Быть нужной всем, кто вокруг

Елена Деревякина. «С красной строки». Сказки и рассказы для детей и подростков. – Мурманск, 2021. – 80 с. 

Одним из достижений и заслуг советской литературы было создание   профессионального направления детских и подростковых писателей. Эти писатели в своих произведениях говорили со своими читателями «на равных», на доступном и понятном для них языке, способствовали формированию личности в духе советского гуманизма и традиционных ценностей, выполняли просветительскую и в какой-то степени образовательную миссию, и многое другое. Советская многонациональная детская литература впитала в себя классическую традицию прошлого, органично дополнив её опытом XX столетия, поэтому она была горячо любима и востребована широким кругом читателей юного возраста. Не будет преувеличением сказать, что благотворное влияние детской литературы советской эпохи в значительной степени помогает сегодня многим людям выстоять перед агрессивным безумием нынешнего «дивного нового мира». Ясные представления о добре и зле, вера в торжество справедливости, любовь к Родине и родной культуре, нетерпимость к человеческим порокам, объёмное и сознательное миропредставление – вот лишь некоторые качества, которые воспитывала в своих читателях детская литература советской эпохи. Насколько сегодня правомерно говорить о национальной российской литературе для детей и подростков – вопрос непростой. С одной стороны, такая литература вроде бы существует. Проблема в том, что те произведения данного направления, которыми заставлены соответствующие полки в книжных магазинах, зачастую имеют чисто коммерческую направленность, которая неразрывно связанна с западными космополитическими «трендами». И даже в тех случаях, когда формально произведения вроде бы связаны с русской культурой (мифологией, историей), по существу они являются всё той же продукцией издательского шоу-бизнеса, цель которого – формирование и расширение круга потребителей, с последующим извлечением из него прибыли. 

Говорить о советском детстве (как и вообще обо всём советском) в положительном ключе сегодня на медийном уровне считается чуть ли не дурным тоном. «Либеральный» пропагандистский аппарат выработал специальную «мантру» для того, чтобы как-то сводить концы с концами  между реальностью и антисоветской догматикой: «Всё хорошее в советском обществе было не благодаря, а вопреки Советской власти». Поэтому писать честно о советском детстве долгое время значило для писателя сознательно выводить себя за рамки медийной сферы и, соответственно, издательских и премиальных процессов. Не многие литераторы берут на себя мужество и труд говорить правду о советском прошлом. Вышедший недавно роман «Совдетство» нашего известного писателя Юрия Полякова не является произведением собственно «для детей и подростков», многое в этом романе рассчитано на взрослого читателя. Но, как у любого талантливого автора, роман Ю. Полякова универсален; художественное повествование о повседневной жизни советских детей является в равной степени увлекательным и объединяющим для читателей самого разного возраста, благодаря его теплоте, человечности, художественности, его глубокой жизненной правде. Очень талантливая и правдивая книга рассказов «Вьюнок» писательницы Светланы Вьюгиной также достойно представляет современную детскую и подростковую литературу – именно в её русском, советском, патриотичном и художественном, светлом и человечном выражении. Есть и другие авторы, пишущие о детях и подростках, о советском детстве с пониманием своего высокого призвания и предназначения. 

Писательница Елена Деревякина в своей новой книге «С красной строки» продолжает это актуальное, очень нужное сегодня направление. В её рассказах говорится о детях, об их интересах, взаимоотношениях, формирующемся опыте общения, играх и фантазиях, об отношениях с миром взрослых. Писательница прекрасно владеет языком и образностью народного фольклора; элементы волшебной сказки в некоторых её произведениях достоверно переплетаются с сюжетами реальной жизни, создавая своеобразную и увлекательную полуфантастическую действительность. Но эта задача – создание вымысла – не является чисто утилитарной, преследующей исключительно развлекательные цели, как это часто бывает в современной коммерческой детской литературе. Все рассказы Е. Деревякиной несут в себе посыл духовно-нравственных ценностей, необходимых для каждого человека в его «взрослой» жизни. 
Открывает книгу рассказ «Бездельник Фёдор» – своего рода сказочное вступление, стилизованный под фольклорные образцы зачин, задающий тон дальнейшему повествованию. Вот это начало: «Идёт бездельник по лесу, насвистывает себе не хуже соловья, с переливами, даже сам заслушался. Певчие пичужки, те и вовсе замолчали. Куда им тягаться с таким свистуном. Он же день-деньской баклуши бьёт да в свисте упражняется, а им бедным недосуг столько времени удовольствию посвящать. То гнездо подправить надо: соломинку или пёрышко раздобыть; то деток покормить: червячка, жучка отыскать; а то и себя обиходить: пёрышки почистить, клювик поточить. Бездельник-то ещё и глаз не продерёт, а уж насвистывать начинает. Просвистывает день за днём, год за годом. Ни жены у него, ни деток, ни друзей, имени и того не имелось. Хотя раньше, наверное, было имя (как же без имени-то), да запамятовал народ его имя, так и кличут бездельником…». 
Увлекательная сказочная история завершается ненавязчивой моралью, прославляющей труд, осуждающей лень и тщеславие. 

Рассказ «Мики – котёнок-коток, Мики – белый вороток» (состоящий из трёх глав) представляет собой ряд эпизодов из жизни детей, в которых яркими художественными средствами и знанием детской психологии раскрывается их внутренний мир, формирование нравственных представлений, отношения с взрослыми. В основе сюжета – найденный у калитки маленький котёнок, с приложенной запиской, адресованной «добрым людям», с просьбой о помощи. Этой находке очень рада и счастлива девочка Леська, которая давно мечтала о котёнке. Вокруг этой находки и разворачивается действие рассказа. В какой-то момент котёнок загадочным образом теряется, и все дружно, забыв про ссоры, бросаются на поиски пропажи. По ходу действия возникают сказочные персонажи – домовёнок Кошмарик, лесной владыка Лешак и человек-дерево. Эти персонажи органично встраиваются в действие, обретающее с их появлением черты какой-то смешанной, полусказочной реальности. В конце рассказа ребята благополучно находят котёнка, но за прошедшее время они испытывают много впечатлений, получают жизненный опыт добра, справедливости, человечности, взаимопомощи и коммуникабельности. Дружба их становится ещё крепче. В рассказе практически нет «лирических отступлений», он полностью выстроен в форме линейного повествования, перемежающегося разговорами персонажей. Автор мастерски воспроизводит атмосферу детского общения, не впадая в фальшь и слащавую стилизацию.  

Пронзительное впечатление производит рассказ «Путь к счастью», о том, как внешне невзрачная, но с хорошими душевными задатками девочка остро переживает из-за своей внешности: «Большеглазая девчушка, слегка симпатичная, но не обладающая присущим большинству её сверстниц очарованием, с тоской смотрела на своё блёклое, как ей казалось, зеркальное отражение и смешно раздувала ноздри, для придания лицу солидности и строгости. <…> Всё детство Алёна, так зовут нашу страдалицу, мечтала стать пусть не красавицей, но хотя бы хорошенькой, как обе её подруги, на которых засматриваются прохожие. Но, будучи не глупой пустышкой, сама же себе и объясняла, что против природной некрасивости средств борьбы не существует…». 
Цепь обстоятельств помогает Алёне преодолеть низкую самооценку и убедиться в том, что её любят и ею дорожат. В переживаниях и душевных муках рождается представление об истинном человеческом счастье: «…Счастье – это любить всех в себе и через себя…<…> Счастье – радоваться самой себе: своим поступкам, словам, мыслям. Быть нужной всем, кто вокруг. Слабых защищать, сильным не давать их обижать. Задирам отпор давать… <…> Это её счастье: любить в себе то, что ты делаешь; глаза людей встречать открытым взглядом; жить, не кривя душой – иного ей не надо!».    

Рассказы «Леськино чудо» и «Помогите» также раскрывают перед читателем проблему нравственного выбора и духовного становления человека, из ребёнка и подростка становящегося взрослым. В последнем рассказе действие происходит уже в наше время, и одним из персонажей является уже Леськина дочка Светлана. Таким образом, автор изображает связь и преемственность поколений, а также неизменность основных проблем человеческого бытия. Времена меняются, но человек постоянно должен совершать нравственный выбор и строго судить прежде всего самого себя. 
Достоинства рассказов Елены Деревякиной – их неразрывная связь с жизнью. Писательница хорошо знает то, о чём пишет, и искренне верит в то, что стремится передать своим юным читателям. Она стремится передать им преемственность нашей русской жизни, верные представления о добре и зле, любовь к России, любовь к людям. Ей это очень хорошо удаётся. Книга «С красной строки», несмотря на относительно небольшой объём, очень содержательна и написана талантливым художественным языком. 

К сказанному остаётся добавить, что недавно Елена Деревякина была принята в Союз писателей России. Книга «С красной строки» является убедительным подтверждением того, что данное решение Приёмной комиссии было абсолютно справедливым. 

5
1
Средняя оценка: 3.25806
Проголосовало: 62