Как «светом демократии и свободы» убить миллионы

Советская пропаганда, коммунистическая пропаганда… Хотя это не одно и то же, между ними часто ставят знак равенства и обязательно употребляют в негативном контексте. Да и от самого слова пропаганда веет чем-то нехорошим. А между тем пропаганда – это всего лишь «распространение взглядов, фактов, аргументов и других сведений с целью формирования нужного общественного мнения». Вопрос лишь в том, кому и какое общественное мнение нужно, насколько оно адекватно и вменяемо что ли. А что касается советской пропаганды, то она действительно была плохой. Советская пропаганда говорила правильные вещи неправильными словами и в итоге стала совершенно неэффективной. Если что-то навязывают, то сначала это вызывает недоверие, а потом и отторжение. К слову, то же самое сейчас происходит и с официальной украинской пропагандой, которая от советской отличается лишь тем, что говорит неправильные, неадекватные и невменаяемые вещи. Но не о ней сейчас речь.

Помните всем надоевшие заскорузлые клише советских газет и теленовостей? Все эти «труженики полей», «золотые руки хлебороба», которые «битва за урожай», и прочие «ударные темпы», «трудовые подвиги», которые «гарантия наших грядущих трудовых побед»? А «глашатаи пресловутой (так называемой) демократии», «тлетворное влияние Запада», «поджигатели войны», «акулы империализма» и «военщина, которая вновь бряцает оружием»? Неужто нельзя было нормальными человеческими словами? Так, чтобы не читали через строчку, и не пролетало мимо ушей, ведь действительно и «тлетворили», и «поджигали», и «бряцали» все эти «акулы империализма». Да и рассказывать нужно было больше и подробнее. Глядишь, и не развалилась бы страна, по частям устремившись в «светлое капиталистическое будущее», которое оказалось не таким уж и светлым, а для некоторых и вовсе беспросветным.

Впрочем, все это было лирическим вступлением к свежей публикации британской The Guardian (в переводе с английского). В ней Пол Лашмар, Николас Гилби и Джеймс Оливер пишут о том, как, говоря клише современной украинской пропаганды, «наши зарубежные партнеры» «несли свет демократии и свободы» и боролись с «проявлениями тоталитарного коммунистического прошлого». С тех пор мало, что изменилось в методах, о которых рассказывают эти «представители прогрессивного человечества» в пику нынешней «российской пропаганде», но как ни странно, вовсе не о вездесущей «руке Кремля», а том, что стараниями благородных британских Джеймсов Бондов произошло в Индонезии в 1965 году.

РАСКРЫТО: КАК БРИТАНСКИЕ ШПИОНЫ СПРОВОЦИРОВАЛИ МАССОВОЕ УБИЙСТВО КОММУНИСТОВ ИНДОНЕЗИИ

Недавно рассекреченные документы показывают шокирующую роль Британии в бойне.

Как свидетельствуют новые шокирующие доказательства, пропагандистская кампания, организованная Великобританией, сыграла решающую роль в одной из самых жестоких расправ послевоенного 20-го века. 

Британские официальные лица тайно развернули черный пиар в 1960-х годах, чтобы убедить известных индонезийцев «избавиться» от «коммунистического рака».

По оценкам, в период с 1965 по 1966 год было уничтожено не менее 500 тысяч человек - по некоторым оценкам, до трех миллионов - связанных с Коммунистической партией Индонезии (КПИ).

Недавно рассекреченные документы министерства иностранных дел показывают, что британские пропагандисты тайно подстрекали антикоммунистов, в том числе армейских генералов, к ликвидации КПИ. Кампания очевидно спонтанных массовых убийств, которая, как теперь известно, была организована индонезийской армией, позже была описана ЦРУ как одно из самых ужасных массовых убийств века.

Когда в октябре 1965 года началась резня, британские официальные лица призвали «ликвидировать КПИ и все коммунистические организации». Они предупредили, что нация будет пребывать в опасности до тех пор, «пока коммунистические лидеры будут на свободе, а рядовые члены компартии останутся безнаказанными».

Великобритания начала свою пропагандистскую кампанию против Индонезии в ответ на враждебное отношение президента Сукарно к объединению ее бывших колоний в Малайскую федерацию, что с 1963 года привело к конфликтам на бытовом уровне и вооруженным вторжениям индонезийской армии через границу. В 1965 году специалисты-пропагандисты из отдела информационных исследований Министерства иностранных дел (IRD) были отправлены в Сингапур для проведения черного пиара с целью подрыва режима Сукарно. ИПК была решительным сторонником президента и движения конфронтации.

Небольшая группа подготовила информационный бюллетень, якобы выпускаемый индонезийскими эмигрантами и предназначенный для видных и влиятельных лиц, в том числе армейских генералов. Она также установила нелегальную радиостанцию, вещающую на Индонезию, которую обслуживали малайзийцы.

К середине 1965 года операция шла полным ходом, но попытка государственного переворота, предпринятого имеющими левые взгляды армейскими офицерами и тайно агентами КПИ, в результате которого были убиты семь генералов, дала шанс оказать реальное влияние на события.

Переворот был быстро подавлен будущим президентом Индонезии генералом Сухарто, который затем приступил к постепенному захвату власти у Сукарно и ликвидации КПИ - крупнейшей коммунистической партии в некоммунистическом мире.

Пропагандисты призывали к «уничтожению КПИ и всего, что за ней стоит», сообщая своим влиятельным читателям, что «промедление и нерешительные меры могут привести только к ... нашему окончательному и полному уничтожению». В течение следующих недель по всему архипелагу произошли массовые убийства предполагаемых членов КПИ, лишь немногие из которых были причастны к попытке государственного переворота, а также других индонезийцев с левыми взглядами.

Вряд ли можно сомневаться в том, что британские дипломаты знали о происходящем. GCHQ (Government Communications Headquarters - Центр правительственной связи – британская спецслужба радиоэлетронной разведки и защиты информации, - М. К.) мог не только перехватывать и читать сообщения правительства Индонезии, но и его станция мониторинга Чай Кенг в Сингапуре позволяла британцам отслеживать продвижение армейских подразделений, участвующих в подавлении КПИ.

По словам доктора Дункана Кэмпбелла, журналиста-расследователя и эксперта по GCHQ, у них была технология, позволяющая слушателям «определять позиции индонезийских военных командиров и подразделений, которые отправляли, передавали и получали приказы об обнаружении и убийстве лиц, предположительно связанных с КПИ».

Письмо британскому послу в Джакарте от «координатора политической войны», специалиста по пропаганде министерства иностранных дел Нормана Реддэуэя, прибывшего в Сингапур после попытки государственного переворота, свидетельствует, что политика заключалась в том, чтобы «скрыть тот факт, что бойня произошла при поддержке генералов», в надежде, что генералы«будут для нас лучше, чем старая шайка».

Тари Ланг, тогда еще подросток из Индонезии, чьи отец и мать - покойная правозащитница Кармел Будиарджо - были заключены в тюрьму военными, говорит, что документы «ужасают», и британское правительство несет долю ответственность за случившееся. «Я негодую, что мое правительство, британское правительство, совершило это. Британцы ничего не сделали, чтобы остановить насилие, когда оно началось».

Реддэуэй считал крушение Сукарно одной из величайших пропагандистских побед Британии. В письме, написанном много лет спустя, он сказал, что «дискредитация Сукарно быстро увенчалась успехом. Конфронтация с ним обходились нам примерно в 250 миллионов фунтов стерлингов в год. Ему удалось противостоять и нейтрализовать с минимальными затратами с помощью исследований и методов IRD (Information Research Department  - секретный отдел пропаганды времен Холодной войны Министерства иностранных дел Великобритании, - М. К.) за шесть месяцев».

По словам профессора Скотта Лукаса, рассекреченные документы «показывают, насколько IRD и черный пиар продолжали оставаться» в послевоенной британской внешней политике и в ее зарубежных операциях. «Это был относительно недорогой способ для Великобритании продемонстрировать влияние, даже если это влияние нельзя открыто признать»».

5
1
Средняя оценка: 3.0708
Проголосовало: 113