«Мне ведома цена преображенья...»

Владимир Фадеев. «Я человек советского модерна». Стихи. – Подольск: «Академия-XXI», 2022. – 272 с. 

Прошло уже более трёх десятилетий с того момента, когда злонамеренно и преступно был уничтожен СССР – великое многонациональное государство, впервые в истории воплотившее в жизнь идеалы народовластия и социальной справедливости. Советский Союз был для всего мира свидетельством того, что жизнь в государстве может и должна быть организована на справедливых основах; что подлинное развитие возможно только в условиях высочайшей степени концентрации сил всего народа, объединённого единством цели и равенством возможностей; что творческий потенциал государства может раскрываться полностью только при честном и гуманном отношении людей друг к другу и к своим гражданским обязанностям. Рождённый в муках грандиозного исторического эксперимента, вдохновлённый величием социалистического учения, Советский Союз на протяжении всех семи десятилетий самим фактом своего существования не давал покоя мировой закулисе – кукловодам капиталистического мира, мечтающим о всемирном господстве. Сегодня точно также этим тёмным силам не даёт покоя существование России, сохранившей (при всех оговорках, и зачастую в подавленном состоянии) гуманистические и цивилизационные наработки советского периода. На протяжении всех постсоветских лет либеральная пропаганда с ненавистью и злобой стремилась вытравить из памяти народа всё то хорошее, что дала нам советская эпоха. Одним из представлений, тупо, но не безуспешно вколачивавшемся либеральным агитпропом в сознание молодых поколений, является представление о том, что всё советское было отсталым, замшелым и непригодным. На фоне того, что советское наследие на протяжении всего периода «демократических преобразований» нещадно эксплуатировалось и разворовывалось зловещей кучкой «эффективных менеджеров», многие из которых сегодня благополучно «свалили» за рубеж с «заработанными» миллионами и миллиардами народных денег. На протяжении многих лет нас стараются заставить забыть о том, что СССР был подлинно новаторским государством, по многим позициям идущим на несколько шагов вперёд относительно западного мира. Сегодня, после всех испытаний и прозрений, пора об этом напомнить всеми доступными средствами. В том числе и средствами художественного слова, как одного из действенных факторов воздействия на сознание людей. 
Такое предисловие мне потребовалось для того, чтобы приступить к разговору о новой книге известного российского поэта Владимира Фадеева. Книга имеет программное название: «Я человек советского модерна», на ней также стоит посвящение «100 лет СССР». Эти «знаки» дают возможность читателю судить об идейной направленности стихов, и сразу же сделать выбор: продолжить чтение или отложить книгу. Честный человек, чья жизнь начиналась и в хоть какой-то степени прошла в Советском Союзе, сразу же ощущает симпатию к автору и приступает к чтению, будучи исполненным внутренней готовности к восприятию её смыслов и посылов. 

Я человек советского модерна, 
Ещё того – до лысой чепухи, 
Когда рвались дыханием мехи, 
И карты одномерной малахит 
Был заменён рубином пятимерным. 

Мне ведома цена преображенья, 
Она в моих хрящах, в натяге моих жил, 
Слепому богу в азбуке могил 
Не вы, а я её платил, 
В победы превращая пораженья. 

Для тех побед моим зубастым керном 
Пробита в стылой гнили колея – 
Теперь по ней покатится Земля, 
И лучше всех об этом знаю я, 
Я, человек советского модерна. 

Исповедальный пафос и концептуальная завершённость этого стихотворения не позволяет разбивать его на цитаты – каждая строка наполнена смыслом, каждый образ ярок и весом, воплощение идейного замысла обладает необходимой целостностью. В завершающей строке, давшей название книги, отсутствует легковесная декларативность; идейная составляющая обеспечена всем содержанием книги. Читать книгу нужно последовательно и внимательно, чтобы ощутить образ её концепции во всей сложности. 
Лирический герой Владимира Фадеева – человек советского самосознания. В основе этого самосознания, как известно, лежат принципы духовного братства народов, уважения к национальному началу, признания национальных и общечеловеческих ценностей, социального равенства и др. В то же время, советский интернационализм органично сочетается в лирическом герое с русским национальным самосознанием. Русский народ в XX веке сыграл ключевую, вдохновляющую и организующую, роль в создании Советского государства. Истоки этой творящей энергии таятся в Русской мечте, которая на протяжении всей истории вдохновляла русский народ и мотивировала его на поиск своего пути. О ней говорит Владимир Фадеев в стихотворении «Русская мечта». 

Невидима, незрима, непонятна... 
Покажется – и спрячется обратно. 
Не в прятки мы с мечтой своей играем, 
А, пряча, от нападок защищаем. 
Она живёт глубоко-внутривенно, 
Она не может быть не сокровенна, 
Не потому, что хила и убога – 
Мы за неё в ответе перед Богом!.. 

Русская мечта, по меткому выражению поэта, «не может быть не сокровенна». Она не сводится к набору правил и установок, а проявляется в глубинных порывах, благодаря которым история осуществляет свой ход – порой мятежный и кровавый, порой спокойный и затаённый, но всегда величественный. «В Россию можно только верить», сказал великий Тютчев, и с этим пониманием наш народ живёт, и совершает исторические подвиги, и раз за разом спасает «цивилизованный мир» – зачастую от него самого... 
В стихотворении «Свобода» Владимир Фадеев даёт разоблачающую, исполненную сарказма характеристику этого изначально высокого понятия, но превращённого либеральной демагогией в примитивный идеологический шаблон, позволяющий манипулировать нестойкими умами. Ведь именно необходимостью «свободы» нам обосновывали разрушение великих достижений социалистического строя, уничтожение традиционной системы ценностей, ликвидацию нормальных человеческих отношений... Поэт даёт жёсткую отповедь этому превратившемуся в зловещий идеологический фантом понятию, ставшему разрушительным оружием на рубеже столетий. 

Привет тебе, химера из химер! 
Лернейского пруда гнилые воды 
Твоим адептам знамя и пример – 
Обычный ад под маскою свободы. 
Сестричка тьмы, неразберихи мать, 
Росянка с ароматом мертвечины, 
Как трудно твою сущность разгадать 
Под – на борьбу зовущею – личиной! 
Она не «для», гораздо чаще – «от». 
«Как мы б тогда стремительно развились, 
Исчезни вдруг зависимость и гнёт! 
Мы сами по себе!..» – но вот 
Вдруг на полях не просто недород... 
Да что поля – мы б сами не родились, 
Когда б, к примеру, кислород и водород 
Из плена аш-два-о освободились...  

Лукавые и злонамеренные идеологи либерального агитпропа увлекали нас обещаниями капиталистического рая, который, якобы, наступит, едва лишь мы откажемся от социалистического мировоззрения. И, что греха таить, очень многие поддались этому внушению, совершив предательство по отношению к своему Отечеству – СССР. Сегодня мы пытаемся разгребать тот сор, который скопился в нашей стране за годы фактического либерального владычества, но инерция разрушения столь велика, что остановить её полностью пока невозможно. Взращены либеральные «кадры», работает отлаженная система. Всё это требует внимания и осмысления. В то же время, необходимо постоянно напоминать людям о последствиях разрушения СССР и последующего многолетнего либерального ига. Это и делает поэт Владимир Фадеев в своих пламенных и проникновенных стихах. 

Нам сегодня не до жира, 
Вяло по ветру гребя, 
Мы отстали не от мира, 
Мы отстали от себя, 
Впереди иных идущих 
По ступеням бед и лих, 
От летящих и зовущих 
За собой лететь других...
 

Вот, пожалуй, наиболее точная формулировка того, что произошло с нами: «мы отстали от себя». Стали недостойны самих себя, своей героической истории и культуры. Фактически добровольно приняли на себя роль холопов западной космополитической цивилизации, отказавшись от своей самобытности, от национального характера, в угоду туманным и лживым посулам. Всё это придётся отвоёвывать назад, сколь ни была бы высока цена. Иного пути нет. 

...Потому что – без сомненья – 
Жизнь – не на полозьях с гор, 
Не за хламом по теченью – 
Только вверх. Наперекор. 

В стихах Владимира Фадеева есть ярко выраженное философское начало. Но, вопреки поэтической моде новейших времён, это философское начало имеет не грустный, не меланхолический, а жизнеутверждающий характер. Лирический герой поэта исполнен личной энергии и стремления познать эту жизнь, чтобы организовать её по своему желанию, в соответствии с историческим опытом своего Отечества. С одной стороны, история развивается циклично, но с другой – кто знает, когда завершается один цикл и начинается другой? Может, уже сегодня бьёт час восхождения к новым высотам, и так важно не прозевать этот час и исполнить свой долг в полной мере и на достойном уровне. Идти вперёд, не оглядываясь, но бережно неся в душе тот образ будущего, который был заповедан нам нашими предками, и куплен ценой великих жертв и подвигов. 

По грани меж бренным и вечным 
Грохочет квадрат колеса, 
И слово становится вещью, 
И новой землёй небеса. 

Из наших страданий и плачей 
Родятся дожди и дымы. 
Дубравы взрастут из удачи, 
Сады – если счастливы мы. 

Из горя вдруг вздыбятся горы, 
Пугая застывшим огнём, 
Из общего подвига – город, 
В котором мы после живём. 

Пантеистическая мистерия, развивающаяся в трёх строфах стихотворения, ярко характеризует мировосприятие русского советского поэта. Оптимистичное, жизнеутверждающее мировоззрение – вот то, что отличает Владимира Фадеева от многих других современных стихотворцев, вот то, что выделяет его на фоне общего, зачастую депрессивного фона. И заповедь «общего подвига» во имя великого будущего звучит в стихотворении достоверно и убедительно, поднимая в душе читателя волну воодушевления. 
В то же время, мотив осмысления жизненного пути присутствует в лирике Владимира Фадеева. Но философское приятие конечности земного бытия имеет в его стихах спокойный и мудрый, отчасти даже слегка ироничный характер. 

Проходит срок земного чуда. 
Когда от старости умру, 
Взгляну с усмешкою оттуда, 
Как бестолково вёл игру. 
Я бы забрал пятак свой с кона – 
Да на кону размена нет. 
Перекрестился на икону, 
Перезвездился на портрет 
Да вышел в дол, ветрам открытый, 
Дорогу выбрал – ан, не ту. 
Как во дворе свинцовой битой 
Попал судьбою за черту... 

Будучи истинно русским человеком, поэт Владимир Фадеев искренне переживает за то разобщение, зачастую по формальным признакам, которому подвергся русский народ в результате идеологических манипуляций со стороны антинародных сил, стремящихся рассорить весь мир, чтобы было удобнее управлять народами и государствами, нещадно эксплуатируя их в интересах так называемого «золотого миллиарда». В результате этого разобщения оказалось возможным разрушение Советского союза и всё, что происходило впоследствии, на протяжении длительной «эпохи демократических преобразований». Сегодня происходит постепенное, методом проб и ошибок, но всё же поступательное восстановление самосознания единой многонациональной России. Но для того, чтобы это произошло, необходимо осознание на общенациональном уровне той идейной ловушки, в которую мы оказались загнанными посредством идеологических спекуляций и массированной многолетней клеветы на советскую власть. Владимир Фадеев образно и лаконично, на высоком уровне художественного обобщения выражает эту серьёзную онтологическую проблему. 

Топким берегом, лесистым, 
Тропкой, тонущей в бурьяне, 
Шли двоякие марксисты 
И троякие христиане. 

Пели гимны, ели мидий, 
Так, без соли и без перца, 
Шли друг друга ненавидя, 
Однодумцы, одноверцы. 

Шли, застигнутые мраком, 
Шли, испуганные громом, 
Те – в обход по буеракам, 
Эти – вбок по буреломам. 

И, вперёд уже не глядя, 
Без различья дня и ночи, 
Те горбатились на дядю, 
Эти горбились пред очи. 

В исправительных могилах 
Обе встретились химеры: 
Те – не рассчитали силы, 
Этим – не хватило веры... 

Книга русского советского поэта Владимира Фадеева представляет собой цельное литературное явление, она несёт в себе мощный заряд созидательной энергии, патриотического мировоззрения и художественной силы. Хочется от всей души пожелать автору высокого вдохновения и новых творческих прорывов. 
Особо нужно сказать о стильном, концептуально выверенном, соответствующем поэтическому замыслу оформлении книги. В этом заслуга издательства «Академия-XXI». 

5
1
Средняя оценка: 3.09125
Проголосовало: 263