Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Выпуск №70. Стратегический трансокеанский тандем
Россия и Китай обладают научно-техническим и военно-промышленным потенциалом, гарантирующим успешное противостояние западным притязаниям на безраздельное военное доминирование в Мировом океане.
Украинская спецоперация России явно ускорила и другие процессы военно-стратегического характера в российских Вооруженных силах.
В последние дни потоком пошли сообщения о явном форсировании мероприятий по вводу в строй единственного российского авианосца (тяжелого авианесущего крейсера проекта 11435) «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».
В начале мая стало известно о завершении реконструкции сухого дока в Мурманске, без захода в который дальнейший ремонт авианосца был невозможен.
А уже в ночь на 20 мая «Адмирал Кузнецов» был заведен в док, где работы по его докованию, как ожидается, продлятся до сентября 2022 года. И хотя в мае 2021 года новым сроком передачи корабля флоту после ремонта был назван конец 2023 года, нельзя исключать, что с учетом динамичного развития военно-политической обстановки, время завершения ремонтных работ и последующих испытаний будет существенно сокращено.
Одновременно форсированными темпами завершается и глубокая модернизация (фактически создание нового боевого корабля в старом корпусе) тяжелого атомного ракетного крейсера проекта 1144 «Адмирал Нахимов».
Об этом сообщала газета «Известия» в феврале этого года: «В ближайшее время для тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» начнется формирование экипажа. В него войдут специалисты всех флотов – это около тысячи человек. До конца года экипаж начнет обучение в специализированных центрах... После завершения работ «Нахимов» станет одним из самых мощных ударных кораблей в мире. На его борту уже установили новейшие ракетные комплексы, в том числе и «Циркон», зенитные и даже противоракетные системы. Эксперты отмечают, что после модернизации крейсер выведет российский флот на новый уровень и прослужит не один десяток лет».
Все вышесказанное, разумеется, можно только приветствовать. Однако это отнюдь не повод закрывать глаза на системные проблемы, существующие в классе тяжелых надводных кораблей российского ВМФ, разрешить которые даже после ввода в строй этих двух мощных боевых единиц, к сожалению, не получится. Именно потому, что они будут продолжать существовать в единичных экземплярах.
ТАВКР «Адмирал Кузнецов» вообще единственный в своем роде. Был шанс в конце 90-х годов вернуть на Родину его собрата – застрявший на Украине практически уже построенный авианосец «Варяг». Однако тогдашнее российское руководство, зачарованное западными «общечеловеческими ценностями», решило, что России он без надобности. И «Варяг» уплыл в Китай, где стал флагманом ВМФ НОАК под именем «Ляонин».
Авианосец «Варяг» проходит пролив Босфор по пути в Китай, куда его «украинцы» продали под видом «плавучего казино». 1 ноября 2001 года
Между тем, поддержание боевой устойчивости российского надводного флота при наличии только одного авианосца в принципе невозможно. По той простой причине, что любой корабль должен время от времени уходить с боевой службы для ремонта и модернизации. А его на это время должен подменять другой однотипный корабль, которого, увы, у России нет.
Примерно так же обстоит дело и с тяжелыми крейсерами проекта 1144 «Орлан». «Адмирал Нахимов» – единственный из 4-х кораблей этого типа, завершающий глубокую модернизацию, которая сделает его достойным напарником и ударной ракетной составляющей авианосной группы с участием «Кузнецова». Другой ТАКР этого типа «Петр Великий» такую модернизацию не проходил и может считаться только ограниченно годным к войне современного типа. Еще два аналогичных корпуса давно выведены из состава флота и дожидаются своей очереди на утилизацию. «Адмирал Лазарев», несмотря на проведенный доковый ремонт и прекрасное, по оценкам специалистов, состояние корпуса корабля, был отправлен на разделку ровно за год до начала спецоперации на Украине по причине экономии денег. Как бы нам эта «экономия» не вышла боком в недалеком будущем.
Однако основой любого полноценного соединения надводных сил флота является все-таки авианесущий корабль. И соответственно именно нехватка таковых является критичной для российского ВМФ.
Что делать? Прежде всего, перестать препираться на излюбленную тему всех «диванных экспертов» о целесообразности наличия авианосцев вообще. В этом смысле явно принятое военно-политическим руководством страны решение о скорейшем вводе в строй «Адмирала Кузнецова» говорит само за себя и полностью исчерпывает данную тему. Кроме того, в пользу такого решения, говорит и реальная практическая необходимость.
Например, сегодня корабли нашей Средиземноморской эскадры могут эффективно действовать только в радиусе авиационного и зенитно-ракетного прикрытия с сухопутных баз в Сирии, тогда как весь остальной средиземноморский бассейн, фактически, контролируется боевой группой американского авианосца «Гарри Трумэн» и другими натовскими силами. Понятно, что Россию это устраивать никак не может.
Где же выход? Собственные судостроительные возможности России в настоящее время крайне загружены и, к тому же, ограничены полным разрушением советской производственной кооперации, необходимой для строительства авианосного флота. Центром которой в советское время был город Николаев, ныне находящийся на оккупированной Западом части территории Украины. Не исключено, что эта оккупация будет в скором времени ликвидирована. Однако состояние николаевских верфей сегодня таково, что начинать там придется с нуля и на это уйдет масса времени, что Россию опять не очень-то устраивает в силу серьезности военно-политической обстановки.
Означает ли это, что решения нет? Не факт! У России в настоящее время складываются как никогда тесные и взаимовыгодные отношения стратегического уровня с Китаем. Эту реальность сегодня признают во всем мире. И естественно, что у двух стран с таким гигантским потенциалом, есть немалые возможности для развития двустороннего сотрудничества. В том числе и в военно-промышленной области. Такое взаимодействие уже сегодня охватывает немало сфер деятельности и совместных программ.
Это дает определенные основания для рассмотрения возможности взаимодействия двух стран и в области строительства авианесущих кораблей. И действительно, почему бы и нет?
У России просто нет лишнего времени для развертывания аналогичного производства в приемлемые сроки. Зато есть достаточно денег, чтобы решить этот вопрос на порядок более оперативно.
Китайцы, как известно, строят свои авианосцы очень высокими темпами, образно говоря, пекут их как пирожки. Сегодня завершаются работы уже над третьим кораблем этого типа. Все производственная линейка у них полностью выстроена. А в случае получения дополнительных, российских заказов на однотипные корабли их средняя стоимость стремительно пойдет вниз. Как это всегда бывает в случае строительства кораблей большой серией. Что самих китайцев не может не устроить.
Последние снимки показывают, что в Китае завершается строительство третьего авианосца Тип 003 после задержки в работе из-за «пандемии».
И что очень существенно – фундаментальной основой китайской авианосной программы является советская и российская научно-конструкторская мысль. Все китайские авианосцы являются, в своей основе, все тем же советским «Варягом». А это означает, что у двух стран существует очень высокий уровень технологического родства в этой сфере. Что существенно облегчает возможность любых подвижек навстречу друг другу в части совместного строительства авианосцев.
Что же касается геополитических аспектов такого сотрудничества, то они и сегодня, и на многолетнюю перспективу представляются очень благоприятными. Китай и Россия вступают в исторически длительную полосу противостояния с западным миром, который проявляет растущую агрессивность по отношению к ним обоим. Причем американцы не делают из этого никакого секрета. Вот, например, что заявил на днях главный генерал США, председатель комитета начальников штабов Марк Милли, напутствуя выпускников Вест-Пойнта на дальнейшую службу. Враги Америки были обозначены предельно четко: «И прямо сейчас, в этот самый момент, фундаментальные изменения происходят в самом характере войны. Прямо сейчас мы сталкиваемся с двумя мировыми державами, Китаем и Россией, каждая из которых обладает значительным военным потенциалом, и обе они полностью намерены изменить существующий порядок…»
В свете этого, русским и китайцам настолько нечего делить между собой, что любые их совместные усилия по противостоянию глобальной экспансии Запада в обеих странах могут только приветствовать.
Форсированное строительство на китайских верфях, при техническом и конструкторском содействии России, авианосцев для российского и китайского флотов, может очень существенно ускорить этот процесс и обеспечить решение ключевых военно-стратегических задач этих двух держав уже в обозримом будущем. В частности, Россия получит полноценный, взаимозаменяемый авианосный флот, крайне необходимый не только в Средиземном море, но и на Тихом океане, где стремительно наращивает свои военно-морские силы Япония, претендующая на Курильские острова и другие российские территории.
Что же касается интересов Китая, то усиление ВМФ РФ построенными в КНР авианосцами на других потенциальных театрах военных действий (ТВД) вынудит американское командование отвлекать свои и без того дряхлеющие авианосные силы от дальневосточного ТВД. А это может существенно облегчить Китаю достижение известных военно-стратегических целей. В том числе и решение тайваньской проблемы.
Иначе говоря, предпосылки для реализации совместного авианосного плана настолько благоприятны и разнообразны – от военно-технических до геополитических, – что было бы очень странно, не используй Россия и Китай такие возможности. И мы не будем сильно удивлены, если в недалеком будущем выяснится, что такая работа уже идет полным ходом.
Художник: В. Штраних.