«Жатвы много, делателей мало…»

23 октября – 75 лет со дня рождения Николая Лисового (1946–2019)

Выдающийся историк Церкви, философ Николай Николаевич Лисовой был заместителем председателя Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО), ревностным поборником и хранителем традиций многовекового духовного присутствия нашего Отечества в Святой Земле. 
…Было что-то по-детски непосредственное во всём облике Николая Николаевича, всегда готового откликнуться, а то и вовсе оказать помощь. Не было ни тени кичливости в этом удивительном человеке, наделённом уникальными исследовательскими и организационными полномочиями. Напротив, юношеский задор сочетался в нём с почти «старчески» умудрённой простотой. 
И всё это находило выход в смелых импровизациях, в наглядных рассказах, подобно рождественским народным вертепам, раскрывавших реальность с её яркой неожиданной стороны.
Он обладал уникальным даром слова. Широко известен как талантливый поэт, публицист, автор сценариев, ведущий и участник православных телевизионных фильмов.

«Церковь является матрицей всего нашего исторического национального опыта...»

Первый раз мне довелось встретиться и познакомиться с Николаем Николаевичем в 2009-м. В Церковно-Научном Центре «Православная Энциклопедия» для их сайта sedmitza.ru›, с которым я сотрудничал, попросили взять интервью у Николая Лисового, человека поистине легендарного, которого до этого мне приходилось видеть лишь на экране телевизора, он пригласил меня домой. 
Особое внимание мы уделили весьма актуальной, злободневной теме: сегодня одна из главных проблем, которая несёт угрозу национальной безопасности России, её существованию – духовное состояние общества. 
Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности, как было подчёркнуто в беседе, идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло, наоборот, – привлекательным и современным. 
В средствах же массовой информации определенного толка нравственность подвергается насмешкам. Огромную актуальность в России в связи с кризисом в духовной сфере приобретает выстраивание отношений в системе «государство-общество-религия». 
Именно поэтому Николай Николаевич, авторитетный историк Церкви, несмотря на свою огромную занятость, и согласился встретиться со мной. Я знал, что он прекрасный оратор, собеседник, человек энциклопедических знаний, большого обаяния. Теперь убедился в этом воочию. 
Николай Николаевич так увлёкся разговором, что мы беседовали с ним в течение двух с лишним часов. Беседовали на самые разные темы (а не только на ту, что составила предмет интервью!) – от его биографии до современного анализа мировых событий и проблем как светского, так и церковного общества. 
В нашей с ним беседе Лисовой подчеркнул важную для него мысль:
«…Сегодня Русская Православная Церковь является одной из немногих – почти единственной скрепой и дореволюционного имперского единства, и советского имперского единства. 
Потому что Церковь является матрицей всего нашего исторического национального опыта. И сегодня, по существу, только к ней обращаясь, мы имеем источник знания о том, как надо обустраивать жизнь. Это – жертвенное служение Отечеству. А что же это такое, если не христианская жертвенная жизнь?
».
…Мы тепло попрощались. Спустя какое-то время я прислал текст интервью на согласование. А Николай Николаевич, внеся в него лишь какие-то незначительные правки, прислал мне это интервью для публикации.
Да, нам не довелось стать друзьями, хотя держался он очень демократично, просто, что располагало к продолжению добрых человеческих и творческих связей. 
Но и не стала эта встреча просто эпизодом в моей судьбе, а духовно обогатила меня, за что буду благодарен Николаю Николаевичу до конца моих дней.

«Русская Палестина была и остаётся системой открытой – и как исторический феномен, и как предмет исследования…»

Наверное, одним из самых впечатляющих «детищ» Н.Н. Лисового стала состоявшаяся в 2012 году в московском Манеже выставка «Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока» (5–14 июня 2012). Эта поистине эпохальная выставка, в организацию которой Николай Николаевич вложил тогда много душевных и физических сил, поражала многогранной всеохватностью представленных на ней экспонатов. 
А венчающий маршрут выставки монументальный киноэкран являл зрителю историю подвижников освоения Русской Палестины. И в первую очередь великого князя Сергея Александровича и сменившей его в 1906 году на посту председателя ИППО великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
Обширные выставочные пространства, стянувшиеся вокруг сердца всей экспозиции: громадные копии главной Иерусалимской святыни – Кувуклии – демонстрировали богатейшее культурно-историческое наследие. 
Архивные материалы соседствовали в них с предметами декоративно-прикладного искусства (в том числе с археологическими артефактами из коллекции Царской семьи), хроникально-документальными кадрами, инсталляциями и макетами архитектурных сооружений. 
Многочисленные панорамы и акции – с выступлениями фольклорных ансамблей и лекциями представителей населяющих легендарные Библейские земли народов, – включали древние исторические свидетельства в широкий контекст самой актуальной сегодняшней проблематики. 
И во всём этом присутствовала мысль Н.Н. Лисового, организатора и главного научного консультанта выставки, тщательно продумавшего все нюансы экспозиции, вплоть до музыкального и визуально-оформительского её наполнения.
…На выставку постоянно прибывали гости самого высокого ранга. И для всех них Николай Николаевич, который чуть не дневал и ночевал здесь, регулярно проводил экскурсии. Но несмотря на это, и мне довелось побеседовать с ним в эти дни. 
«…Русская Палестина, – особо подчеркнул Николай Николаевич в нашей беседе, – не "закрылась" в 1917-м, продолжалась в течение советского периода, активизировалась вместе с российской политикой на Ближнем Востоке при Сталине в 1945–1953 годах, при Брежневе в 1968–1974 годах, при Горбачеве в 1989 году, при Ельцине и Хасбулатове в 1992 году, при Путине и Медведеве в 2005–2012 годах – и сегодня составляет основу работы политиков и дипломатов по возвращению российской собственности и разработке современных моделей внешней политики России на Ближнем Востоке.
Русская Палестина была и остаётся системой открытой – и как исторический феномен, и как предмет исследования, осмысления и планирования. Наши знания о ней углубляются и расширяются с каждым новым поколением исследователей, с новыми источниками и документами, с новым взглядом и новой концепцией. На каждом этапе изучения и осмысления наступает рано или поздно время, когда достигнутые результаты в свете новых задач и открытий оказываются недостаточными. В научном плане наша задача – обеспечить тот уровень научной полноты, аналитической и документальной фундированности, при котором те, кто придут за нами, могли бы уверенно и обоснованно продолжить работу, не зачеркивая и не отвергая сделанного, но достраивая и расширяя то, на чём остановились мы
».
Да, поистине так: русское присутствие в Палестине никогда не прерывалась. Однако поддерживать его становится всё труднее и труднее. Сегодня именно на плечи России ложится, по мысли Н.Н. Лисового, главная ответственность за судьбы православной веры, а возможно и всего мира. И именно нашим соотечественникам там приходится брать на себя миссию, иной раз граничащую чуть ли не с апостольской, а порой, увы, мученической.

«Мы держим свою православную оборону...»

В последние годы жизни Николай Николаевич тяжело болел. Но продолжал до конца своих дней претворять задуманное, а при этом ещё не только работал над научными темами, но и откликался на события в мире, в России, в жизни нашей Церкви.
В июле 1918 года в одном из интервью Николай Лисовой говорил подробно о судьбе Православия в современном мире, о том, что события на Украине могут повлечь за собой совокупность расколов. 
«...Либо мы держим свою православную оборону, – выделил он особенно волнующую его проблему. – Последний окоп. Третий Рим. Делайте, что хотите, ругайте нас, проклинайте, но мы – последний оплот обороны».

«У батюшки Амвросия Россия на крыльце…»
 
Многое из обширной и многогранной деятельности Николая Николаевича Лисового осталось в моих заметках, как говорится, за кадром. 
Так, ждёт исследования, например, его глубокая самобытная, поистине пророческая поэзия, смело насыщавшая древние исторические мотивы острым насущным содержанием. 
И об этом, конечно же, нужно говорить специально на посвящённых ему научных чтениях, которые раньше или позже, верю, будут учреждены, вечерах памяти Николая Николаевича, в книгах воспоминаний, в телевизионных передачах.
«…с детства писал стихи, – рассказывал в одном из интервью Николай Николаевич. – В 1964 году у меня должен был выйти первый сборник стихов, но вышел он двадцать лет спустя. Весь период так называемого застоя ни одной моей строчки не было напечатано».
«…Как поэт Николай Лисовой был отмечен литературными премиями, – вспоминает первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов, который дружил с Николаем Николаевичем многие годы. – Его книга “Круг земной” выходила несколькими изданиями. На его поэтические вечера всегда собирались большие аудитории любителей истинной поэзии». 
Из аннотации к поэтическому сборнику «Круг земной»:
«Основная часть составивших книгу стихов написана в эпоху, когда не могло быть и речи об их публикации. Они росли и созревали вместе со временем, в меру роста патриотического сознания нашего общества. Стихи Н. Лисового обращены к читателю, осознавшему себя законным наследником всей многовековой мощи родной и вселенской мысли, русской и мировой культуры…
» 
По словам Геннадия Иванова, «тема Рождества Христова, вообще тема дня рождения своего и друзей была одной из любимых тем Николая. И вот в Рождественскую ночь 2019 года Господь призвал его к себе.
Рождество Христово в Вифлееме
Было так: звезда горит во мгле…
Император Август в это время
Был один владыка на земле.
И тогда, давая правде Отчей
С грешным миром возродить союз,
Родился в ночи, в пещере овчей,
Божий Сын – Младенец Иисус…».

В дни прощания с Николаем Николаевичем, в январе 2019 года, я тоже с благодарностью вспоминал его стихи:

– Жатвы много, делателей мало, –
Говорил Христос
И со лба отбрасывал устало
Золото волос.

И склонялись полные колосья
Солнечных хлебов,
И мешались потные волосья
С золотом снопов...

Но моей ли спориться молитве
На страде Твоей?
И воззвал я к Господу, на жнитве,
На закате дней.

Долгой жизни не просил у Бога,
Лёгкого пути.
– Жатвы мало, делателей много.
Боже, отпусти!

Но Господь промолвил: – Ты в ответе –
В обстающей мгле! –
Если есть одна душа на свете...
У тебя их две...

Добавлю к этому, что он любил и почитал русских святых: и своего Небесного покровителя святителя Николая, и святую равноапостольную княгиню Ольгу, и святого благоверного князя Александра Невского, и преподобного Амвросия Оптинского, посвятил им и многим другим, «в земле русской просиявшим», стихи и поэмы. 
«У батюшки Амвросия Россия на крыльце…», – звучит и звучит во мне его проникновенная строчка. Всё, что успел свершить в Отечестве земном Николай Лисовой как завещание нам. 
Будем же достойны того обширного духовного наследия, которое оставил нам Николай Николаевич – прекрасный человек, историк Церкви, философ, поэт… 
И это обширное духовное наследие будет, надо думать, ещё долго привлекать к себе пристальное внимание и наших современников, и потомков. И пусть его многочисленные труды, как и сама его неординарная личность, станут тем «крыльцом», порогом, за которым не одно поколение людей сможет приобщиться к животворному источнику света, правды и глубокой внутренней чистоты.

5
1
Средняя оценка: 2.75
Проголосовало: 12