Жить надо странствуя
Жить надо странствуя
Этому девизу великий романтик следовал всю жизнь. Страсть к путешествиям и к писательству соперничали - ни та, ни другая верха не взяла. Он упоённо занимался литературой и с таким же вдохновением отдавался музе дальних странствий. Вот только стать её спутником не в мечтах за столом с разложенными путеводителями и географическими картами, а под шум волн, ему удалось только в 64 года. Круиз «Вокруг Европы» на теплоходе «Победа» целый месяц перебрасывал его из одной страны в другую. Он впитывал цвета и звуки Болгарии, Турции, Греции, Италии, Франции, Голландии, Швейцарии. Сравнивал их с воображаемым.
Муза странствий привела его и на солнечный крымский полуостров, где он впервые побывал в 1906 году четырнадцатилетним с родителями. Позже он напишет: «Крым поднялся из морской глубины, как остров сокровищ. Белый Севастополь встретил нас полуденным пушечным выстрелом и голубыми крестами Андреевского флага». В Алуште его настигла первая романтическая мимолётная любовь к девочке Лене. «Пустынная Таврида» возвращает нас в его юные годы и помогает вникнуть в его душевный романтизм. Через десять лет он побывал в Бахчисарае, где с увлечением бродил по окрестным пещерным городам. В 1933 году он целый год жил в Севастополе, собирая материал об истории и культуре Крыма. Но особой привязанностью писателя стал Восточный Крым.
Загадочная Киммерия навсегда покорила его сердце. В тридцатые годы он часто бывал в Коктебеле, где подружился с вдовой Максимилиана Волошина. А в 1934 году впервые приехал в Старый Крым, тихий провинциальный, маленький городок в предгорье, который очаровал и стал на несколько лет пристанищем, частью прекрасной земли, «омытой одним из самых праздничных морей земного шара", как он писал. Привело его сюда желание поклониться могиле Александра Грина и познакомиться с его вдовой. Вернувшись в Москву, он стал пробивать «стену молчания», за которую упрятали имя такого же, как он, неисправимого романтика.
Люблю шататься по России
С Ниной Николаевной у Паустовского сложились очень тёплые, доверительные отношения. Приезжая потом в Крым, непременно встречался с ней, рассказывал об издательских делах, хлопотал о гонорарах для вдовы за изданные книги, принял живое участие сначала в создании музея Грина, а затем и в его спасении. Нина Николаевна передала Константину Георгиевичу весь архив мужа.
Второй раз Константин Георгиевич появился в Старом Крыму летом 1935 года, во время работы над вёрсткой повести «Чёрное море». А через три года привёз сюда жену Валерию Вашишевскую и приёмного сына Сергея, и они провели здесь май – июль. Основным занятием была работа над вёрсткой книги «Повести и рассказы».
Его обителью здесь стали две скромные изолированные комнаты в домике с садом медсестры Веры Рутковской-Олейниковой. В мае 2005 года в мемориальном доме, который он любил, и который любят все, побывавшие здесь, открылся музей. И благодаря этому древний город стал особенно притягательным.
Тихая обитель писателя
В музее собраны подлинные предметы быта из интерьеров трёх старокрымских домов и дома Феодосии Печерикиной в Коктебеле, где писатель жил в начале 50-х годов. Все они так «ужились» вместе, что для незнающих всех тонкостей их историй, каждый предмет – на своём месте. И впечатлительные посетители представляют, как касались их руки писателя, в зеркале видят его силуэт и ощущают дух неугомонного странника.
Это о Крыме Паустовский написал: «Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья». За этим ощущением он и приезжал сюда, на землю «покоя, размышлений и поэзии». А ещё - за вдохновением. Именно на крымской земле написана добрая половина его произведений. Крымскими мотивами пестрят романы «Романтика», «Блистающие облака», «Дым отечества», повести «Чёрное море» и автобиографическое шестикнижие «Повесть о жизни». Крымской темой наполнены рассказы «Морская прививка», «Парусный мастер», «Бриз», «Черноморское солнце», «Песчинка». Феодосийские впечатления легли в основу рассказов «Потерянный день», «Робкое сердце», коктебельские отражены в «Умолкнувшем звуке», «Синеве», «Встрече». В повести «Чёрное море» главы «Горная роса» и «Сказочник» созданы под впечатлениями поездок в Старый Крым. Глава «Сказочник» посвящена Александру Грину и месту его последнего приюта. Константин Георгиевич пишет: «Романтика Грина была проста, весела, блестяща. Она возбуждала в людях желание разнообразной жизни, полной риска и чувства высокого, жизни, свойственной исследователям, мореплавателям и путешественникам».
Старый Крым. Пристанище писателя
И даже для свадебного путешествия с Татьяной Евтеевой, последней женой, с которой Паустовский прожил двадцать лет, до конца жизни, был выбран Старый Крым. С той самой Татьяной Алексеевной, которая стала прототипом героини известной пьесы её первого мужа Алексея Арбузова «Таня». Паустовский посвятил ей книгу «Золотая роза». В дневнике он пишет: «Прямо в Старый Крым. Всё то же ощущение сказки, с Таней к дому Грина... Грин благословил бы нашу любовь...»
Создание музея Паустовского было делом непростым. Но это не остановило тогдашнего директора Старокрымского Литературно-Художественного музея Надежду Садовскую, которая считала это делом своей жизни. Своим энтузиазмом «зажгла» многих. Ей стали помогать сотрудники Московского литературного музея Константина Паустовского, приёмная дочь писателя Галина Арбузова. Клуб друзей Коктебеля «Чандира», Феодосийский литературно-мемориальный музей А. Грина. Дом выкупила и отдала под музей дочка Надежды Садовской Александра.
Надежда Семёновна рассказывала мне, что большую поддержку оказали Министерство культуры республики и ялтинский предприниматель Валерий Сотников. Поклонники творчества писателя из Москвы прислали две литографии, которые висели в его квартире. Благодаря ялтинскому пароходству музей украсил спасательный круг с прогулочного теплохода «Константин Паустовский». Почитатели таланта писателя передали гидромагнитный компас, линзы с маяка на Казантипе, кнехт, картины, фотоаппарат, удочки, с которыми он любил ходить на рыбалку. Дочка хозяйки первого пристанища писателя в Коктебеле Любовь Печерикина, ставшая героиней рассказа «Встреча», передала кувшин, из которого писатель пил молоко. Вот так, с миру по нитке, что называется, и насобирали интереснейшую, полноценную экспозицию. В ней не только подлинные вещи, но и редкие фотографии. В том числе Ивана Бунина, с которым Паустовский встречался в Москве и который благословил его писать прозу, заметив, что стихи он пишет «с чужого голоса».
Создание в Старом Крыму нового музея было фактом отрадным. Свидетельством того, что и в пору трудную, времена смутные настоящие приверженцы русской культуры в любых условиях работают на будущее, преодолевая трудности, поступаясь сиюминутными выгодами, доказывая живучесть здорового альтруизма.
Стол за которым работал писатель в Старом Крыму
Книга отзывов, которая в музее ведётся с первых дней, пестрит подобными этим записями: «Благодарим за доставленную радость и счастье приобщиться к миру Паустовского, вдохнуть атмосферу, которая его окружала. Счастье и надежда, что память о Паустовском живёт в Крыму и даёт нам веру в лучшее, что есть в человеке». «Спасибо людям, которые возрождают уникальную творческую атмосферу, царившую в Старом Крыму в начале прошлого века».
Преемницей Надежды Садовской 15 лет назад стала Ирина Котюк. Вместе с ней здесь работают люди, влюблённые в Паустовского. Для популяризации музея они каждый год проводят слёт романтиков «Соранг». Его название подсказало одноименное произведение писателя, посвящённое ветру, который наблюдается раз в сто лет, и приносит к холодным берегам тёплый воздух, отогревающий души людей. Не могли не вдохновить слова: «Соранг знаменует начало весёлых и великолепных праздников». И вот уже четырнадцать лет в день рождения Паустовского съезжаются в Старый Крым из разных уголков России и даже дальних стран романтики на праздник, наполненный духом неутомимого странника.
Старокрымский музей прочно вписался в российское культурное пространство, его связи с коллегами расширяются. В этом году Ирина Котюк приняла участие в онлайн-встрече «Проза Паустовского глазами читателей и специалистов» с Самарской муниципальной информационно-библиотечной системой, которая прошла в рамках проекта «Увидеть и испытать всё, что возможно человеку». Участники обсудили аспекты биографии писателя, начала его творческой деятельности, становления его как русского советского писателя, отметили востребованность и актуальность творчества Константина Паустовского в настоящее время. Ирина Котюк остановилась более подробно на произведениях автора о Крыме, рассказав о предыстории создания некоторых рассказов, об исторических фактах, непосредственно связанных с созданием Дома-музея в Старом Крыму.
Паустовский называл Крым местом, где хотелось остановить время. Он учит в быстротечное наше время не забывать оглянуться вокруг, запечатлеть прекрасный миг земного бытия, и тихо улыбнуться миру.
И вслед за Марком Кабаковым мы повторяем: «Ты был единственным, кто смог в годину страшного покоя и честь, и совесть беспокоя, вести по лучшей из дорог».