Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова

Выпуск №84. Дороги, которые нас выбирают 

Добрососедские отношения России и Турции не могут быть другими, ибо они предопределены историческим прошлым и современной геополитической реальностью. Именно поэтому они отличаются той удивляющей многих стабильностью и невосприимчивостью к кризисным ситуациям. В отличие от деградирующего Запада, утратившего рациональные ориентиры своего развития, Россия и Турция находятся на подъеме, и этим, прежде всего, интересны друг другу.

Фрагмент из к-ма «Джентльмены удачи»
– Деточка! А вам не кажется, что ваше место возле параши? 
– Пасть порву, моргалы выколю!
– Спасите! Хулиганы зрения лишают! 

Примерно в таких же малопривлекательных декорациях «развиваются» ныне отношения между Западом и Турцией. Привыкший за много столетий помыкать всем окружающим миром Запад, подобно громиле Николе Питерскому из знаменитого фильма, продолжает натурально «быковать», то есть угрожать этой стране, явно не учитывая тот факт, что его собственное положение уже далеко не то, что прежде. 

«Западные страны встревожены углубляющимся экономическим сотрудничеством между Турцией и Россией, сообщает Financial Times (FT) Не исключается возможность экономического давления на Анкару, если она поможет Москве избежать санкций. Евросоюз «все более и более внимательно» следит за турецко-российским сотрудничеством, выражая обеспокоенность тем, что Турция «все больше» становится платформой для торговли с Россией. Другой чиновник назвал поведение Турции по отношению к России «крайне оппортунистическим», добавив: «Мы пытаемся заставить турок обратить внимание на наши опасения». страны могут призвать свои компании и банки уйти из Турции, если Эрдоган выполнит обязательства, озвученные им 5 августа в ходе встречи с Путиным в Сочи».  

Британскому изданию вторит американское агентство Блумберг, тон которого и вовсе близок к угрожающему: «Bloomberg констатирует, что Эрдоган ходит по краю, развивая отношения с Москвой на фоне продолжения российской военной спецоперации на Украине, которая спровоцировала жесткие санкции Запада».

Для большей ясности подчеркнем следующее. С точки зрения нормальных межгосударственных отношений, ничего экстраординарного в ходе недавней встречи в Сочи не произошло. Россия и Турция всего-навсего договорились продолжать взаимовыгодное экономическое сотрудничество. И, в частности, перевести расчеты за газ на оплату в рублях. Что кстати уже давно сделано большинством стран Евросоюза. 
Так почему же Запад с такой нетерпимостью реагирует на действия страны, которая не просто является членом самого западного союза, но еще и его важнейшей военно-стратегической составной частью? Миллионная турецкая армия практически равна армиям всех остальных евростран НАТО вместе взятых.
Самый простой и короткий ответ состоит в том, что Запад недопонял то же самое, что и наглый громила из тюремной камеры. Считавший, что он там до сих пор главный босс.
Адекватному восприятию новых реальностей в случае с Турцией Западу очень сильно мешает шлейф специфических исторических «традиций», а точнее пережитков прошлого, который по-прежнему явно доминирует в его сознании. 
В рамках этих представлений Турция, до сих пор поверженная в ходе Первой мировой войны страна, потерявшая свою гигантскую империю и впавшая в рабскую зависимость от некогда всемогущего Запада. Так было когда-то, но и с тех пор времена сильно изменились.

Однако с комфортным одеялом, укрывающим от неприятных сквозняков изменившегося мира, всегда расстаются неохотно. Вот и Запад отнюдь не спешит избавиться от своей пусть и давно устаревшей, но уютной для него ментальной парадигмы в отношении Турции, как второсортной страны, об которую так удобно вытирать ноги. 
И нынешние практически неприкрытые угрозы в адрес турок, смеющих без ведома Запада защищать свои национальные интересы, отнюдь не первое проявление подобного пренебрежения. Правильно будет сказать, что ничего другого Турция от Запада никогда и не получала. 
Давайте кое-что вспомним. Первое, что Запад учинил, когда затеял холодную войну с СССР, это разместил в Турции под самым носом у русских свои ядерные ракеты, которые, естественно, превратили эту страну в мишень для ответного удара. 
Советский Союз тогда фактически спас Турцию от уничтожения ценой Карибского кризиса, по итогам которого янки были вынуждены убрать свои ядерные ракеты с турецкой земли.
Затем началась более чем полувековая эпопея непринятия Турции в Европейский союз, которая продолжается по сей день. Под любыми надуманными, а порой и откровенно издевательскими предлогами туркам отказывают в том, на что они имеют полное право, как страна-важнейший участник блока НАТО и один из самых крупных экономических партнеров ЕС. 

Дальше – больше. Большинство попыток государственных переворотов в Турции последних десятилетий, в том числе и недавняя, уже при Эрдогане, были инспирированы западными спецслужбами и рассматривались ими как вполне легальное (!) средство манипулирования политикой Турции. 
И, наконец, Запад стал усиленно разжигать смертельно опасную для самого существования Турции курдскую тему. Прямая ставка США на создание так называемого «великого Курдистана» на Ближнем Востоке, полностью находящегося под контролем Вашингтона, грозила Турции, ни много ни мало, исчезновением с политической карты мира. 
Про такие «мелкие» пакости Запада, как практически уголовный шантаж в отношении Турции с ультимативными требованиями отказаться от покупки в России новейших зенитно-ракетных систем С-400, притом что сам Запад категорически отказывал туркам в продаже своих собственных аналогов, уже и не говорю. Это, как говорится, повседневная реальность турецко-западных отношений. 
Стоит ли после этого удивляться тому, что, в конечном итоге, к власти в Турции пришел достаточно сильный лидер, способный отстаивать интересы своей постоянно унижаемой и третируемой Западом страны? И который, естественно, стал с куда большим интересом относиться к поиску альтернатив чрезмерно дискомфортной для Турции зависимости от Запада. 

Именно такой геополитической, экономической и даже военно-стратегической альтернативой для Анкары стала Российская Федерация. Осознание этого фундаментального факта играет ключевую роль в формировании современной государственной политики Турции. Которая, при всех её исторических нестыковках и сиюминутных разночтениях с интересами России, не может не учитывать факта глубокой взаимной заинтересованности двух стран в дальнейшем и всестороннем развитии и упрочении своих взаимовыгодных связей. 
Да, безусловно, Эрдоган не самый комфортный партнер, и далеко не всегда наши позиции даже по весьма важным вопросам совпадают с турецкими. Но даже в таких случаях стороны соблюдают некие негласные правила игры с тем, чтобы не наносить самим устоям своих отношений, от которых слишком многое зависит, непоправимый ущерб.
Так, например, турки изъявили желание построить на Украине завод для выпуска беспилотников «Байрактар». Имеют право, так сказать, хотя это и не очень красиво по отношению к России. В свою очередь Москва уже сообщила, что этот завод, если его когда-нибудь построят, будет немедленно демилитаризован, то есть попросту уничтожен. И России это тоже никто не запретит. Главное, чтобы эти «терки» не выходили за известные рамки. 
Так же, как и в случае с Украиной в целом. Эрдогану явно хочется снискать себе лавры успешного миротворца и чуть ли не спасителя мира. Поэтому он настырно уговаривает Путина встретиться с Зеленским, причем обязательно в Турции. И опять же имеет на такое желание полное право. 
Но и российский президент, в свою очередь, имеет право встречаться с теми, там и тогда, где и когда это отвечает интересам России, а не только «друга Реджепа».

Такие разночтения всегда были, есть и будут с любой страной, у которой есть собственные национальные интересы. Но это все равно куда лучше, чем иметь дело с псевдо- или недогосударствами, у которых национальных интересов нет вообще, а сами они – фантомы, управляемые из Вашингтона. Типа Украины, Польши, Прибалтики, Чехии и так далее. Имя им легион. Так что Турция на фоне этих декоративных ничтожеств выглядит очень даже неплохо. 

Но самое главное заключается в том, что происходящее сегодня в российско-турецких отношениях – это объективный процесс, основанный на взаимном уважении коренных интересов России и Турции и на тщательном их соблюдении. Порой даже за счет приглушения и отказа от нагнетания объективно существующих межгосударственных противоречий. И это не просто благие пожелания двух умудренных жизнью лидеров, но жесткий императив современной геополитики, альтернативы которому нет.
А Запад, вольно или невольно, своим нынешним антирусским и антитурецким злобствованием фактически демонстрирует свое видение мира, в котором, в точности как у громилы из тюремной камеры, всем остальным место только у параши. 
Стоит ли удивляться тому, что эти «все остальные», в том числе Россия и Турция, с этим категорически не согласны. И делают все для того, чтобы Запад никогда и ни при каких обстоятельствах не смог их туда загнать.

5
1
Средняя оценка: 2.97902
Проголосовало: 143