Светит пушкинская строка…

Николай Рачков. «За нашу и веру и славу». Стихи. – СПб: ООО «Литография Принт», 2022. – 168 с. 

Время, в которое нам выпало жить, отмечено высокой степенью разобщённости. Разрушение Советской державы повлекло за собой деформацию традиционных моделей русского бытия, утрату бытийных смыслов, погружение в сумерки бездуховности и нравственного одичания. Поколения, выросшие и сформировавшиеся в советское время, оказались более устойчивыми в отношении разрушительного воздействия «общечеловеческих ценностей» в их западном, космополитическом выражении, в отличие от поколений, чьё становление началось после Беловежского предательства 1991 года. Данное утверждение, разумеется, следует воспринимать с существенными оговорками, но в целом это так. Советские люди получили мощный иммунитет против нравственного разложения, поэтому, даже и после многолетней антисоветской пропаганды, большинство из них сумело сохранить нравственное здоровье и жизнеутверждающие представления о национальном достоинстве и духовности. Люди, получившие традиционное воспитание (в том числе и литературное), даже и не избежав «демократических» соблазнов и искушений постсоветского времени, сохранили в душах здоровую нравственную основу. Положение молодых было более уязвимым: агрессивная антисоветская (а в основе своей – глубоко антирусская, антироссийская) пропаганда ложилась на их сознание как на чистый лист. Поэтому целые поколения россиян оказались поражены, скажем так, национальной недостаточностью, зачастую – откровенно пренебрежительным отношением к своему народу,  к своему Отечеству и к своей национальной культуре. Конечно, это тема для большого и отдельного разговора, который начат давно и ещё не скоро будет закончен. Мысли об этом постоянно приходили мне в голову при чтении новой книги моего давнего друга и товарища, поэта Николая Борисовича Рачкова. Каждый раз, читая и перечитывая его стихи, я не перестаю любоваться его духовной статью истинно русского человека, его верностью нашей национальной традиции в её полноте, его спокойным достоинством представителя великого народа. Чеканные строки, идущие от пушкинской традиции; традиционная и одновременно живая, животворящая поэтика; властная поступь русского стиха; обаяние и красота его лирического героя… Не стала исключением и новая книга Николая Рачкова, имеющая концептуальное заглавие «За нашу и веру, и славу». 

Века проходят и тысячелетья, 
Иных народов всходят семена. 
И только звёзд божественных соцветья 
Всё те же, как и в оны времена. 

Всё ново на земле и всё не ново, 
Всё тлеет, чтобы заново расцвесть. 
И только человеческое слово 
Вмещает всё, что было и что есть. 

Стихотворение, открывающее книгу, задаёт тон лирическому повествованию, обозначает направление, в котором пролегает творческая мысль автора и духовный путь его лирического героя. Философское начало, которым проникнуто стихотворение, соответствует мировоззрению поэта и его уважаемому возрасту. С высоты прожитых лет человек смотрит на мир более спокойно и сознательно, чем в годы молодости; ему более доступен подлинный смысл бытия и его всевозможных проявлений. Вечные «божественные соцветья звёзд» символизируют тот мистический религиозный фон, на котором развивается бесконечная драма бытия. В слове человека содержится его душа, и, как следствие, вся его суть – «всё, что было и что есть». Важно это понимать, чтобы понять главное в жизни… Написанное величественным пятистопным ямбом, стихотворение настраивает на глубокое погружение в содержание книги. 
В начале книги сконцентрированы стихи, концептуально значимые для автора, выражающие основу его мировоззрения. Характерно и значительно стихотворение «Школа Пушкина»: 

Слава Богу, что не порушена, 
Что шагает через века 
Школа славная, школа Пушкина, 
Школа русского языка.    

Сердцу пламеннее, любезнее 
Светит пушкинская строка 
В школе повести и поэзии, 
В школе русского языка. 

Есть в душе в трудный час отдушина, 
Нас не сломят враги, пока 
Мы наследуем школу Пушкина, 
Школу русского языка. 

В рамках жить она не приучена, 
Высока она, высока, 
Даже космос, и тот озвучила 
Школа русского языка!  

Приверженность пушкинской линии – основа современной русской национальной литературной традиции. При всех тенденциях и веяниях, при всех «вольностях» текущей эпохи пушкинский завет остаётся незыблемым для каждого, кто считает себя русским. Пушкин оставил нам в наследство «золотой канон», отступив о которого, мы бы утратили свою национальную сущность. Николай Рачков возвышенно и восторженно формулирует постулаты русского поэтического творчества, сохраняя кристальную ясность выражаемой мысли и спокойную гармонию чувства. 
В следующем стихотворении («Не надо нам ваших свобод…») поэт продолжает декларировать свои мировоззренческие принципы с максимальной прямотой и интеллигентной тактичностью. 

Не надо нам ваших свобод, 
Мы вам не простая нация. 
Мы евразийский народ, 
Мы русская цивилизация. 

Веками вы против нас, 
Вы в варвары нас зачислили. 
А мы до космических трасс 
Себя достойно возвысили… 

И здесь нет ни малейшего национального высокомерия, есть только спокойное сознание своего места в истории. Это ответ русского поэта всему так называемому «цивилизованному миру», притязающему на мировое господство, которому Россия испокон веков мешала самим своим существованием. Мы, действительно, от положения неразвитой аграрной страны возвысили себя «до космических трасс», а перед этим выстояли в кровавой войне, которую вёл против нас один из представителей всё того же «цивилизованного мира» – фашистская Германия. Советская власть открыла для русского народа и всех братских народов, входивших в СССР, путь к революционному развитию, в результате которого Советская Россия стала для всех народов примером возможности устроения государства на принципах социальной справедливости и интернационального братства. Да, это государство, в результате подлого предательства, в одночасье перестало существовать, но оно осталось в памяти человечества как великий и недосягаемый пример и горький упрёк. Сегодня мы начинаем осознавать масштабы содеянного и мучительно искать пути в будущее, которого мы достойны как народ, имеющий великую историю и культуру. Для этого мы должны вернуться к тем принципам, на которых основывалась Советская Россия и которые так ненавистны для наших заклятых западных «партнёров».  

…Язык любви и добра, 
Он глубже латинской амфоры. 
Давно вам, давно пора 
Усвоить его метафоры. 

Вы вновь на нас издали 
И нервно и памятно дышите. 
Мы – большая часть Земли, 
А значит, и Неба. 
Слышите?  

Мы шар земной не кроим, 
Хватает своей территории. 
И будем мы сколько хотим 
Стоять в мировой истории.

Лирический герой Николая Рачкова осмысляет историю России, задаваясь вопросом, в чём секрет стойкости, благодаря которой она смогла пережить все невзгоды и испытания, сохранив себя в духовной неприкосновенности. Идут года и века, меняется мир, воинственный Запад на наших глазах вырождается, превращаясь в жалкого прислужника мирового агрессора – США. Французы фактически перестали быть французами, немцы утратили германскую самобытность, итальянцы также в значительной степени отказались от своей традиционной сущности, в угоду унифицированному «общеевропейскому» шаблону. И только Россия остаётся внутренне неизменной, как и века назад. И все наши национальные достоинства, и недостатки, которые тоже есть, составляют наше русское лицо, которое мы не скрываем от мира, потому что нам нечего скрывать и нечего стыдиться. Мы – такие, какие мы есть, во всей нашей многонациональной евразийской полноте и завершённости. Мы всегда были хозяевами своей судьбы, а если кто-то пытался нас взять на излом – тому рано или поздно приходилось сильно пожалеть, заплатив высокую цену за самонадеянность и чванство. И так будет всегда… Николай Рачков свято верит в Россию, в её неизменную и возвышенную душевную сущность. 

Были Калка и Каяла, 
Было – биться не с руки. 
Только Русь всегда стояла 
Всем невзгодам вопреки. 

В переделках, перестройках 
Не померкнет дивный вид. 
Нет князей, духовно стойких, 
Нет царя, 
а Русь стоит. 

Продавали, предавали, 
Адским жгли её огнём. 
Но светлей вставали дали, 
Не сдавался окоём. 

Никакая ей опека 
Не нужна. Опека – стыд. 
Нет Союза. 
Нет Генсека. 
А она стоит, стоит… 

Почему жива, спросили? 
Есть на то один ответ, 
Что у нас в душе Россия, 
А душе преграды нет. 

Читая книгу Николая Рачкова, иногда возвращаясь и перечитывая некоторые стихи, я ощущал живое дыхание русского духа, очарование русской природы, осязал слухом звучную красоту русского слова. Грусть об утраченной советской Родине в стихах поэта имеет светлый, жизнеутверждающий характер, потому что позади мы оставили много хорошего. И та эпоха, хотя и осталась в прошлом, продолжает посылать нам вослед свой тёплый свет, возвращая веру в грядущее и наполняя жизнь необходимым смыслом. И мы, советские люди, можем только посочувствовать нынешним молодым поколениям, которые сегодня имеют многое, но не имеют того неповторимого и неоценимого, что было у нас. Тот мир был также далёк от совершенства, как и нынешний, но его отличие состоит в том, что перед нами всегда маячил образ Светлого Будущего – земного, осязаемого, неизбежно грядущего. У сегодняшних молодых такого образа нет и уже не будет – в современной системе ценностей он просто не предусмотрен.  

Там было хорошо и плохо, 
Добра невпроворот и зла. 
Была у нас с тобой эпоха, 
Которая уже ушла. 

Ушли и песни, и гулянки, 
И танцы посреди села. 
Гармошка – вензельные планки – 
С ума кого там не свела. 

Ушли телеги вдаль, да что там, – 
Печаль ни с кем не разделяя, 
Политые зернистым потом, 
Ушли колхозные поля. 

Под полог красного заката 
Ушёл заботливый сосед. 
И кузница ушла куда-то, 
И конный двор, и сельсовет…  

Черты и признаки ушедшей жизни здесь суть не просто знаки архаичного бытия (хотя и этот момент неизбежно присутствует, ведь за прошедшие годы материальный мир и жизненный быт претерпели сильные изменения). Здесь задача поэта важнее и глубже. Николай Рачков художественными средствами воссоздаёт систему координат, в которой бытие народа получало необходимый смысл. Вот что важно, вот что необходимо понимать, и что в завершающей строфе поэт проговаривает с полной прямотой и обжигающей откровенностью. 

…Ушло былое ощущенье 
От пользы общего труда 
И дух возвышенный общенья, 
Которым жили мы тогда… 

Здесь как раз о том, с чего я начал свои заметки о книге Николая Рачкова. «Дух возвышенный общенья» и «польза общего труда» делали разрозненных людей единым народом. Жизнь при этом не избавлялась от своих противоречий, зачастую драматических и жестоких, но народ обретал высший смысл своего существования. Нынешние «свободные личности» бьются в конвульсиях «свободной конкуренции», зачастую теряя человеческий облик, а порой и просто сходя с жизненной дистанции, с ощущением полной пустоты в душе… Материальный комфорт не только не даёт счастье, но и порождает материальное рабство – худшее рабство из всех существующих, потому что из него нет исхода и даже надежды на исход. Как бы ты ни был богат, всё равно в мире будет множество тех, перед которыми ты – жалкий нищий. А тот, кто в результате нечеловеческих усилий сумеет возвыситься над всеми, сразу же окажется перед бездной невозможности дальнейшего возвышения, спасение от которой можно найти только в безумии. Но люди, впав в соблазн ложных ценностей, если и находят в себе силы остановиться и вернуться на истинный путь, то зачастую только оказавшись на краю пропасти…  
Стихи Николая Рачкова постоянно выводят читателя на различные уровни осмысления, ассоциации, онтологические вопросы, проблемы общечеловеческого и индивидуального характера. Так и должно быть. Истинная поэзия должна тревожить чувства, пробуждать мысль, искать пути в потёмках бытия, даруя при этом надежду на исход в конце пути. Таковы стихи Николая Рачкова, настоящего русского человека, выдающегося поэта, сознательного гражданина и пламенного патриота. Прочитав книгу «За нашу и веру, и славу» от начала до конца, понимаешь, что поэту действительно «светит пушкинская строка»; что в своём стремлении прославить и воспеть Россию, русский дух и характер, поэт следует по избранному пути твёрдо и бескомпромиссно, не допуская слабостей и уклонений. В заключение остаётся пожелать Николаю Борисовичу Рачкову душевных сил и творческого вдохновения, для создания новых стихов, которые так нужны сегодня нашей Родине.  

5
1
Средняя оценка: 2.9058
Проголосовало: 138