«Без театра нет нации»

12 апреля 2023 года – 200 лет со дня рождения Александра Островского 

Александр Николаевич Островский (1823–1886) – великий мастер слова, тонкий знаток русской жизни, глубокий мыслитель – открыл новую страницу в истории отечественного театра. 
Литературную известность Островскому принесла комедия «Свои люди – сочтёмся!», опубликованная в 1850 году в журнале М. П. Погодина «Москвитянин». 
По мере того, как Александр Николаевич создавал свои пьесы, право первой постановки он отдавал в прославленную труппу Малого театра. Он был с артистами в большой дружбе.

Материалом для его пьес служил быт купеческого сословия, дававший драматургу поводы для широких социальных и психологических обобщений. 
Его творчество не раз становилось предметом ожесточенных споров и подвергалось критике, однако было поддержано передовой частью российского общества. 
«Литературе, – отмечал Иван Гончаров, – Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир».

Некоторые пьесы Островский сочинял, что называется, прямо на артистов, заранее предполагая, кто из труппы Малого театра может создать тот или иной образ, характер на сцене. 
Зачастую Островский присутствовал на читках пьесы, разбирая с артистами роли. 
Не случайно поэтому ещё при жизни великого драматурга за Малым театром, где впервые увидели свет рампы едва ли не все его 47 пьес, закрепилось почётное название – «Дом Островского».
27 мая 1929 года в Москве перед зданием Малого театра был открыт памятник «русскому Шекспиру» работы скульптора Николая Андреева. 

 

***

«Островский – живой и вечный, – подчеркнул художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин в своём рабочем кабинете, где мне однажды довелось с ним беседовать. – Он уже сто лет “репертуарный” и в провинции, и в Москве. Тут одна причина – его гений. 
Как удивительно точно в его пьесах выписаны психологические взаимоотношения! Когда купец даёт слово, то никаких бумаг не надо, все знают – он выполнит обещанное. Так было».
Но выбор пьес драматурга в зависимости от времени меняется. Сегодня в Малом более всего востребованы «экономические пьесы» Островского – «Свои люди – сочтёмся», «Волки и овцы», «Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Трудовой хлеб»...
В советское время они принимались по-другому. Замечательные! Но… как бы не про нас. Частных банков тогда не существовало. Кредитов под проценты никто не брал, долговых бумаг не подписывал. Землёй тоже не торговали. Да и денег больших у людей не было.

   

«Когда Леонид Андреевич Волков, – вспоминает Юрий Мефодьевич, – ставил в Малом театре “Свои люди – сочтёмся” с Любезновым, Анненковым, Владиславским, Белевцевой, Эллой Долматовой – я там слугу Тишку играл, – пришлось экономиста приглашать. 
И он нам долго втолковывал, что такое закладные, проценты, долговая яма... А мы ничего не понимали. Многие сцены пришлось вымарывать, потому что и зритель не понимал.
Сегодня, когда появились и банки, и грандиозные аферы, и долговые ямы – тюрьмы для олигархов, не уплативших налоги, всё стало понятно. 
Сцены, которые раньше вымарывали, теперь самые интересные. Зрители спрашивают в антрактах: 
“Неужели это Островский написал: так давно, но так точно сказано про нашу жизнь?!”»

***

«Играя Островского, – говорит Юрий Мефодьевич, – мы не собираемся угождать десятку театральных умников – “образованцев”, а обращаемся к тысячам людей, которые идут в театр, чтобы получить наслаждение, нравственное очищение, сделаться душевно лучше.
Как сказал Островский ещё в ХIХ веке, “без театра нет нации”. 
Театр – это слово. Театр – это мысль. Театр – это музыка русского языка».
…Соломина иногда спрашивают: почему вы не ставите современную драматургию?
А он в ответ:
«А про что ставить современное?»
«Про любовь», – отвечают.
«Но, погодите, – возражает Юрий Мефодьевич, – есть же Островский! “Гроза”, “Бесприданница” – какие страсти там бушуют!»
«Про политику», – продолжают.
«Политика? – парирует Соломин. – Его исторические хроники о Василии Шуйском, Лжедмитрии».
Новая популяция критиков в замешательстве:
«Так что же, у Островского всё есть?»
«Всё есть! – отмечает Юрий Мефодьевич. – Так зачем же я буду брать полуматерщинные сцены, когда можно без мата сказать то же самое хорошим русским языком!»

   

***

А ведь Малый со времён Щепкина и Островского называют и хранителем эталонного русского языка.
«Наши актёры, слава Богу, – с гордостью подчёркивает Соломин, – по-прежнему говорят на великолепном русском языке. Многие иностранцы приходят в Малый, чтобы научиться правильно говорить по-русски. Малый этим гордится».

***

Несколько лет назад Юрий Соломин сидел в одном московском театре на спектакле «Нужна драматическая актриса» и думал:
«Если пьесу Островского “Лес” назвать “Нужна драматическая актриса”, – негодует Соломин, – то это, я считаю, нарушение экологии культуры. 
Всё равно, что реку повернуть вспять. Повернуть реку Островского! Кто дал право? 
Но ведь школьники, что пришли в театр, уверены – они смотрят пьесу Островского “Нужна драматическая актриса”. 
Им в школе возразят, что такой пьесы у Островского нет. Но они же её “видели”…»
Позиция Соломина тверда и неизменна: «…не нужно делать из произведений классиков шоу на тему сегодняшней жизни. Ибо они намного выше всех предчувствовали, предвидели будущее. Недаром во всём мире знают Достоевского, Толстого, Островского, Чехова...»

   

***

Образы Островского живут с нами, и не уходит из нашего языка его яркое слово. 
У Александра Николаевича что ни пьеса, то кладезь поговорок, оборотов, метафор. Какая музыка в любой фразе драматурга! Её произнести-то сейчас одно удовольствие...
Многие произведения великого драматурга обрели новую жизнь в кино, были перенесены на телеэкраны. 
«Свои люди – сочтёмся», «Бедность не порок», «Доходное место», «Гроза», «Бесприданница» – эти пьесы Островского всегда есть в репертуаре театров России. 
А в Малом театре сегодня идут 11 постановок по пьесам великого драматурга. 
В юбилейном году афиша театра пополнится ещё тремя названиями: это премьеры спектаклей «Горячее сердце», «Женитьба Бальзаминова» и «На бойком месте».

   

***

В юбилейном году в Малом театре впервые начала работать режиссёрская лаборатория «Постигая Островского». 
Это проект для молодых режиссёров, которые будут готовить эскизы спектаклей по пьесам великого русского драматурга. 
Из тридцати заявок театр отобрал три; эскизы спектаклей «В чужом пиру похмелье», «Бесприданница» и «Не от мира сего» будут отсматриваться художественным советом во главе с Юрием Соломиным, у победителя будет возможность превратить свой эскиз в полноценный спектакль для сцены филиала Малого театра.
В Щепкинском фойе откроется выставка из музейных фондов, которая будет посвящена сценической жизни произведений Островского в Малом театре. 
Будут представлены потрясающие эскизы, написанные лучшими художниками 20 века, – это Коровин, Юон, Добужинский, Лансере, а также замечательные костюмы и фотографии. 

   

***

Центральным событием юбилейного года станет традиционный фестиваль Малого театра «Островский в доме Островского», который в 2023 году с 11 по 16 апреля пройдёт в тринадцатый раз. 
Завершится фестиваль гала-концертом на Театральной площади: Малый театр покажет отрывки из спектаклей по Островскому, которые идут сейчас на его сценах, своё согласие участвовать в программе уже дал Юрий Башмет, предполагается пригласить к сотрудничеству и другие музыкальные и театральные коллективы. 
В фестивальной афише на всех сценах Малого театра – спектакли по пьесам Островского из Йошкар-Олы, Кинешмы, Барнаула, Ирбита, Калуги, Челябинска, Кудымкара, Твери, Луганска, Минска, Санкт-Петербурга и Москвы. 

***

Глубоко символично проведение фестиваля Малого театра «Островский в доме Островского»: ведь лучшие свои пьесы – «Лес», «Таланты и поклонники», «Без вины виноватые» – Александр Николаевич посвящал актёрам русской провинции.
А у себя в костромской усадьбе Щелыково Островский даже дом для них отдельный построил, чтобы они приезжали и играли для него.

   

***

Село Щелыково, которое Александр Николаевич Островский называл «костромской Швейцарией», – место широко известное. 
«Что за реки, что за горы, что за леса, – с восторгом писал драматург. – Если бы этот уезд был подле Москвы или Петербурга, он давно бы превратился в бесконечный парк, его бы сравнивали с лучшими местами Швейцарии и Италии»
Одно из самых живописных мест парка, которое любили гости Щелыкова, – обрыв. Во времена Александра Николаевича здесь располагался Гостевой дом. 
Отсюда открывается редкой красоты вид на бескрайние леса, заливной луг, пруд с островком, пойму извилистой речки Куекши, где Александр Николаевич любил ловить рыбу.
С Щелыковом связаны почти четыре десятилетия жизни великого драматурга. Весной 1848 года, впервые посетив купленную отцом усадьбу Щелыково, Александр Николаевич с восхищением писал: 
«Я не знаю меру той радости, друзья мои, какую почувствовал бы я, если бы увидел вас в этих обетованных местах». 

Приезжая вместе с семьёй в Щелыково на лето, драматург не только отдыхал, занимался ведением усадебного хозяйства, радушно встречал родственников и друзей, но много и успешно работал. Здесь им было написано девятнадцать произведений. 

***

На протяжении многих десятилетий судьба усадьбы связана с Малым театром. 
В советские годы в Щелыково устроили не только мемориальный музей, но и дом творчества для артистов Малого театра. 
С 1928 года сюда ежегодно приезжали выдающиеся мастера отечественного театра: Вера Пашенная, Варвара Рыжова, Евдокия Турчанинова, актёры из династии Садовских, Михаил Царёв, Никита Подгорный и многие другие. Ныне это – санаторий Союза театральных деятелей России.

***

В Щелыково продолжает работать и Государственный мемориальный и природный музей-заповедник великого русского драматурга с деревянным усадебным домом постройки конца XVIII – начала XIX веков, который, по словам Александра Николаевича, был «удивительно хорош как снаружи оригинальностью архитектуры, так и внутри удобством помещения», и чудесный парк (его так любила вся семья Островских!) с тенистыми аллеями, мостиками и скамейками, уютными беседками. 
Одну из беседок, двухэтажную, дети Александра Николаевича называли «Снегурочкиной»: именно здесь драматург в течение многих лет обдумывал дорогое ему произведение – свою знаменитую весеннюю сказку. 
В формирование усадебного парка внесли свою лепту три поколения семьи Островских. По сей день здесь стоят деревья, посаженные отцом драматурга Николаем Фёдоровичем, самим Александром Николаевичем и его братом Михаилом, а также детьми А. Н. Островского.

   

***

В конце мая 1886 года, с подорванным постоянной работой здоровьем, Островский последний раз приехал в Щелыково. 
Он понимал, что с ним может приключиться удар и поэтому решил уехать в Щелыково, отдохнуть и набраться сил.

Утром 2 июня 1886 года, в День Святого Духа, супруга драматурга Мария Васильевна с младшими детьми уехала в Николо-Бережки в храм. 
Александр Николаевич, хоть и был слаб, но всё же сидел за столом и работал. 
Последним трудом Александра Николаевича стал перевод его любимого Шекспира – трагедии «Антоний и Клеопатра». 
Не завершив этот перевод, драматург почил в 11 часов утра на 63 году жизни за рабочим столом в своём кабинете в Щелыково. 
…В завещании Александр Николаевич просил похоронить его в Москве на Новодевичьем кладбище. Но на семейном совете было принято решение похоронить драматурга, который любил посещать Никольский храм вместе с семьёй, здесь, на погосте в Николо-Бережках.
Среди надгробий, за невысокой кованой оградой, мы видим сохранившееся фамильное захоронение Островских. Первым здесь был похоронено отец драматурга Николай Фёдорович. 
В 1886 году рядом с ним упокоился сын Александр Николаевич. Его отпевал священник Антоний Херсонский, настоятель храма. На могиле драматурга установлен памятник из чёрного мрамора.
Здесь завещали похоронить себя и его вдова Мария Васильевна, актриса Малого театра, и их дочь Мария Александровна Шателен, талантливая художница и переводчица. В одном из французских театров шла пьеса отца «Гроза» в её переводе. 
А чуть поодаль от фамильного захоронения Островских могила внучки драматурга – «ангела-хранителя» мемориального музея, заслуженного работника культуры РСФСР Марии Михайловны Шателен.

***

Александр Николаевич и сегодня радушно встречает всех, приезжающих к нему в Щелыково. К его 150-летнему юбилею на главной аллее мемориального парка был открыт памятник драматургу. 
Александр Николаевич, по замыслу авторов монумента, удобно расположился на скамье. На коленях драматурга лежит раскрытая книга, а его взгляд, словно соединяя «век нынешний и век минувший», задумчиво устремлён вдаль.

 

Фото с сайта Малого театра, Государственного мемориального и из открытых источников.

Художник: В.Г. Перов.

5
1
Средняя оценка: 2.74419
Проголосовало: 86