«И льётся свет сквозь тяжесть век...»

Борис Иванов. «Корнями – вглубь». Сборник стихотворений. – Санкт-Петербург: ИП Соколов А.Ю., 2021. – 190 с.

Литературный процесс сегодня переживает большую и, я бы сказал, парадоксальную активность. С одной стороны, стало общим местом утверждение, что роль писателя и литературы в жизни общества сегодня сводится к сугубо утилитарным, развлекательным, прикладным и идеологическим функциям. Всем давно уже надоевшая, но неистребимая индустрия «либерального» литературного шоу-бизнеса убивает всякую надежду для нормального писателя пробиться на полки книжных магазинов. В сфере современных литераторов, обласканных вниманием крупных издательств, преобладает направление, реализующее откровенно вырожденческие, антигосударственные и русофобские установки «либеральных» идеологических структур – на это направление выделяются средства, на него работает агрессивная и очень профессиональная рекламная машина. Вроде бы, для писателей национального направления ситуация почти безнадёжная... С другой стороны, несмотря на всё это, в свет выходит немало книг, содержательно и художественно ориентированных на отечественную традицию, на преемственность по отношению к нашей русской классике. Книги эти зачастую выходят скромными тиражами, но они есть, и по ним можно судить о тех тенденциях, которые существуют сегодня в русской национальной литературе. 
Книга санкт-петербургского поэта Бориса Иванова «Корнями – вглубь» уже самим своим названием указывает на те ориентиры, которым следует автор. Не секрет, что в постсоветскую эпоху наш народ то и дело призывали, а то и просто принуждали отказаться от своей истории, от государственной славы и национальных традиций – во имя бездуховных космополитичных «ценностей», навязываемых нам со стороны западных «партнёров». Взамен нашей великой культуры нам настойчиво внедряли западную «массовую культуру», от которой люди постепенно теряли человеческий облик, превращаясь в «квалифицированного потребителя». Поэт Борис Иванов своим творчеством утверждает русскую национальную поэтическую традицию, делая это в полную силу своего таланта, честно, вдохновенно и с истинно гражданской последовательностью. 

Давно закончились раздоры, 
И кровь смешалась двух цветов – 
Мы не запачканы позором, 
Не жжёт проклятие отцов. 

По голубому чёрной краской – 
Что получилось, посмотри: 
Вот лучший цвет – как знамя, красный – 
Лишь он течёт теперь внутри!..  

В стихах Бориса Иванова органично переплетаются, активно взаимодействуя, философское размышление и гражданский порыв, лирическое чувство и публицистический пафос. Поэт не фиксируется на том или ином влиянии, воспринимая отечественную традицию в её полноте, поэтому его стихи звучат самобытно, оставаясь в традиционной системе координат. Но, тем не менее, преемственность всегда проявляет свои черты, ведь все русские поэты – единый голос России. В некоторых строфах отчётливо слышатся мотивы и интонации дорогого русскому сердцу Алексея Кольцова. 

Вновь сжимают тиски безысходности: 
Мы рабы только хлеба насущного, 
Не понятны нам божии промыслы, 
Двери в небо давно заколочены. 

Жить бы просто под небом безоблачным, 
Целовать на рассвете любимую 
И мурлыкать на ушко ей песенки, 
Что услышал намедни от ласточек. 

Лечь бы в поле пшеничном на солнышке, 
Слушать шёпот колосьев бесхитростный, 
И не думать о сумрачном будущем, 
Ни о дне настоящем, тем более! 

Стихи, составляющие книгу, разноплановы – в одних преобладает исповедальная нота, в других находит место горькая сатира на современность, в третьих – раздумье о смысле творчества... В каждом из стихотворений поэт самовыражается предельно откровенно, не страшась постановки самых драматичных вопросов бытия. Размышляя о своём творчестве, лирический герой выражает глубокое понимание той непреодолимой в полной мере дистанции, которая лежит между поэтом и читателем. 

Мои стихи – бесцельные творенья! 
Они нужны, по сути, только мне, 
И лёгких снов в ночи прикосновенья 
Становятся понятны лишь во сне...

Вспомним великого Ф.И. Тютчева: «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изреченная есть ложь...». Тем не менее, преодолевая это, в сущности, непреодолимое препятствие, поэт приходит к необходимости своего «безнадёжного» дела. 

Но каждый день, забыв наказ, я снова 
Беру перо, и верная рука – 
Усталость прочь! – опять писать готова 
Ненужные и странные слова... 

«Изреченная мысль» в процессе творчества становится ярким образом, «ненужные и странные слова» завораживают благородной музыкальностью и делают своё содержание проникновенным и вдохновляющим. Слово поэта всегда пользовалось доверием народа в России, и только нынешнее смутное время вытеснило истинную поэзию на обочину жизни, подменив её пошлой риторикой балаганных шутов и подлой отравой «либеральной» идеологической обслуги. Загромоздив духовное пространство русского общества низменным культом физиологии, местечковым пустословием и агрессивным неприятием любого возвышенного проявления человеческого духа, нынешние «властители книжного прилавка» настроились на вечное благоденствие, не нуждаясь, фактически, даже и в реальном читателе – виртуальная действительность даёт им возможность «представлять Россию» на «международных площадках» и жить припеваючи, и это их вполне устраивает. Но, пользуясь выражением русского поэта Юрия Кузнецова, «сметёт их секундная стрелка», и подлинное русское литературное слово займёт подобающее ему место в русской жизни.  
Исповедальность – один из основных признаков лирической поэзии. Исповедальность обыкновенно бывает двоякого свойства: направленная к предполагаемому собеседнику, когда поэт хочет получить внешнюю реакцию на высказываемые чувства и мысли; либо адресованная к самому себе, когда поэт, рефлексируя, подвергает оценке свои собственные поступки и побуждения. Первое часто бывает на стыке с публицистикой, второе – чаще всего смыкается с философской нотой. А бывает ещё своеобразная медитативная исповедальность, когда поэт, высказывая слова и строки, одновременно вслушивается в их музыку, вдохновляясь на продолжение лирической темы. 

Ну, вот и выпал белый снег 
Пушисто-белым настроеньем, 
И льётся свет сквозь тяжесть век – 
Любви, надежды и прощенья. 

Нет грязи прожитого дня, 
Нет тлена листьев омертвелых, 
И обновлённого себя   
Младенцем зрю в одеждах белых... 

Духовный поиск, религиозный мотив также является естественным для истинного поэта. Несмотря на то, что истина дана нам в нашей вере, над человеком большую власть имеет его земное, плотское начало, стремящееся уклонить его с возвышенного пути. Сомнениям и внутренним противоречиям подвержены, наверное, все без исключения люди, но для поэта этот груз значительно тяжелее, поскольку он менее склонен к нравственному компромиссу и больше, чем другие, страдает от непреодолимой внутренней расщеплённости. Но для поэзии, для творчества этот внутренний конфликт является, если говорить отстранённо, своего рода служебным материалом, из которого происходит явление поэтического события. 

Сколько лет мне не сбросить петлю: 
Всё трудней и труднее дышать – 
Бесы плоть рвут на части мою 
И пытаются душу забрать! 
Где конец, где начало пути? – 
Жизнь в азарте сжигает года, 
Мне дороги к Тебе не найти – 
Не укажет дорогу звезда... 

Достоверность психологического переживания создаёт поэтический порыв высокого накала, вызывающий глубокое сопереживание и эстетически завершённый. 
На примере нескольких стихотворений я постарался показать некоторые, наиболее характерные стороны дарования Бориса Иванова. Его книга представляет интерес как одно из ярких явлений не ангажированного, свободного сегмента современного литературного процесса в его русском, национальном проявлении. 
Предисловие к книге написала доктор филологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ Т.В. Веракша. В предисловии, в частности, говорится следующее: «...Книга пронизана ощущением бесконечности бытия и краткости земного существования, размышлениями о смысле жизни и любви, своей судьбе и судьбе своей страны. Стихи Бориса Иванова оригинальны, полны интересного видения окружающего нас мира». Трудно не согласиться с этим обобщённым суждением. Хотелось бы, чтобы в современной литературе появлялось как можно больше таких авторов, мотивированных не возможностью проникновения любой ценой в «высшие эшелоны» литературного шоу-бизнеса, а стремлением внести в мир свою толику гармонии и красоты и приумножить славу русской поэзии. И этому не смогут помешать ни скромные тиражи, ни отсутствия интереса со стороны «либерального» издательского истеблишмента.

5
1
Средняя оценка: 2.9685
Проголосовало: 127