100 лет СССР: Нетленный образ Светлого будущего

30 декабря 1922 года был утверждён Договор об образовании СССР – Союза Советских Социалистических Республик. Впервые в мировой истории народы и национальности объединились в единое государство, в идеологических основах которого были заложены принципы социальной справедливости, социального равенства, интернационализма, свободы совести, светского гуманизма. Народами СССР во главе с Россией был брошен вызов царству капитала и вековечной эксплуатации человека человеком. История вступила в качественно новый этап развития цивилизации. Семь десятилетий Советской власти оставили неизгладимый след в судьбе человечества. И несмотря на то, что в результате многих причин СССР прекратил своё существование, его опыт, идейные основы и светлый образ навечно останутся в памяти народов – как пример и упрёк, как упущенная возможность переустройства мира на подлинно человеческих основах. Столетие СССР, которое мы отмечаем в эти дни, является важным поводом для того, чтобы ещё раз попытаться осмыслить то, что было завоёвано в результате революционных преобразований, и что было бездарно утрачено в результате предательства достижений Революции, ознаменованного Беловежскими «соглашениями» 1991 года.  

Когда заходит разговор о сравнении советской эпохи с нынешним затянувшимся межвременьем, звучат аргументы как со стороны сторонников советского периода, так и со стороны его яростных противников. Положительные аргументы зачастую воспринимаются как лозунги – именно потому, что они имеют вполне конкретное содержание, напрямую связанное с жизнью народа. Бесплатное качественное образование и здравоохранение, неограниченное право на труд, на жильё, на безопасность и т.д. – многими адептами «демократических реформ» эти простые и вытекающие из самой сути жизни понятия представляются как некие «штампы», реализация которых «невозможна». Сторонники социального неравенства (и добровольные, и платные) не приемлют честный взгляд на вещи, потому что в свете этого взгляда становится очевидной их нравственная и интеллектуальная ущербность, их истинная холопская сущность. Их аргументация ограничивается, как правило, заполошной демагогией, апеллирующей к невежеству и обывательской «практичности» (которой руководствовались полицаи на оккупированной территории во время Великой Отечественной войны). Практически вся антисоветская апологетика сводится к усилиям примазаться к победителю (в данном случае, к победившей клептократии), стремлению стать частью системы, получая за свою продажность максимально возможное содержание.  

Можно долго перечислять преимущества социалистического строя перед капиталистическим (и уж тем более перед его нынешней гротескной моделью, нарушающей, когда надо, свои собственные правила в угоду желаниям и капризам вельможных чиновников), и всё это будет правдой, наполненной конкретным содержанием. Но над этой правдой будет стоять главное, что не просто различает два противоположных и враждебных мироустройства, а делает это различие иерархически неравным. Сторонники зоологического капитализма в своё время изощрённо издевались над словосочетанием «светлое будущее», имеющем ключевое значение для советской идеологии. Ирония и сарказм, с которыми это понятие подвергалось уничижающему поношению, свидетельствовали о том, что именно оно олицетворяло в себе самое ненавистное для врагов социализма, врагов СССР. Именно устремлённость в светлое будущее отличала жизнь советского народа, давала силы для преодоления трудностей, звала на подвиг, военный и трудовой, воодушевляла в рутине повседневности – короче говоря, давала жизни необходимый смысл. Капитализм предлагает человеку бытовой комфорт, обусловленный постоянным напряжением, изнуряющей деятельностью без истинного призвания, отсутствием сдерживающих моральных норм при достижении материального благосостояния, но при этом полностью забирает высший смысл жизни, превращает человека в механизм, лишённый цели, запрограммированный на полную выработку и последующую утилизацию, во имя процветания транснациональных корпораций. 

Нельзя сказать, чтобы современное общество не чувствовало, что что-то не так, что мы зашли в бытийный тупик, из которого нужно срочно искать выход, иначе внутренний образ народа и государства может подвергнуться распаду и естественному уничтожению. К сожалению, приходится констатировать, что выход из ситуации, как правило, предлагается искать в архаичных, морально изжитых формах бытия – родоплеменных («наши» – «не наши»), узкорелигиозных (в том же родоплеменном, по сути, языческом понимании), а также в спекулятивных квазиидеологических конструкциях (вид которых жалок, а степень эффективности чаще всего имеет отрицательное значение). Комплекс стыда за советское прошлое, вбитый в сознание значительной части нашего народа враждебными силами, продолжает оказывать деморализующее влияние, прежде всего на молодые поколения. «Миллиарды расстрелянных», которыми тычут в лицо современным коммунистам антисоветские демагоги (как «либеральные», так и «патриотические»), давно уже превратились в жупел, который продолжает воздействовать, несмотря на его убогость и кощунственность по отношению к действительной истории (в которой много было такого, что не допускает упрощений и спекуляций). Широкие народные массы, в их современном понимании, в результате длительной обработки со стороны идеологического аппарата антисоветского государства, в значительной степени восприняли антисоветские установки, и эта проблема тяжёлым камнем лежит на пути дальнейшего развития России. Реальность такова, что современное государство при всём желании (возможно, в какой-то степени искреннем) не в состоянии дать людям сколько-нибудь удовлетворительный образ будущего. Просто потому, что его не может быть вне признания правомерности социалистического пути развития, более того – признания этого пути как единственно правильного для нормального государства, стремящегося к долгосрочному осмысленному существованию и действительному процветанию своего народа. Понятно, что на нынешнем этапе об этом можно только говорить. Но говорить нужно, необходимо, и столетие СССР – достаточный повод для того, чтобы инициировать этот разговор на широком общественном уровне. 

«Либеральные» антисоветчики, брызжа слюной, «доказывают» нам, что цели, которые ставило перед народом советское государство, были, якобы, «недостижимы». Доказать этого они не могут, поэтому подменяют неоспоримую правду недобросовестным вымыслом, стремясь всеми силами очернить образ вечной мечты человечества о справедливости. Советский Союз продвинулся далеко по пути осуществления этой мечты. Миллионы простых людей получили возможность стать образованными и учёными, реализоваться в полную меру своих природных качеств; тысячи людей «из народа» получили возможность преодолеть предопределённость, выдвинуться в первые ряды государственных и общественных деятелей. Гармоничное устройство общества обеспечивало прочную взаимосвязь всех его элементов, скрепляющую огромную страну в единый живой организм. Для советских людей словосочетание «светлое будущее» было не пустым штампом и поводом для ёрничества, а действенной мотивацией к жизни, труду и творчеству. 

Советский Союз не был государством без недостатков; сегодня мы видим, что государств без недостатков не существует, поскольку человек несовершенен. Но цели, которые ставила Советская власть перед народом, были направлены на достижение максимально возможного совершенства – в труде, в творчестве, в социальных взаимоотношениях. Можно сколько угодно долдонить о том, что «тогда тоже воровали», но никто не в состоянии отменить того факта, что в советском обществе воровство и хищение были позорным явлением, а честность и порядочность считались главными человеческими добродетелями. Вся советская культура была направлена на воспитание честного, доброго, добросовестного человека, патриота, труженика и творца. Достаточно вспомнить наугад несколько произведений советского кинематографа (как наиболее массового искусства), чтобы убедиться в том, что главной заботой этого искусства было создание образа положительного героя, на который, благодаря таланту актёров, могли бы невольно равняться зрители всех возрастов и профессий. Никто не станет всерьёз утверждать, что все люди были в равной мере честными. Но общая атмосфера, которая создавалась Советской властью в обществе, способствовала воспитанию лучших (а не худших, как зачастую мы видим сейчас) человеческих качеств. Сегодня мы часто видим, как самые благонамеренные инициативы, направленные на выравнивание плачевной ситуации в культуре, обретают жалкие и постыдные формы по причине внутренней двойственности: вроде бы и пытаются «мастера культуры» выразить что-то патриотичное и жизнеутверждающее, но тут же рефлекторно начинает выпирать нечто гнилое, антисоветское, предательское («миллиарды расстрелянных» и т.п.). И сразу же все благие инициативы вырождаются в свою противоположность. Между тем, народ, обработанный антисоветской пропагандой, всё же проявляет чувствительность к фальши и лжи, и благонамеренные «проекты» проваливаются один за другим. Другое дело, что взамен им не приходит ничего качественно иного. Неспособность сказать правду влечёт за собой опустошённость и деградацию. На фоне великой советской культуры всё это являет собой жалкое зрелище. 

Самое главное, что при честном, незашоренном и неподкупном взгляде на вещи придётся признать очевидное. Советский Союз был состоявшимся успешным государственным проектом, имевшим большие перспективы. В результате всех этапов Революции было создано действительное общество социальной справедливости, с отлажено работающими механизмами, с жизнеспособной гуманистической светской идеологией, с нравственно состоятельной системой ценностей. Государство, оставившее после себя колоссальное наследие (материальное и духовное), которое три десятилетия растаскивают «эффективные собственники», да так и не могут растащить до конца. Государство, победившее в Великой Отечественной войне, восставшее из разрухи, давшее миру пример того, как следует жить. Советский Союз не «распался», как нам небезуспешно внушали на протяжении всех постсоветских лет, а был злонамеренно уничтожен, в результате предательства и целенаправленной враждебной деятельности так называемого «цивилизованного мира». Но моральное наследие СССР неуничтожимо и нетленно. Всё придётся воссоздавать заново. Для того, чтобы вновь обрести образ Светлого будущего – того, которое давал нам СССР. Иного пути не существует. Необходимо это понять как можно скорее. 

 

Художник: В. Ефанов.

5
1
Средняя оценка: 3.07921
Проголосовало: 202