Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова

Выпуск №108. Щит и меч океанской державы 

В условиях фактической военной агрессии Запада против России скорейшее оснащение нашего флота самыми передовыми боевыми кораблями, способными эффективно нейтрализовать военно-морскую угрозу США, является, несомненно, приоритетной задачей.

 Начнем с довольно грустной новости. Последний советский атомный подводный крейсер «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула» выведен из боевого состава российского Военно-морского флота. Он присоединится к двум остальным кораблям этого проекта крупнейших в мире субмарин в ожидании своей дальнейшей участи. 
На первый взгляд и особенно для несведущего в таких материях человека, событие явно безрадостное. А для некоторых интернет-критиканов еще один повод позубоскалить на вечнозеленую тему про «Всё пропало!». 

Однако это, так сказать, дилетантские брызги. На самом деле все не так просто. Все три атомных подводных крейсера этого проекта далеко не исчерпали свой эксплуатационный ресурс и боевые возможности. И хотя Россия была вынуждена поставить их не прикол, чтобы соблюсти параметры договора по сокращению стратегических вооружений, решение об их утилизации до сих пор не принято. 

Причем в отношении ТК-20 «Северсталь» и ТК-17 «Архангельск» эта пауза длится уже несколько лет. И явно не случайно. Мировая ситуация стремительно меняется в худшую сторону, сам договор СНВ с США находится под вопросом из-за явного нежелания Вашингтона его исполнять. И потому не случайно по поводу судьбы этих сверхмощных атомоходов до сих не принято никаких окончательных решений. Более того, в июне 2019 года появились сведения, что утилизация подлодок отменена. Вместо этого ПЛ «Северсталь» отремонтируют, переоборудуют и дооснастят 200-ми крылатыми ракетами.

ТК-17 и ТК-20 со срезанными крышками пусковых ракетных шахт, которые недолго и обратно поставить.

Но и это не главное. Самое важное заключается в том, что российская военная промышленность полностью освоила серийное производство новейших атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 955А «Борей-А», многоцелевых ударных атомных подводных крейсеров проекта 885 «Ясень» (885М «Ясень-М») и дизельных ракетных подводных лодок проекта 636.3. Эти корабли в своей совокупности и при их нынешнем достаточно интенсивном производстве полностью обеспечивают потребности флота с учетом всего спектра стратегических и оперативно-тактических задач. 
В этом свете будущее трех советских атомных мастодонтов может рассматриваться только как запасной вариант усиления флота на случай самых крайних обстоятельств. Но ни в кое случае, без таких обстоятельств, их модернизация не должна помешать выполнению текущих кораблестроительных программ. Тем не менее, нельзя исключать, что эти лодки получат вторую жизнь. Ибо ситуация в мире действительно становится крайне опасной. 
Тем временем. Россия продолжает наращивать усилия и на другом стратегически важном направлении развития своего военного флота. В том направлении, которое должно обеспечить возможность надежной нейтрализации угрозы со стороны авианосного и амфибийного флота США. 
Контракт с Минобороны РФ на строительство серии из шести фрегатов океанской зоны проектов 22350 и 22350М будет подписан на форуме «Армия-2023» и его может получить Амурский судостроительный завод. 

«Источник в оборонно-промышленном комплексе отметил, что на этом заводе завершается масштабная модернизация производства, в цехах освобождены эллинги для закладки и строительства двух единиц. Закладка головного фрегата проекта 22350М на "Северной верфи" запланирована на 2023 год, сразу после ввода в эксплуатацию нового эллинга. Планируется построить 12 модернизированных фрегатов проекта 22350М, каждый из которых будет нести на борту до 48 крылатых ракет "Калибр", "Оникс" и "Циркон"». 

Данная новость была вполне ожидаемой после отправки в дальний морской поход головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков», штатно вооруженного гиперзвуковыми ракетами типа «Циркон». Вот крайняя новость на данную тему от минобороны РФ: 

«"Экипаж фрегата "Адмирал Флота Советского Союза Горшков", действующий в районах западной части Атлантического океана, провел учение по применению гиперзвукового ракетного оружия способом компьютерного моделирования", – информировали в ведомстве, уточнив, что "в соответствии с учебной обстановкой фрегат отработал организацию нанесения ракетного удара гиперзвуковой ракетой "Циркон" по морской цели, имитирующей корабль условного противника и находящейся на удалении более 900 км"». 

Нынешний поход «Горшкова» в сочетании с предшествующими длительными испытаниями, в том числе натурными учебно-боевыми пусками ракет первого в мире морского гиперзвукового ракетного комплекса «Циркон», дают достаточные основания для запуска этих уникальных кораблей в большую серию. 
Тем более что основная связанная с этим техническая и промышленная проблема была окончательно устранена. Речь идет о прежней полной зависимости самой возможности строительства боевых кораблей классов фрегат/эсминец от поставки газотурбинных двигательных установок (ГТУ) с Украины, где они производились на заводе «Заря-Машпроект» в городе Николаев. 
США в целях нанесения, как они думали, непоправимого ущерба программе возрождения военно-морского флота России, приказали своему ручному киевскому режиму прекратить поставки этих двигателей в РФ. И это даже нанесло некоторый ущерб российским планам. Два фрегата предыдущего проекта 11356 пришлось продать Индии из-за невозможности их комплектации украинскими двигателями в интересах ВМФ РФ.
Однако не успели в Вашингтоне откупорить шампанское по этому случаю, как из вечно непредсказуемой России пришла печальная для них новость. По указанию Президента РФ Владимира Путина в стране было начато развертывание собственной производственной базы морского двигателестроения. 
В течение следующих 6 лет эта база была создана практически с нуля и стала выпускать ГТУ полностью соответствующие потребностям российских кораблестроителей. 

Погрузка газотурбинного агрегата М90ФР производства ПАО «ОДК-Сатурн» на строящийся для ВМФ России фрегат «Адмирал флота Советского Союза Исаков» проекта 22350 (заводской номер 924) на АО «Судостроительный завод «Северная верфь». Санкт-Петербург, сентябрь 2021 года.

Таким образом, основная проблема, тормозившая массовое строительство первого в мире флота боевых кораблей-носителей уникального гиперзвукового оружия, была успешно разрешена. В результате в настоящее время только на Северной верфи в Санкт-Петербурге находятся в разных стадиях строительства 10 кораблей данного типа. А в сочетании с объявленным к подписанию контрактом с Амурским ССЗ их общее число возрастет до 16. 
Но и это еще не предел, поскольку на подходе усовершенствованный фрегат проекта 22350М, боевые возможности которого будут значительно более высокими. 

«Фрегаты проекта 22350 первой серии располагают 16 ячейками универсального корабельного стрельбового комплекса УКСК (16 "Калибров", "Ониксов" или "Цирконов"); фрегаты проекта 22350 второй серии получат уже 32 ячейки УКСК, а фрегаты проекта 22350М не менее 48 ячеек». 

Таким образом, Россия уже активно продвигается к созданию полноценного флота ударных кораблей принципиально нового типа, способных гарантированно поражать крупные морские и наземные цели противника, находясь при этом на дистанциях, практически исключающих их собственное поражение. 
Иначе говоря, американский авианосный флот уже в скором времени приобретет настолько экзистенциальную угрозу своему существованию, что даже сама возможность участия авианосцев и универсальных десантных кораблей ВМС США в операциях на ближних подступах к омывающим РФ морям и океанам станет практически нереальной без смертельного для них риска. 
В этой связи вызывает некоторое недоумение тот явный скепсис, который сквозит в комментарии по этому поводу одного претендующего на компетентность в военно-промышленных вопросах издания:  

«Со стороны bmpd заметим, что, конечно же, "строительство серии из шести фрегатов океанской зоны проектов 22350 и 22350М" – это самая неотложная потребность Вооруженных Сил России в настоящий момент».  

Как видите, написано настолько обтекаемо, что сразу даже не поймешь – они «за» или «против» этих кораблей? Однако уже сама по себе такая двусмысленность является указанием на негативный характер данной реакции. Ибо будь она позитивной по отношению к проекту, поддержанному минобороны России, членом общественного совета при котором является глава этого издания, мы были бы вправе ожидать хотя бы самой общей аргументации в пользу данной программы. Но та «фигура умолчания», которая нам вместо этого предъявлена, слишком напоминает фигу в кармане, чтобы мы её там не заметили. 
Если же это действительно камешек в огород военно-политического руководства России, то скажем только, что для подобных метательных упражнений нет никакого повода. Прежде всего, в силу того очевидного факта, что мы сегодня воюем не столько с Украиной, сколько с «коллективным Западом» во главе с США. И уже только поэтому подвергать сомнению необходимость для России иметь военно-морское оружие, способное нейтрализовать угрозу со стороны одиннадцати американских атомных авианосцев, по меньшей мере, несерьезно.

На этом основании можно уверенно констатировать, что акценты в военной кораблестроительной программе России расставлены в целом правильно, а её выполнение вышло на уровень стабильного серийного производства. Что обеспечивает все более существенные возможности для нейтрализации основных угроз нашей стране, исходящих со стороны моря. А в перспективе и для надежной защиты российских интересов по всему пространству Мирового океана. 

 

Художник: В. Печатин.

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 135