Необходимость Есенина

Ольга Воронова. «Сергей Есенин в пространстве русской и мировой культуры». – Рязань: ГБУК РО «Библиотека имени Горького», 2022. – 227 с. : ил. – (Серия «Библиотечный лекторий»). 

Каждая новая книга, статья, научная работа, посвящённая жизни и творчеству Сергея Есенина, имеет огромное значение для России, для русской культуры и русского бытия. Причины этого значения понятны и не нуждаются в разъяснении. Сергей Александрович Есенин – великий русский поэт, классик первого ряда, горячо любимый самыми широкими кругами читателей, как в России, так и за рубежом. В своём творчестве он гениально воплотил красоту и музыкальность, духовное и нравственное содержание русского поэтического языка; с необыкновенной пронзительностью выразил любовь к России и родной природе; показал душевное состояние человека, живущего в эпоху великого перелома. При том, что Есенин оставил сравнительно небольшое по объёму творческое наследие, он внёс существенный вклад не только в поэзию, но и в литературоведение и литературную критику. В произведениях эпистолярного жанра он предстаёт перед нами как человек своего времени, чутко реагирующий на колебания эпохи и отзывающийся на них ярко и непосредственно. В своих драматургических фрагментах он представил картины важных исторических событий, предложив собственное художественное и философское их понимание. Творчество Сергея Есенина, после его трагического ухода из жизни и длительного периода замалчивания, в позднесоветские годы получило официальное признание: его стихи стали изучать в школе, возникла традиция проведения конференций и литературных праздников. Любовь народа к Есенину крепла и принимала поистине культовые формы. Такие стихотворения, как «Клён ты мой опавший…», «Отговорила роща золотая…», «Ты жива ещё, моя старушка?..», стали общенародными песенными шедеврами, которыми русские люди «перекликаются» в моменты душевного единения и эмоционального подъёма. Как и в прежние времена, творчество Сергея Есенина объединяет людей, стирая зачастую поверхностные и незначительные противоречия и обостряя главное – национальное чувство, чувство родины  и неразрывную связь с ней каждого русского человека. Именно поэтому Есенин в рамках русского национального самосознания поистине универсален – его стихи с одинаковой чуткостью воспринимаются людьми разных убеждений, разных социальных слоёв и эстетических предпочтений. Главный критерий здесь – принадлежность к русскому народу, к русскому духовному миру, к русской языковой среде. 

По отношению к «внешнему миру» – к мировой культуре творчество Сергея Есенина имеет особое значение. Из его творчества зарубежный читатель черпает представление о русской душе в её ярком самобытном выражении. Само собой, в переводе на другой язык, даже и родственный русскому, невозможно передать и малой части внутреннего содержания творчества Есенина. Но несмотря на это, творчество Есенина глубоко изучается в мире, его стихотворения переведены на множество иностранных языков. Для многих зарубежных литературоведов необходимость познать тайну таланта великого русского гения становится поводом к изучению русского языка и нашей национальной культуры в целом (ведь Есенина невозможно понять вне широкого контекста русского национального бытия). 
Книга известного русского учёного, доктора филологических наук, профессора, руководителя Есенинского научного центра Рязанского государственного университета имении С.А. Есенина, главного редактора журналов «Современное есениноведение» и «Есенинский вестник», научного консультанта Государственного музея-заповедника С.А. Есенина (с. Константиново) Ольги Ефимовны Вороновой представляет собой цикл лекций, прочитанных в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького с 2018 по 2022 годы. Значение этой книги трудно переоценить – это фундаментальный труд, представляющий собой значительный вклад в современное есениноведение. Даже ознакомление с тематическим содержанием книги поражает масштабом обзора, глубиной исследования, широтой и универсальностью научного взгляда. 
«Цикл лекций “Сергей Есенин в пространстве русской и мировой культуры” имеет целью показать творческую личность великого русского поэта в широком многообразии её граней. Соборный поэт XX века, выразитель национального культурного кода, Сергей Есенин несёт в своём творчестве гуманистическое послание миру и такие вековые ценности, близкие народам разных стран, как милосердие и доброе участие к людям, к природе, ко всему живому на земле, вселенскую отзывчивость, приятие и благословение жизни во всех её проявлениях…», говорится в авторском вступлении к книге. Здесь подчёркивается онтологическая универсальность общечеловеческих ценностей, при неповторимом национальном своеобразии каждого народа. Братство народов на основе духа является залогом мирного и созидательного сосуществования на Земле, и именно это завещал нам в своём творчестве Сергей Есенин. 
«Если понимать под национальными культурными кодами духовные константы национальной культуры, мифопоэтические универсалии, архетипы национального сознания, то поэзия Есенина в этом смысле представляет собой многослойную, многоярусную систему национальных кодов, которые заставляют звучать в душе русского человека, говоря словами И.С. Тургенева, “её русские струны”…». О.Е. Воронова с научной точностью формулирует мысль о необыкновенной сложности (при внешней простоте) внутреннего мира Сергея Есенина, понять и постичь который в его полноте возможно только при глубоком изучении духовного содержания и жизненной материи русского национального бытия. Поэзия Есенина, как уже говорилось выше, универсальна и проста по форме, но для максимально глубокого её понимания требуется не только чувство и знание, но и целостное национальное самосознание (или, как минимум, верное представление о нём). 
«Национальный культурный код в поэзии Есенина выражается прежде всего в пронзительном чувстве родины, семьи и рода». Таким ёмким обобщением О.Е. Воронова выражает одну из главных, фундаментальных установок творчества Сергея Есенина в целом. Сегодня мировой закулисой последовательно и неуклонно проводится политика, направленная на истребление национального начала как такового; на унификацию народов и наций по усреднённому космополитическому шаблону; на создание модели человека без родины, без национальности и без сколько-нибудь глубокой, содержательной культуры. Этим разрушительным планам противостоит вся традиционная мировая культура в её полноте. Одним из противодействий этой «селекции» и её необратимых последствий для русского народа является наша классическая литература, в том числе и творчество Сергея Есенина. «Чувство родины, семьи и рода» является для русского человека не проявлением «архаичности сознания» (в чём нас пытаются убедить «посланцы прогрессивного человечества»), а мощным иммунитетом против национальной деградации, источником жизненных сил и бытийного национального самосохранения. Общечеловеческие традиционные ценности, в русском национальном своеобразии и самобытности, прочно основаны, вот именно, на чувстве родины, семьи и рода. Всё остальное проистекает отсюда. 

Глава «Сергей Есенин в диалоге культур» затрагивает тему влияния творчества великого русского поэта на международные, межнациональные взаимосвязи. Высокое гуманистическое содержание творчества Есенина, при огромном культурном значении, делает его важным фактором мировой культурной коммуникации. Через творчество Есенина народы мира соприкасаются с душевным миром русского человека, приобщаются к пониманию своеобразия души и характера русского народа. В данной лекции О.Е. Воронова приводит яркие свидетельства органичного взаимодействия есенинского творчества с другими культурами. 
«…От наших армянских коллег мы знаем, что сегодня Есенин остаётся самым востребованным в Армении русским поэтом, а от белорусских коллег, в частности от поэта, переводчика, литературоведа Нила Гилевича – о том, что  в произведениях каждого белорусского поэта звучит есенинская нотка. Такого рода суждений очень много». Здесь О.Е. Воронова очень тонко проводит и обостряет мысль о том, что поэзия Есенина близка и любима для всех народов, независимо от происхождения и конфессиональной принадлежности. Основанная на общечеловеческих ценностях (в самом лучшем смысле этого определения), поэзия Есенина даёт возможность людям ощутить, при  всех национальных и религиозных различиях, непреодолимую общность глубинных основ человеческого бытия. Эта общность неизбежно приводит нас к пониманию необходимости мирного сосуществования и братского сотрудничества в координатах нашей земной жизни. 
«…Мы можем говорить о том, что есенинские мотивы ярко проявились и на той части политической карты Евразии, где живут народы, исповедующие ислам. Мы знаем, что сегодня очень много противоречий внутри мусульманского сообщества между его отдельными ветвями, знаем, какие сложности возникают порой и между людьми разных религиозных взглядов, во многом привнесённые искусственно, надуманные идеологами и политиками деструктивного толка. Есенин с лёгкостью примирил бы все традиционные конфессии, все национальные культуры. Об этом он писал в своих стихах…». Это очень верное и своевременное замечание. Дело в том, что язык истинной поэзии, какими бы внешними категориями он не оперировал, в своей основе глубоко гуманистичен, направлен на утверждение исконных основ человеческого бытия. Это позволяет ему с лёгкостью преодолевать препятствие межрелигиозного и межконфессионального непонимания и создавать среду для установления взаимосвязей  всех уровней. 
Исключительное значение в книге имеет глава-лекция «Александр Пушкин и Сергей Есенин как выразители русского национального самосознания». О.Е. Воронова сразу объясняет необходимость такой формулировки научной проблемы: «Сергей Александрович Есенин и Александр Сергеевич Пушкин… Почему мы ставим рядом эти два имени? Потому что эти великие имена прошли вместе с нашим народом через многие испытания, выпавшие на его долю, и стали символами национального единства… <…> Пушкин и Есенин действительно являются самыми яркими выразителями русской национальной ментальности, русского национального самосознания». Научный анализ и сопоставление ключевых произведений двух великих русских поэтов создаёт прочную основу для утверждения, сформулированного в названии данной главы. 

Дальнейшее содержание книги характеризуется названиями лекций-глав: «Сергей Есенин и Фёдор Достоевский: два лика русской стихии», «Сергей Есенин и Максим Горький: диалог на фоне эпохи», «Сергей Есенин в российско-германском культурном диалоге», «Сергей Есенин и американская литературная традиция», Сергей Есенин в зарубежном турне с Айседорой Дункан по Европе и США», «Фронтовая Есениниана». Широта аспектов и контекстов, в которых рассматривается творчество русского литературного гения, впечатляет и вызывает желание немедленно окунуться в чтение. Книга О.Е. Вороновой содержит много новой информации и научных выводов, обостряет старые вопросы и ставит новые, оставляя место для научной полемики. Среди несомненных достоинств книги – то, что она написана прекрасным языком, не перегруженном терминологией, при сохранении высокого уровня научного исследования. Все результаты и выводы убедительно подкреплены цитатами из стихов Есенина, все авторские рассуждения связаны с предметом исследования прочной логической нитью. Сегодня, в условиях ожесточённого и непредсказуемого, неустойчивого и лишённого прочной духовной основы мира, творчество Сергея Есенина остаётся одним из духовных оплотов мирового человеческого духа в его неповторимом русском национальном выражении. Поэтому сегодня изучение есенинского наследия сегодня необходимо, как, может быть, никогда. 
Книга русского, российского учёного Ольги Ефимовны Вороновой является событием в отечественной филологической науке, ещё одним значительным шагом вперёд на пути постижения тайны творчества Сергея Есенина. Во вступительном слове «Сергей Есенин в современном мире: вместо предисловия» автор пишет: «В современном мире, раздираемом социальными и расовыми противоречиями, гибридными и иными конфликтами, стихи Есенина звучат словами надежды на возможное достижение единства и согласия народов». В этих словах в сконцентрированной форме выражен один из актуальных аспектов творчества нашего национального гения, представляющий сегодня главный вопрос человеческого существования и духовного бытия. 

5
1
Средняя оценка: 2.9313
Проголосовало: 262