Савва Морозов: миллионер, меценат, революционер

15 февраля 1862 года родился Савва Тимофеевич Морозов, один из самых богатых людей России, успешный фабрикант, пытавшийся внедрить в общественное производство идеи, которые опередили время на десятилетия…

Родился Савва в богатой семье фабрикантов-текстильщиков. Дело было основано его дедом, тоже Саввой, сумевшим благодаря незаурядному уму, трудолюбию и деловым качествам подняться из крепостных крестьян в купцы первой гильдии.
Сыну Саввы, Тимофею, при разделе огромной отцовской текстильной империи досталась Никольская мануфактура, ставшая, главным предприятием немаленького подмосковного города Орехово-Зуево. Мануфактура уже тогда включала около десятка производств – чугунолитейные, кирпичные и другие. К 1911 году ее стоимость оценивалась в три десятка миллионов рублей – приблизительно один процент годового бюджета Российской империи.
Семья Морозовых принадлежала к староверческой (старообрядческой) церкви, не принявшей никоновских реформ XVII века. Староверы вообще составляли значительную долю российского купечества. В этой среде, стремившейся сохранить устои допетровской старины, хранились устойчивые привычки к упорному, честному труду. Существовала и привычка сторониться власти. 

К тому времени, когда отец Саввы Тимофеевича, Тимофей Саввич, отошёл от дел, передав их жене и детям, его старший сын Савва уже закончил Московский университет с дипломом химика, изучал химию и в Кембридже, водил знакомство с Дмитрием Ивановичем Менделеевым. 
Переиначивая Декарта с его формулой «я мыслю, следовательно, я существую», Савва Морозов любил говорить: «Работаю, значит, существую. Для меня очевидно: только работа расширяет, обогащает мир и моё сознание». При этом он отнюдь не был затворником или скопидомом; в доме-особняке молодого директора-распорядителя Никольской мануфактуры проводились балы, куда приглашались известные художники, писатели, театральные деятели, ученые. Щедрые пожертвования получали от Морозова неимущие студенты Московского университета, театральный деятели из МХАТ. 

При этом Морозов делал многое, чтобы улучшить быт и условия труда своих рабочих. Для ткачей были выстроены новые общежития, избы-читальни, разбит парк для воскресных прогулок. На фабриках появилось образцовое медицинское обслуживание и не менее образцовое социальное обеспечение. Например, работницы по случаю беременности и родов получали материальную помощь; для состарившихся рабочих, оставшихся без заботы родственников, были организованы богадельни. Всё это было необычно для купца-предпринимателя начала ХХ века.
Савва Морозов намного опередил время, пытаясь сделать рабочих Никольской мануфактуры ее пайщикам. И хотя эта попытка была блокирована другими владельцами мануфактуры, родственниками Морозова, на его предприятиях наблюдался редкий для тогдашней России социальный мир. 
Ещё более удивительно, что богатый фабрикант помогал деньгами кадетам, деятелям земского движения, социал-демократам, в том числе большевикам. «Король текстильщиков» дружил с Красиным, прятал от черносотенцев предводителя московских рабочих Николая Баумана, только на издание газеты «Искра», по словам Максима Горького, вкладывал 24 тысячи рублей в год. 

А в кровавое воскресенье 9 января 1905 года Морозов составил записку на имя императора «О причинах забастовочного движения. Требования введения демократических свобод» с призывом введения в стране демократических свобод, признания права на мирные забастовки, всеобщее бесплатное школьное образование. Однако, как и в случае с попыткой сделать рабочих пайщика мануфактуры, правление не поддержало его «Записку»: Савва Тимофеевич не был полным хозяином дела, большинство акций, вообще, принадлежало его матери…
С началом в 1905 году революции Савва Морозов оказался в тяжелом душевном кризисе. Его почти полностью лишили самостоятельности в делах управления производством. Этот незаурядный человек, капиталист по роду деятельности, революционер по убеждениям, оказался своим среди чужих, чужим среди своих». По совету врачей и родных Савва Тимофеевич уехал с женой для поправки здоровья на курорт в Канны. Там-то 26 мая 1905 года он был найден в гостиничном номере мертвым с простреленной грудью. Рядом лежали записка со словами «в моей смерти прошу никого не винить» и пистолет. 

Слухов о причинах его самоубийства было много. Кто-то считал, что на самом деле это было убийство, но похоронили Савву Морозова по православному обряду, а не за оградой кладбища, как хоронили самоубийц. Ни французская, ни русская полиция никаких предполагаемых убийц не задержала… 
Официальной причиной смерти этого незаурядного фабриканта-миллионера, благотворителя, общественного деятеля до считается самоубийство. А вместе со смертью Саввы Тимофеевича Морозова умерла в России и шаткая возможность нахождения мирного компромисса между рабочими и капиталистами, между властью и народом. Российская империя шла к своему концу, наступившему в 1917 году.

5
1
Средняя оценка: 2.76068
Проголосовало: 117