Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Выпуск №90. В режиме «пьяного кролика»
Масштабы вооружения польской армии не оставляют сомнений в том, что её готовят не для оборонительной, а для наступательной, агрессивной войны против России.
В некотором смысле современная Польша очень интересное государство. Настолько интересное, что можно смело утверждать: второго такого в мире просто нет. Дело в том, что Польша, без всякого преувеличения, претендует на абсолютный мировой рекорд по темпам и объемам наращивания своей военной мощи. Ни одна страна в мире не приобретает в таком количестве и в таком бешеном темпе самые разнообразные и максимально смертоносные вооружения, как Польша. Если танки, то сотнями, если пресловутые «Хаймарсы», то сразу пятьсот штук, если боевые вертолеты, то почти сотню в один присест, не говоря уже трех десятках истребителей–невидимок Ф-35, которые вообще на вес золота.
Но обо всем по порядку. Для начала представлю основных действующих лиц этого польского «марлезонского балета». Причем постараюсь сделать это максимально внятно.
Первое действующее лицо: Президент Польши Анджей Дуда. На днях заявил, что намерен добиваться от России выплаты репараций:
«Президент Польши Анджей Дуда выступил за то, чтобы республика потребовала репарации от России за Вторую мировую войну. Кроме того, Россия должна выплатить военные репарации Украине, “и ей придется это сделать”, – утверждал польский лидер, добавив, что не может быть справедливости без компенсации. “’…Польша не перестанет действовать с целью привлечения России к ответственности за нарушение международного права как на государственном, так и на индивидуальном уровне”, – сообщил он. По мнению польского лидера, мировое сообщество “должно использовать все компетенции и возможности, чтобы виновные были осуждены и наказаны”. Он проинформировал, что Варшава уже активно сотрудничает в этом вопросе с международными судами».
Вполне очевидно, что получить репарации можно только от страны, которая потерпела военное поражение и подписала безоговорочную капитуляцию.
Таким образом, глобальная цель современной польской политики выглядит вполне определенно – война с Россией до победного конца.
Второе действующее лицо: Ярослав Качиньский, лидер правящей в Польше партии «Закон и справедливость». Не так давно выступил с предложением направить на Украину войска НАТО и заявил о готовности разместить в Польше американское ядерное оружие:
«Лидер правящей в Польше партии “Закон и справедливость”, вице-премьер республики Ярослав Качиньский предложил отправить на Украину вооруженную миротворческую миссию НАТО.
“Считаю, что нужна миротворческая миссия НАТО или, возможно, какого-то более широкого состава, которая будет в состоянии себя защитить, которая с согласия президента и правительства этой страны будет действовать на территории Украины”, – сказал политик, выступление которого транслировало Telewizja Polska.
“Это не будет безоружная миссия. Она будет служить миру, несению гуманитарной помощи, но также будет защищена соответствующими силами, вооруженными силами”, – отметил он».
И, наконец, третий фигурант этого дела: министр обороны Польши Мариуш Блащак. Для его характеристики вполне достаточно напоминания, что именно он является автором нашумевшего твита о том, что американские танки «Абрамс» на вооружении польской армии будут использованы не где-нибудь, а на Брестском и Смоленском направлениях. Как, говорится, умри, лучше о своих намерениях не скажешь.
«Глава польского оборонного ведомства Мариуш Блащак (Mariusz Błaszczak) рассказывал в эфире телеканала “вПольсце” о танках “Абрамс”, ответив, в частности, на вопрос, не окажутся ли эти машины слишком тяжелыми для польской инфраструктуры. “Нет, и обратите, пожалуйста, внимание, где они будут дислоцироваться. Их разместят на равнине. Стратеги называют ее “Смоленскими воротами”, а далее – “Брестскими воротами”, она тянется от востока России до Польши. Там нет рек, через которые пришлось бы переправляться”, – рассказал политик, добавив, что эти танки “будут просто защищать Варшаву и Польшу”».
А теперь о том, чем эта далеко не святая троица занималась в течение последних нескольких месяцев. Не буду утомлять вас длинными предисловиями, а просто перечислю и наглядно продемонстрирую некоторые итоги их бурной деятельности на поприще превращения польского государства в своего рода военно-политического монстра Европы. Итак, поехали:
«1 июля 2022 года на церемонии в Свиднике министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак утвердил контракт на закупку Агентством вооружений министерства национальной обороны Польши для польской армейской авиации 32 многоцелевых вертолетов AW149 производства Leonardo Helicopters (в составе итальянской компании Leonardo). Стоимость контракта около 1,76 млрд евро) включая логистический пакет, тренажеры и учебное оборудование и подготовку личного состава».
«Министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак 19 июля 2022 года сообщил, что в Учебный центр сухопутных войск Польши в Познани были доставлены первые американские танки M1A2 SEP v.2 Abrams, предоставленные Польше во временное пользование армией США для обучения. Всего армия США должна до конца года передать Польше для этой цели 28 танков M1A2 SEP v.2. В самое ближайшее время должна начаться подготовка на этих танках военнослужащих 18-й “Железной” механизированной дивизии Войска Польского. Данная передача 28 танков M1A2 SEP v.2 армии США для обучения польского личного состава является поготовкой к началу поставки Польше 250 заказанных ею танков M1A2 SEP v.3 Abrams. Кроме того, 15 июля 2022 года министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак заявил о достижении договоренностей о закупке в США для Войска Польского также 116 танков Abrams (двух батальонных комплектов) из наличия. Сообщается, что контракт должен быть подписан уже в ближайшее время, и поставки этих танков будут начаты Польше в 2023 году. По предположениям польских комментаторов, речь может идти о закупке танков М1А1 FEP из состава морской пехоты США, которая в настоящее время в процессе реорганизации избавляется от танковых частей c передачей всех танков на хранение армии США».
Один из первых полученных Учебным центром сухопутных войск Польши американских танков M1A2 SEP v.2 Abrams, предоставленных Польше во временное пользование армией США для обучения. Познань, 19.07.2022 (с)
«Министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак 27 июля 2021 года на судостроительном предприятии в Гдыне подписал от имени Инспектората по вооружению министерства национальной обороны Польши контракт с консорциумом PGZ-Miecznik, предусматривающим строительство для военно-морских сил Польши трех перспективных многоцелевых фрегатов по программе Miecznik (“Мечник”)».
«Польские СМИ сообщили, что Агентство вооружений министерства национальной обороны Польши в рамках программы Daglezja-P подписало рамочный контракт с французской компанией Constructions Industrielles de la Méditerranée (CNIM) на поставку до конца 2026 года понтонно-мостовых парков нового поколения PFM NG для польских инженерных войск. Стоимость рамочного контракта составляет около 1,5 млрд злотых (около 320 млн евро)».
«Как сообщил польский веб-ресурс “Defence24”, Совет министров Польши утвердил проект государственного бюджета на 2023 год, который предусматривает самые большие в польской истории расходы на оборону. Только напрямую по разделу национальная оборона правительство Польши планирует выделить в 2023 году 20,73 млрд долл США, что означает рост примерно на 68% по сравнению с ожидаемым фактическим уровнем польских оборонных расходов в 2022. Кроме того, планируется, что дополнительно в 2023 году еще около 30-40 млрд злотых будет выделено на военные расходы Польши из Фонда поддержки вооруженных сил, организованного польским государственным банком. Таким образом, общие военные расходы Польши на 2023 год планируются в размере примерно (27-29 млрд долл)…»
«27 июля 2022 года на церемонии в Варшаве министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак утвердил рамочные соглашения и контракты Агентства вооружений министерства национальной обороны Польши с южнокорейскими компаниями на поставку для Войска Польского и последующее совместное производство в Польше крупных партий боевой техники, включая основные танки К2 Black Panther, 155-мм/52 самоходные гаубицы К9 Thunder и легкие боевые самолеты FA-50.
Южнокорейские танки из семейства K2 Black Panther в трех вариантах должны дополнить танки Abrams в польских вооруженных силах:
К2 – 180 танков нового производства (три батальонных комплекта), будут поставлены из Южной Кореи в 2022-2025 годах для замены переданных на Украину танков Т-72 и РТ-91.
K2PL – 820 единиц (14 батальонных комплектов) адаптированных к польским требованиям танков K2, поставки которых должны начаться в 2026 году. Эти танки должны производиться частично в Южной Корее, и частично на новом заводе, который должен быть построен в Польше».
Танк K2 Black Panther армии Южной Кореи
«16 сентября 2022 года на 23-й тактической авиабазе военно-воздушных сил Польши в Минске-Мазовецком в присутствии президента Польши Анджея Дуды министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак утвердил контракты с южнокорейской корпорацией Korea Aerospace Industries (KAI) на закупку Польшей 48 легких боевых самолетов FA-50. Были утверждены два контракта: первый стоимостью 700 млн долл) на поставку со стороны KAI двенадцати самолетов FA-50 Block 10, и второй стоимостью около 2,3 млрд долл. на поставку со стороны KAI 36 легких истребителей в модифицированном варианте FA-50PL. Оба контракта также включают пакеты логистики, обучения и технической поддержки».
«Министр национальной обороны Польши Мариуш Блащак 8 сентября 2022 года сообщил, что польская сторона подала официальный запрос правительству США о закупке Польшей 96 американских боевых вертолётов Boeing AH-64E Apache Guardian, а также на передачу соответствующих технологий. Блащак также сказал: «Мы подали запрос на 96 вертолетов Apache. Сначала они отправятся в 18-ю механизированную дивизию. Не все, но первые экземпляры. Потому что 18-я дивизия будет оснащена танками Abrams. Эти вертолеты отлично работают с танками Abrams. Вместе они составляют огромную силу. Силу сопротивления, потому что мы хотим отпугнуть противника. Мы хотим, чтобы Войско Польское имело такую силу, чтобы враг не решился напасть на Польшу. В случае реализации этой программы Польша станет вторым по количеству после США эксплуатантом вертолетов Apache. Впрочем, оно находится в русле новых амбициозных польских закупочных мегапроектов, включая недавние контракты на приобретению 180 южнокорейских танков К2 и 212 самоходных гаубиц К9А1, а также направленный летом запрос на закупку в США 500 боевых машин ракетного комплекса HIMARS».
Следует особо подчеркнуть, что это далеко не полный перечень массовых закупок Польшей самых разнообразных вооружений только за последние несколько месяцев. Возникает естественный вопрос: откуда ноги растут у этого «аукциона неслыханной щедрости», в ходе которого варшавская знать тратит поистине бешеные деньги, отнимая их попутно у своего отнюдь не самого зажиточного народа, на горы всевозможного оружия.
Официальная версия польских правителей о сугубо оборонительном характере этих экстраординарных военных усилий, продиктованных якобы российской угрозой, нас, мягко говоря, не вполне устраивает. И не потому что мы сами из РФ, а потому что официальная польская логика явно хромает.
И вот почему. Польша, как известно, является государством-членом военного блока НАТО, в которых входят тридцать стран. Все эти страны связаны между собой договором НАТО от 1949 года, статья пятая прямо обязывает их оказывать друг другу военную помощь в случае агрессии извне. Таким образом, в ситуации с гипотетическим нападением на Польшу со стороны России, эта страна получит военную поддержку всех остальных 29 государств альянса. А их совокупного военного потенциала совершенно достаточно для того, чтобы сама Польша не совершала такие чудовищные растраты на приобретение рекордными темпами столь большого количества вооружений. Это просто нелогично с ее стороны.
Но тогда в чем же загвоздка, спросите вы. А в том, что помянутый Договор НАТО действует только в отношении обороны территорий самих стран-членов альянса. И не распространяется на те случаи, когда одна из таких стран вознамерится вести войну на чужой территории. В такой ситуации другие страны НАТО вправе отказать Польше в военной поддержке.
И вот тогда-то такой амбициозной державе, как Польша, потребуется чем-то компенсировать отсутствие военной опоры на остальных членов альянса. Единственный способ – оснащение собственной армии максимально возможным количеством вооружений, достаточным для самостоятельных наступательных действий.
Именно этим сегодня и занимаются правители Польши, грезящие о вводе войск на Украину и о наступлении в направлении Смоленска. Проще говоря, польскую армию готовят не для обороны собственной территории, но для агрессивной войны на чужих землях, с целью сделать их польской собственностью. Судя по всему, в Варшаве считают, что текущий момент мировой истории самый благоприятный для реализации исторической «польской мечты» о создании восточноевропейской империи от моря до моря, на обломках существовавших на этом пространстве других государств. Таков, судя по всему, польский план.