впоследствии ему удалось вновь занять должность цензора, но очередные публикации, вызвавшие недовольство начальства, породили конфликт, вследствие которого в 1832 году Аксаков был уволен окончательно.
Значительная часть литературной жизни С.Т. Аксакова была отдана театральной критике. Его рецензии на театральные спектакли публиковались в «Вестнике Европы», в Московском Вестнике», в изданиях «Галатея» и «Молва». В своих статьях и рецензиях он придерживался традиционных воззрений, но при этом тонко чувствовал подлинный талант, а также необходимость обновления театральной школы. Аксаков писал о необходимости соответствия игры актёров содержанию пьесы. Он выступал против рутины, штампов и устаревшей сценической манеры. Он сблизился со знаменитыми актёрами М.С. Щепкиным и П.С. Мочаловым, и в своих статьях выразил и обосновал их значение для эволюции русского театра. Их новаторские достижения он противопоставлял «старой методической игре» талантливого и прославленного В.А. Каратыгина. Впоследствии мысли о театральном искусстве С.Т. Аксакова были плодотворно развиты нашим великим критиком В.Г. Белинским.
Выступал Аксаков и как литературный критик. Формально принадлежа к консервативным литературным кругам, он, тем не менее, избегал активной борьбы, лишь в некоторых случаях выступая с полемическими статьями. В рамках полемики в 1830 году в «Московском вестнике» вышло письмо Аксакова «О значении поэзии Пушкина», в котором он давал высокую оценку творчеству великого поэта. Также можно назвать его статьи о творчестве А.А. Шаховского и М.Н. Загоскина, о знаменитых писателях и литературных деятелей той эпохи.
В дальнейшем в Аксакова была служба директором Константиновского межевого института, в литературной жизни – сближение с В.Г. Белинским. В 1838 году Аксаков принимает решение уволиться с государственной службы в связи со служебными проблемами и ухудшением здоровья.
Своё первое прозаическое произведение – очерк «Буран» – С.Т. Аксаков написал в 1833 году. Обусловленный предыдущим опытом литературной работы, очерк нёс в себе все основные черты дальнейшего творчества писателя. Одной из главных этих черт следует считать живой интерес к жизни, к действительности, в её стихийности и непредсказуемости. Очерк получил высокую оценку современников.
В конце 1830 годов Аксаков, освободившийся от служебных забот, получил возможность полностью сосредоточиться на своих семейных делах и заботах. В 1845 году у него появилась идея написать книгу о рыбалке. Книга «Записки об уженье» вышла в 1847 году, а в окончательном варианте «Записки об уженье рыбы» – в 1854 году. Создание книги было подготовлено богатым личным опытом писателя, её появление встретило огромный читательский интерес – было несколько переизданий (в том числе и посмертное), все они были быстро распроданы.
Благожелательные отзывы критики подвигли Аксакова к написанию подобной книги об охоте. Книга «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» была написана в течение трёх лет и вышла в свет в 1852 году. Её также ждал восторженный приём читающей публики и критиков. Ничего подобного прежде в литературе не было, поэтому читатели с огромным интересом знакомились с охотничьим бытом, пронизанным любовью к природе, к окружающему миру, к родине как источнику душевной гармонии и материальной красоты. Здесь уместно привести отзыв Н.Г. Чернышевского: «Что за мастерство описаний, что за любовь к описываемому и какое знание жизни птиц! Г. Аксаков обессмертил их своими рассказами, и, конечно, ни одна западная литература не похвалится чем-либо, подобным “Запискам ружейного охотника”». Книги Аксакова о рыбалке и охоте представляют собой подборку законченных очерков. Написанные живым, выразительным, но «экономным», языком, эти очерки воспринимаются органично, как задушевная речь опытного рассказчика.
Работу над «Семейной хроникой» – одним из главных своих произведений, Аксаков начал в 1940 году, однако эта работа прерывалась, в том числе и для создания книг о рыбалке и охоте. Окончательно книга была завершена и издана в 1856 году, работа над её изданием встретилась с противодействием цензуры. Многие из прототипов персонажей книги были узнаны, и это породило скандалы и толки. «Семейная хроника» воссоздаёт картины помещичьего быта имперской провинции. Аксаков описывает этот быт правдиво, скрупулёзно, с любовью и пристрастием, но объективно, не затушёвывая социальные противоречия, свойственные тем описываемым суровым временам.
«…Степан Михайлович Багров, так звали его, был не только среднего, а даже небольшого роста; но высокая грудь, необыкновенно широкие плечи, жилистые руки, каменное, мускулистое тело обличали в нем силача. В разгульной юности, в молодецких потехах, кучу военных товарищей, на него нацеплявшихся, стряхивал он, как брызги воды стряхивает с себя коренастый дуб после дождя, когда его покачнет ветер. Правильные черты лица, прекрасные большие темно-голубые глаза, легко загоравшиеся гневом, но тихие и кроткие в часы душевного спокойствия, густые брови, приятный рот – всё это вместе придавало самое открытое и честное выражение его лицу; волосы у него были русые. Не было человека, кто бы ему не верил; его слово, его обещание было крепче и святее всяких духовных и гражданских актов. Природный ум его был здрав и светел…»
«Воспоминания» Аксакова охватывают период с 1801 по 1807 год – время учёбы Аксакова в Казанской гимназии и университете. Главная тема здесь – тема взросления будущего писателя, впечатления и воспоминания юности.
С 1854 по 1856 годы Аксаков работал над «Детскими годами Багрова-внука». В процессе работы над этой книгой он писал: «Есть у меня заветная дума... Я желаю написать такую книгу для детей, какой не бывало в литературе. Я принимался много раз и бросал. Мысль есть, а исполнение выходит недостойно мысли... Тайна в том, что книга должна быть написана, не подделываясь к детскому возрасту, а как будто для взрослых и чтоб не только не было нравоучения (всего этого дети не любят), но даже намека на нравственное впечатление и чтоб исполнение было художественно в высшей степени». Книга вышла в свет в 1858 году. В конце книги автор поместил сказку «Аленький цветочек».
Умер С.Т. Аксаков на шестьдесят восьмом году жизни, в ночь на 30 апреля (12 мая) 1859 года.
«Мир праху честного и полезного гражданина! Имя С.Т. Аксакова займёт почётную страницу в истории русской литературы!»
(Из некролога в журнале «Современник»).
«Большой и самобытный талант этого писателя, глубоко национальный по своему характеру, создал художественные произведения, стоящие в ряду самых выдающихся достижений русского реализма XIX века… Создатель обширной галереи художественных образов, вдохновенный поэт природы, тончайший знаток русского слова, Сергей Тимофеевич Аксаков является неотъемлемой частью нашей великой национальной культуры».
(С.И. Машинский, биограф С.Т. Аксакова).
Этот краткий «юбилейный» очерк ни в коей мере не претендует на полноту, очень многое осталось за его пределами. Он предназначен для того, чтобы напомнить об основных веках жизни и наиболее значительных произведениях С.Т. Аксакова. Для более полного представления о его жизни и творчестве замечательного русского писателя можно порекомендовать книгу его биографа, известного советского литературоведа С.И. Машинского «С.Т. Аксаков: жизнь и творчество».
Художник: Н. Крамской.