Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова

Выпуск №107. Трилогия пророческих озарений 

Этот выпуск программы «Грань очевидного» на канале «Камертон» будет не совсем обычным. Хотя мы и стараемся придавать необычность каждому выпуску, на сей раз он действительно сильно отличается от других. 
И, прежде всего, тем, что наша авторская роль в данном случае будет лишь в том, чтобы напомнить вам на конкретных примерах о той величайшей пользе, которую имеет для будущего насыщенная культурой и смыслами наша история. И как несчастны и бедны те народы и страны, в основу существования которых было изначально положено отрицание и того и другого. Как в случае с той же Украиной. 

Сегодня мы обратимся к тому поистине неиссякаемому источнику пророческих откровений, которыми так богато отечественное кино. Которое всегда было искусством именно смыслов, а не телодвижений. И в этом своем качестве неотделимо от великой русской литературы, на основе которой и было создано. 
А поскольку нынешнее время ставит перед нами поистине эпохальные вопросы, то и ответы на них, которые в свое время сформулировали наши литературные и кинематографические провидцы, будут под стать этим вопросам. 
Таким образом и сформировалась эта трилогия пророческих озарений, о которых сегодня самое время напомнить. 

Первое из них касается осознания глубинной сути того мрачного явления, которое именуется западной цивилизацией. После тридцати лет непрерывной обработки нашего общества западными псевдоценностями, оно до сих пор испытывает немалые проблемы с идентификацией того, с чем мы на самом деле столкнулись сегодня, когда все маски уже сброшены и все фальшивые декорации сметены. И с чем в очередной раз предстоит борьба не на жизнь, а на смерть. 
Фильм Карена Шахназарова «Белый тигр» был снят десять лет назад, когда не было даже намека на то, что случилось потом. И потому он был не понят многими, которым казалось, что мы навсегда покинули те времена, о которых в фильме идет речь. 

Но сегодня выдуманный авторами от начала до конца монолог Гитлера уже не кажется абстрактной фантастикой, но воспринимается не иначе как документ эпохи, вполне созвучной нынешней. И как полное раскрытие той глубокой и неизменной сути западной антицивилизации, которая всегда выбирает только один и тот же фатальный для нее путь – войны с Россией. 

Второй еще более пророческий и особенно актуальный в свете нынешних событий фрагмент того же кинопроизведения связан с темой неубиваемого фашистского танка «Белого тигра», о котором главный герой – русский танкист Найденов – говорит так, как будто уже десять лет автор сценария знал о том, какие решения примет нынешняя Германия об отправке своих танков с крестами на Восток. 

И, наконец, третий момент пророческой истины, имеющей непреходящее значение для Русской цивилизации, в том числе и для её будущего существования, связан с произведением нашего кинематографа советских времен – фильмом режиссера Василия Ордынского по мотивам одноименной трилогии Алексея Толстого «Хождение по мукам». Там есть такой эпизод, в котором, на основании исторического опыта, фактически выводится закон бессмертия Русского духа и Российской государственности.

И если в первых двух приведенных нами моментах истины раскрывалась природа нашего извечного западного врага и неизбежность нового столкновения с ним, то в этом третьем, на основе неисчерпаемого исторического опыта России, делается вывод о невозможности победы над нами. Что в настоящее время едва ли не самое важное. 
Таковы лишь три пророческих озарения русской культуры, о которых мы решили напомнить ввиду их особой актуальности. На самом же деле этих золотых россыпей путеводных откровений в нашей культурной истории великое множество. И потому счастлив и непобедим тот народ, которые от этого наследия не отсечен и не отказался, как некоторые обездоленные и обессиленные горемыки. И может черпать в них поистине богатырскую силу, которая дана именно ему отнюдь не случайно.

5
1
Средняя оценка: 3.05556
Проголосовало: 108