«Полётом творческим полна…»
«Полётом творческим полна…»
Инна ВАРВАРИЦА. «Про ворон, ежей и гномов, и других моих знакомых». Стихотворения. – М.: «У Никитских ворот», 2021.
В многообразии литературных жанров и направлений особое место занимает литература для детей. В определённом смысле детская литература – дело более ответственное, чем литература для взрослых. Если зрелый человек способен разобраться в том, насколько та или иная книга полезна или вредна для восприятия, то о маленьких читателях этого сказать нельзя, у них ещё нет для этого достаточного жизненного опыта. Чтение является для них одним из способов познания мира, по прочитанному формируется представление о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (В.В. Маяковский). Именно поэтому писатель, взявшийся сочинять стихи или прозу для детей, должен быть не просто талантливым, но и нравственно здоровым, и в то же время способным на незамутнённый, непосредственный взгляд на окружающий мир. Детский писатель должен уметь говорить с детьми на их языке, видеть мир глазами ребёнка. Наши выдающиеся детские поэты и писатели прошлого, такие, как К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, Н.Н. Носов, Е.А. Благинина, А.Л. Барто и др., обладали этими способностями в высшей степени. Они оставили нам наследие столь высокого уровня, что для того, чтобы ему соответствовать, нужно очень любить своё призвание – призвание детского писателя. Следует сказать, что литература для детей, во-первых, как правило, традиционно консервативна по формам, а во-вторых, универсальна в социальном смысле. И если какой-то писатель дерзнёт сочинять книги для детей, например, исключительно из богатых семей, то он неизбежно скатится в пошлость. Все дети равны между собой. Сегодня, когда в нашей культуре преобладает тенденция вульгарного «западничества», сводящегося преимущественно к механическим заимствованиям у сомнительной в содержательном плане продукции западного литературного рынка (зачастую ещё и в плохих переводах), проблема качественной детской литературы, особенно современной, стоит весьма остро. То, что делают иные отечественные «новаторы» детской литературы, часто также имеет сомнительную или откровенно отрицательную значимость. Необходим, в определённом смысле, возврат к истокам. Детская литература должна не просто развлекать, она должна воспитывать и учить. Формировать устойчивые представления о том, как устроен мир; прививать любовь к природе; развивать нравственные и эстетические представления; на примере простых жизненных ситуаций давать образцы социального поведения и т.д. Прежде всего, российская детская литература должна твёрдо вернуться к национальной традиции. Только в этом случае она будет соответствовать своему высокому призванию – формированию достойного человека и гражданина.
Такое пространное вступление мне потребовалось для того, чтобы перейти к представлению новой книги известной русской поэтессы Инны Варварицы. Самим названием книга свидетельствует о своём содержании и о том, к какой читательской аудитории она обращена: «Про ворон, ежей и гномов, и других моих знакомых». Игровое начало, традиционно присущее детской поэзии, является основой книги. Сочиняя короткие занимательные истории с участием лесных животных и птиц, а также сказочных существ – гномов, Инна Варварица создаёт мир, существующий на стыке реальности и волшебства. Мир, в котором живут и действуют не только звери и птицы, но и природные явления (ветер), и даже отвлечённые понятия (страшный сон).
Ей бы спать давным-давно.
Спать бы, но
смотрит Машенька в окно –
там темно!
Кто качает фонаря
жёлтый свет?
Чьи-то там глаза горят
или нет?
Кто там дышит за окном?
Страшный сон?
Для чего приходит в дом
к людям он?..
Страшный сон в стихотворении «Вот так колыбельная!» не просто снится Машеньке – он «дышит», он «приходит», у него «глаза горят». Таким образом, понятие из сферы психологии обретает черты живого существа, воздействуя на фантазию маленького читателя, способствуя развитию художественного, образного мышления. Следует отметить характерный для колыбельной, убаюкивающий размер стихотворения.
…«Сон идёт на мягких лапах,
дышит как медведь…»
Ну зачем об этих страхах
на ночь петь?!
В этом стихотворении, открывающем книгу, минимальными художественными средствами создаётся занимательный сюжет, воплощается трогательный психологический посыл.
В следующем стихотворении «Что за зверь?» используется этот же приём. Отвлечённое понятие «страшный аппетит», преобразованное непосредственным детским взглядом, превращается в некоторое существо, пугающее и немного смешное.
За столом упрямо Маша
закрывает рот,
как ни хвалит мама кашу,
ложку не берёт!
Если в рот хоть капля каши
попадёт,
вдруг лохматый, страшный к Маше
АППЕТИТ придёт?!
Такая вот фантасмагория, мгновенно воплотившаяся из непосредственного детского взгляда на привычное словосочетание, которое обычно произносится не задумываясь.
В стихотворении «Художница» очень трогательно и психологически достоверно описан момент детской устремлённости к творчеству. Машенька хочет рисовать, но материал пока ещё сопротивляется непривычной руке, и это вызывает огорчение маленькой рисовальщицы.
Полётом творческим полна,
рисует Машенька слона.
Известно всем, что слон большой.
Пусть упирается спиной
он в верх бумажного листа.
Вот справа место для хвоста,
а слева – для ушей и щёк.
Внизу – столбы огромных ног.
Слон – во весь лист! Большой и серый.
Но отчего вдруг заревела
художница? Что огорчило?
На хобот места не хватило!
Ситуация исполнена своеобразного драматизма, но оставляет светлое чувство. Нет сомнений, что всё у Маши со временем получится.
Проблема многих современных писателей, берущихся писать для детей, состоит в том, что их мотивация имеет не вполне творческий характер. Значительную роль играет заблуждение, что писать для детей просто. Кто-то делает ставку преимущественно на иллюстративный ряд, привлекая к сотрудничеству художников в расчёте на то, что «картинки» уравновесят несовершенство текстов. Конечно, без картинок детской книге не обойтись, но всё же главное в ней – это текст. Ещё раз повторим: детский писатель – это призвание. Инна Варварица обладает этим призванием в высшей степени, поэтому её стихи для детей интересно читать и взрослому человеку, ведь все мы в душе немного остаёмся детьми и втайне грустим о беззаботном времени и собственных детских фантазиях…
Весна синичьим свистом,
под барабан капели,
выводит серебристо
мелодию апреля.
И радуются птицы
концу зимы и стужи,
и солнечные зайцы
танцуют в каждой луже!
Солнечные зайцы становятся живыми, и читатель словно бы воочию видит, как они «танцуют», стирая границу между условностью и реальностью. Чувство природы, лаконично и ярко переданное в стихотворении «Мелодия апреля», передаётся маленькому читателю, формируя его душевные качества в человечном, подлинно гуманистическом направлении. Для всех русских поэтов было характерно трепетное отношение к родной природе, и это абсолютно естественно. Ведь родная природа – это и есть наше отечество, в котором мы рождены, в котором нам суждено жить. Инна Варварица в своих стихотворениях для детей последовательно проводит эту тему. И уже в следующем стихотворении «Летний день» мы слышим восторженный гимн лугам, полям, небу и ветру – нашей русской природе, прекрасной, восторженной и одухотворённой.
В голубой накидке неба
день июльский бесконечный
по лугам цветущим бегал,
освежался в светлой речке,
отдыхал под сенью леса,
по земным бродил дорогам,
всё, что было интересно,
ветерком весёлым трогал…
Стихотворения Инны Варварицы не только воспитывают в маленьких читателях чувство любви к отечеству, но и формируют зачатки жизненного опыта, делая это в задорной, юмористичной и запоминающейся форме. Например, как в стихотворении «Мухоморы». Собирание грибов – одно из самых заманчивых приключений в детстве. Но не сразу человек начинает понимать, что не все грибы заслуживают того, чтобы быть собранными. Для того чтобы этот факт запечатлелся и отложился в сознании, Инна Варварица моделирует соответствующую жизненную ситуацию.
Рано утром с тётей Машей
по грибы пошла Наташа.
Наша дочка молодчина –
тащит полную корзину!
«Вот, – любуется Наташа, –
все грибы друг друга краше!
Шляпки красные в горошках
и оборочки на ножках!»
Огорчается семья:
есть грибы, а есть нельзя!
Думается, что после подобного случая Наташа навсегда запомнит, что такие грибы собирать не стоит. Двузначность слова «есть» в последней строке стихотворения создаёт игровой момент и способствует фиксации в сознании маленького читателя жизненно важной информации.
Лесные звери в стихах Инны Варварицы живут и действуют как люди, воспроизводя ситуации человеческого общества и в иносказательной форме выражающие то или иное назидание, мораль. Но эта мораль передаётся ненавязчиво и опосредованно, поэтому воспринимается абсолютно органично, не вызывая противодействия. Всем всё понятно. Вот как в стихотворении «Шубка».
Лес. К концу подходи осень.
У Ежа Ежиха просит:
– Мне бы шубку меховую,
не колючую, другую!
Я тогда зимой суровой
щеголяла б в шубке новой!
Ёж Ежихе говорит:
– У тебя прекрасный вид!
А одевшись попушистей,
ты обедом станешь лисьим!
Нам в холодном декабре
лучше в тёплой спать норе!
В некоторых стихотворениях книги звучат элегические мотивы, но грусть, содержащаяся в этих стихах, имеет светлый, философический характер. В этой светлой грусти слышится надежда и вера, что всё будет хорошо, что жизнь идёт своим вечным чередом, и всё ещё повторится не раз, и заиграет новыми красками…
Пахнет грустью ушедшего лета,
и грибами, и прелым листом.
Куст брусники алеет, согретый
приглушённым последним теплом.
Ликованью грибного лукошка
уж недолог отпущенный срок.
На прощание машет ладошкой
в паутине застрявший листок.
В книге много замечательных стихов, много трогательных и забавных ситуаций, много жизнелюбия и вдохновенной фантазии. Прочитав её от начала до конца, читатель, к которому она обращена, несомненно, получит большое впечатление, а также узнает много интересного и полезного. Русская поэтесса Инна Петровна Варварица достойно продолжает традицию отечественной поэзии для детей. Её новая книга является ярким и значительным событием современного литературного процесса.
Необходимо сказать и о том, что книга оформлена талантливыми иллюстрациями двух художниц – Александры Беловой и Софьи Щукиной. Иллюстрации также выдержаны в традиционном стиле и дополняют воздействие стихов яркими живописными впечатлениями.