Свет душевной силы и красоты

14 апреля 2023 года народному художнику Туркменской ССР, заслуженному деятелю Туркменистана Дурды Байрамову исполнилось бы 85 лет. К великому сожалению, приходится говорить «исполнилось бы» – 14 февраля 2014 года он ушёл из жизни. 

Дурды Байрамов родился 14 апреля 1938 года в городе Байрам-Али Туркменской ССР. Оставшись в раннем возрасте без родителей, Дурды воспитывался в детском доме в городе Кизыл-Арвате (ныне г. Сердар). 
Выпускников детского дома, в том числе и его, направили в Ашхабад учиться на механизаторов. Но случайно встретившийся бывший детдомовец предложил поступать в художественное училище. Аргумент был веский – там хорошо кормят!
Но как утверждает Марина Цветаева: «И как ни жестоко сказать, самые неблагоприятные условия – может быть – самые благоприятные». 
Так, в 1954 году Дурды Байрамов был принят в Туркменское государственное художественное училище имени Шота Руставели в Ашхабаде. Окончив училище, в 1959 году Байрамов поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова (МГАХИ), учился в мастерской профессора, известного советского живописца и графика, народного художника СССР Дмитрия Константиновича Мочальского. В 1965 году Дурды Байрамов, успешно завершив учебу в МГАХИ, вернулся в Ашхабад. 

Туркменские ковровщицы. Живопись. Масло. Холст. 160х190. 1971. Государственная Третьяковская галерея 

***

Окончен вуз… Но учёба не прекращается. Дурды Байрамов упорно учится у природы, у жизни, у великих живописцев – красоте, мудрости, гармоничности. 
Жизнь и искусство – два мира, которые влекут к себе, точнее, захватывают его всего. Кисть и карандаш, масло и пастель являются для него теми волшебными предметами, которые из необъятной глубины действительности добывают тот чарующий мир, образ которого он носит в себе. 
Приходит известность. Она приходит, как всегда, не к тем, кто жаждет её, кто, теша своё самолюбие, строит воздушные замки, рисуя себя в ореоле славы, а к тем, которые, добывая хлеб свой в поте лица, работают до седьмого пота, «по чёрному», как «чёрная машина» – так однажды высказался о Дурды Байрамове его друг, народный художник Туркменистана Шаджан Акмухаммедов. 
Труд, настоянный на сердце, приносит свои плоды. Первые работы Байрамова, созданные ещё во время учёбы в училище и институте, привлекли внимание зрителей и специалистов. 
В 1965 году его, ещё не достигшего и 30 лет, приняли в Союз художников СССР. 

Художник Дмитрий Бисти. Портрет. Масло. Холст. 140х120. 1979. Государственная Третьяковская галерея

А в 1971 году в составе «Семёрки» (творческое объединение молодых туркменских художников) он участвовал в исторической выставке «На земле Туркмении», состоявшейся в Государственном музее искусств народов Востока в Москве. 
«Семёрка» высоко подняла рейтинг национальной живописи. Блестящую плеяду художников высоко оценили российские мэтры искусствоведения. 
Газеты писали: 
«Изобразительное искусство Туркменистана являет собой уникальный феномен в истории искусства ХХ века. 
Здесь сформировалась самобытная, яркая художественная школа. Её основа – многогранное историко-культурное наследие этой страны, уникальная природная среда, тесные связи с российской художественной традицией. 
Но главное – это душа народа, открытая, гостеприимная, приветливая, мужественная и мягкая».
Сценарист, кинорежиссёр, заслуженный деятель искусств Туркменистана Л.Г. Степанская писала: «Семёрка» – плеяда туркменских художников, создавших школу, питающую и сегодняшний день». 

Станислав, жизнь твоя – живопись! Портрет. Масло. Холст. 130х120.1978. Государственный музей изобразительных искусств Туркменистана

***

Байрамов – один из художников, который наиболее ярко, правдиво и с присущей ему душевной теплотой отобразил своё время. 
Его живопись – пейзажи, натюрморты, портреты – свидетельствуют о своеобразии художественного дарования, взыскательном отношении к самому себе, непрестанном поиске своего пути. 
Картины художника – это отражение его личности, его мироощущения, его неизбывной любви к своей родине – Туркменистану, к природе родной земли, к своему народу. 
С особой зоркостью всматривается художник в цветы, деревья, горы, лица людей, создавая солнечный, поэтический образ своей страны. 
Существует какая-то таинственная, неуловимая, глубинная связь между обликом, психическим складом характера художника и его картинами. 
Он не стремился к вычурности, манерности, а, добиваясь простоты и естественности, создавал произведения, удивляющие своей чистотой, чеканностью образов и пронзительной ясностью. Пейзажи, натюрморты существуют на равных с портретным искусством. 
Для художника важен не только его собственный взгляд на вещи, предметы, он убеждает, что они составляют с ним единое целое, и не он говорит от их лица, а они, предметы, рассказывают о себе и о нём, художнике. 

Портрет первого учителя. Портрет. Масло. Холст. 138.9х128.6. 1998. Фонд и Музей имени Дурды Байрамова (Портрет художника и педагога Геннадия Яковлевича Брусенцова (1927-2006) и автопортрет Дурды Байрамова)

Рисунок его поражает изысканностью и изяществом. «Весенние цветы», «Ромашки», «Ирисы», «Розы в стеклянной вазе», «Фрукты», «Дары августа», и другие пейзажи и натюрморты впечатляют поэтической образностью, богатством красок, лёгкостью линий, метафорическим языком, созвучным душевному строю. 
Картина «Девушки и отдых» была признана искусствоведами одной из лучших в туркменской живописи. 
Чувство родной земли, родной природы, родного мира развито у художника необычайно остро и глубоко. Всё он видит и осмысливает по своему, наделяя тематические картины присущей ему живой экспрессией мысли и чувства. 
Искусствовед, залуженный деятель искусств Туркменистана Огулабат Мухатова отметила: «…полотна Байрамова стали неотъемлемой частью жизни туркмен, чью жизнь он отобразил во всём её многообразии и духовном богатстве силой своего таланта. Душевная искренность, широта гуманистических устремлений – вот неизменные спутники его искусства». 

Художник Дмитрий Мочальский. Портрет. Масло. Холст. 119х138. 1988. Фонд и Музей имени Дурды Байрамова

***

Судьба оказалась благосклонной к Дурды Байрамову, сделав сказочно щедрый подарок – встречу с Гозель. Она станет для него той единственной и неповторимой, с которой проживёт он почти полвека и с которой будет неимоверно счастлив. 
Жизнь обретёт смысл. В ней теперь было всё, чего был лишён, – семейное тепло, уют, любовь и забота, и главное, он чувствует себя нужным жене и своим прекрасным дочерям. 
Байрамов говорил: 
«Я благодарю свою жену Гозель за то, что она подарила мне четырёх прекрасных дочерей: Бахар, Джемал, Кейик, Сульгун; за то, что она всегда являлась для меня опорой и лучшим другом». 

Иззат Клычев. Портрет. Масло. Холст. 76.8х94.4. 1997

***

Промысл Божий – обычно говорят. Именно этим, наверное, и можно объяснить появление в далёких 1960-х студента Московского художественного института Дурды Байрамова в доме народного художника Туркменистана, корифея туркменского искусства Иззата Клычева, опекавшего молодых живописцев на тернистом пути искусства. 
Гозель – студентка Туркменского государственного университета, тогда жившая у старшей сестры Эне – жены Иззата Клычева, навсегда войдёт в сердце и в жизнь художника, её неповторимый облик будет всегда волновать его. 
Дурды Байрамов посвятит своей жене серию портретов «Гозель», в которую войдут 57 графических работ. 
Гозель – это его Мадонна, чистая, любящая, мудрая, несущая свет материнства, воплощающая образ нежной и безысходной сыновней тоски по матери. Поэтому так завораживают и трогают эти картины и рисунки. 
С особой любовью художник пишет портреты своих дочерей – Бахар, Кейик, Джамал, Сульгун. Атмосфера этих трогательных картин, насыщенных светлой и тёплой живописью, полна ясного покоя, нежности, любви и оптимизма, что являются камертоном всего искусства художника. 
Любовь к Гозель и к дочерям наполнит жизнь Дурды Байрамова солнечным теплом, новым состоянием позитивной энергии, ощущением полёта, которое будет сопровождать его всю жизнь. Отныне повседневный мир будет неизменно нов и радостен для него. 

Композитор Нуры Халмамедов. Портрет. Масло. Холст. 1978. Фонд и Музей имени Дурды Байрамова

***

Художник много и плодотворно работает, путешествует по Туркмении, привозя из поездок несметное количество эскизов, набросков, рисунков. В них пульсирует энергия стремительного времени, радостного восприятия современной жизни. «Приволье», «Фирюзинка», «Село в горах», «В саду», «Горы» появляются картины, одна за другой, где в потоке света, красок художник запечатлел свой восторг увиденным, всё то, что заставило его волноваться и восхищаться. 
А пейзаж «Мирная земля», где изображён уголок предгорья Копет-Дага, войдёт в классику туркменской пейзажной живописи. 

Портрет Ходжакули Нарлиева, Народного Артиста Туркменистана. Масло. Холст. 149х109.5. 2011. Фонд и Музей имени Дурды Байрамова

***

Как художнику Байрамову были интересны поездки за рубеж. Многочисленные зарисовки, сделанные во время этих поездок, стали впоследствии пейзажами, портретами, этюдами, и образовали серии картин «По Индии», «По Голландии». 
Знакомясь с разными странами, городами, внимательно вглядываясь в архитектуру зданий, природу, людей, делая много набросков, Байрамов успевает в поездках много поработать, чтобы потом, по возвращении домой, перенести их на бумагу или полотно. 
«Таиланд», «На берегу Персидского залива», «Весна. Абрамцево», «Старая улица. Стамбул», «Дубаи», «Вид из отеля Калькутта» и другие знакомят нас с обычной, повседневной жизнью. 
Но в то же время взгляд художника улавливал нечто большее, чем обыденность – ритм жизни, настроение, атмосферу, присущую им, осмысливая всё, что представало его глазу и душе. 

Портрет Маягозель Аймедовой, Народной Артистки СССР. Масло. Холст. 188х99.1. 2012. Фонд и Музей имени Дурды Байрамова

***

Мастерская для Дурды Байрамова была обителью творца, где мысли, чувства и ощущения художника, воплощались в радостный мир картин. 
Как только наступала весна, и предгорье Копет-Дага покрывалось алыми маками, он с дочерьми выезжал на природу. 
Впитав всей душой благолепие родной земли, художник возвращался с букетами полевых цветов, которые по мановению волшебной кисти начинали жить на холсте своей жизнью в первозданной красоте. Мастерская наполнялась весенними ароматами и яркими красками, звучали голоса птиц, журчали ручьи, «даже солнце восходит у меня в мастерской» как однажды пошутил художник, но, по сути, выразив истинное кредо своего творчества. 
«Мастерская Байрамова была своего рода микроцентр культуры, открытым для всех, кто честно и бескорыстно стремится вести свой вклад в искусство, верным рыцарем которого он был сам», – так говорил народный художник РСФСР, академик Дмитрий Бисти.
Дверь в мастерскую Дурды Байрамова никогда не закрывалась. Коллеги, друзья, да и просто знакомые могли в любое время зайти к нему. 
Сами заваривали себе чай или кофе. Кстати, кофе у него всегда был превосходный. Никто и ничто не могло помешать художнику, работающему за мольбертом, настолько он был самоуглублён, сосредоточен и умел отстраняться от окружающего, не отвлекаясь на досужие разговоры. 
Эта самозабвенная преданность делу – особенная черта его характера. 

Сахи Джепбаров – певец Туркменской земли. Портрет. Масло. Холст. 160х190. 1971. Государственный музей изобразительных искусств Туркменистана

***

Ещё учась в художественном училище, рисуя по двадцать часов в сутки, он не замечал, как пролетает время. 
А когда двери училища закрывались, тайком пробирался в класс, где хранились учебные пособия, гипсовые слепки с античных статуй и масок, и рисовал, стараясь добиться отточенности и лёгкости линий. 
«Он был так увлечён своей работой, – вспоминает Гозель, жена народного художника Туркменистана Дурды Байрамова, – порой выйду провожать его, а он стоит на лестничной площадке и думает о чём-то, говорю, что стоим, вызывай лифт. Он в ответ улыбнётся и потом нажимал на кнопку. Сердце щемит, когда вспоминаю об этом».
…Наше знакомство с ней произошло неожиданно, волею случая мы оказались за одним праздничным столом на юбилее народной артистки СССР Маягозель Аймедовой, известной своими незабываемыми ролями. 
– Гозель, – представилась женщина в элегантном европейском костюме. 
– И я Гозель, – произнесла я, и увидела приветливую улыбку на её лице. 
Гозель оказалась милой, словоохотливой собеседницей. Познакомила со своей дочерью, сидевшей рядом с ней.
– Бахар, художник, пошла по стопам отца. 
– Мою дочь тоже зовут Бахар, сказала я и, удивившись совпадению наших имён, мы постепенно разговорились.

Анатолий Грачёв. Портрет. Масло. Холст. 137.5x127.5. 1986

Несколько дней спустя Гозель пригласила в кафе своей дочери Джамалы, расположенном на одной из тихих тенистых улочек Ашхабада. 
Мы сидели в уютном заведении, вокруг звучала негромкая музыка – в центре зала стоял рояль. 
«Сюда часто приходят посетители и не только поесть, но и послушать свои любимые мелодии, классику или современные, кто что предпочитает», – сказала Бахар Байрамова. 
С противоположной стены смотрели на нас необыкновенно трепетно – нежные ирисы художника Дурды Байрамова. Светлой и загадочной грустью веяло от них. 
Вспомнилось недавно прочитанное высказывание Поля Валери о розе. 
«Что можно сказать нового об этом цветке, – спрашивал поэт, – цветке, о котором написаны тысячи стихов, для которого уже существует миллион определений? Но вот приходит художник и говорит о розе что-то такое, что возвращает ей первоначальную свежесть…». 
Если у Иосифа Бродского Бог живёт в деревьях, то у Дурды Байрамова Бог живёт в цветах – розах, ирисах, маках и других полевых цветах. 
Словно ему от природы было дано какое-то тайное знание, наитие, которые способствовали умению видеть то, что сокрыто от других, и вели его руку, способную создавать великолепные картины: «Цветы моим друзьям», «Цветы на день рождения», «Цветы от Бахары», «Цветы. Посвящается Иззату Клычеву», «Цветы на фоне японской гравюры». 
В них открывается одухотворённый, поэтический мир, мир удивительной красоты и нежности, мир божественной души, свет которой отражён во всех его произведениях, в том числе и в многочисленных портретах, в которых он превзошёл самого себя. 

В трудные годы войны. Живопись. Масло. Холст. 160х290. 1978

***

Дурды Байрамов добился всеобщего признания, стал народным художником, заслуженным деятелем искусств Туркменской ССР, удостоился всевозможных почестей и наград, но, как и всегда, продолжал учиться. 
«Всю жизнь я нахожусь под сильнейшим воздействием таких великих мастеров-колористов, как Тициан, Эль Греко, Сурбаран, Рембрандт. Я неизменно продолжаю путешествовать, изучать картины великих мастеров в музеях, учиться у талантливых коллег и совершенствовать своё живописное мастерство», – говорил художник. 
Исполнилась заветная мечта художника – побывать в картинных галереях Италии, Голландии, Франции. Шедевры великих художников приводили его в неописуемое состояние восторга и трепета, что слёзы выступали на глазах. 
«В 2010 году мы с папой поехали во Францию, – рассказывает его старшая дочь Бахар. – Главной целью нашей поездки, конечно, был Лувр – один из уникальных музеев мира. Десять дней мы ходили в Лувр, как на службу – в 9 часов утра он открывался, а в 18 – закрывался. И всё это время – на ногах. Я очень уставала, а он – весь светился. Мог целый день, завороженный, стоять у одной картины. А мне так хочется и Париж посмотреть, и на Эйфелеву башню подняться, а папа мне: «Париж – это Лувр. Если ты побывала в Лувре, значит, ты видела Париж». Но с интересом принял мое предложение посмотреть музей современного искусства д,Орсе, ох, как мы были очарованы яркостью палитр знаменитых импрессионистов. Меня тогда увлекало искусство Гогена, кстати, музей начинается с него. Из Парижа мы отправились в Антверпен, где побывали в Доме – музее Рубенса. Дом, где выставлены десятки картин Рубенса и его современников, и великолепный сад в итальянском стиле произвели на нас восхитительное впечатление». 

Девушки. Живопись. Масло. Холст. 133х142. 1964. Государственный музей изобразительных искусств Туркменистана

*** 

Он никогда не забывал своё прошлое и своих наставников, которые помогали ему в трудные годы жизни, учили его не только азам профессии, но и доброму, позитивному отношению к жизни. И, может быть, самому главному – ощущению ответственности, неотделимого от дарования. 
В его сердце всегда жила бесконечная благодарность к ним – Геннадию Яковлевичу Брусенцову, Дмитрию Константиновичу Мочальскому, Иззату Клычеву – этим прекрасным и гармоничным людям искусства. Данью светлой памяти о них явились портреты, написанные художником, в которых торжествует извечная связь учителей со своим учеником.
Созидательная энергия благодарности вела художника по жизни. Его вдохновляла идея – открыть при мастерской школу-студию для одарённых молодых живописцев, для тех, кто не смог продолжить учёбу в художественных вузах, кто работал самостоятельно, но испытывал необходимость новых знаний, навыков. 
Об этом благородном поступке художника писали в 1980-м году центральные и республиканские газеты. В студии молодые юноши и девушки обучались по программе Московского художественного института. Все расходы на её содержание, приобретение красок, холстов, мольбертов, кисточек, творческих поездок в Москву, Ленинград и по республике, Байрамов взял на себя. 
Главную свою задачу он видел в оказании помощи студийцам реализовать свой творческий потенциал, найти своё место в искусстве. 

Бахар, моя дочь. Портрет. Масло. Холст. 100х80. 1973. Государственный музей изобразительных искусств Туркменистана

***

Дурды Байрамов оставил огромное наследие, за 55 лет творческой жизни им создано более 5000 произведений искусства – живописи, графики, фотографий, которые экспонировались на более чем 100 персональных и групповых выставках по всему миру. 
Его работы хранятся в Музее изобразительных искусств Туркменистана, также в музеях и галереях всего мира, в частных коллекциях. 
Центральное место в его творчестве занимает портретная живопись, один из труднейших жанров в искусстве. 
«В сегодняшнем туркменском искусстве вряд ли найдётся другой художник – портретист такой выразительности, силы и мастерства», – отмечал академик Иззат Клычев. – Мастер считается по праву одним из выдающихся портретистов XX и XXI вв. Он – автор уникальной в своем роде в туркменском изобразительном искусстве галереи портретов современников. Портретов великое множество, большая их часть объединена в один цикл «Люди культуры». 
Среди героев его полотен знаменитые личности – выдающиеся представители литературы, культуры и искусства, науки. Его портреты несут «в себе законченную мысль, раскрывая не только внутренний мир героя, но и и целую эпоху», – подчёркивал российский академик Дмитрий Бисти. 
Действительно, по портретам Дурды Байрамова можно изучать летопись истории туркменского народа.

Дары августа. Натюрморт. Масло. Холст. 140.1х107.8. 2004. Фонд и Музей имени Дурды Байрамова

***

Жизненный и творческий путь народного художника Туркменистана Дурды Байрамова всегда вызывает глубокий интерес. 
О нём писали и в советское время, и в наши дни в прессе независимого Туркменистана, в московских и в мировых интернет сайтах появляются статьи известных журналистов, искусствоведов. 
Восхищаясь поистине рыцарским отношением к искусству, многие поэты посвящали художнику свои стихи. 
Несколько стихотворений – «Песнь о дружбе (туркменского художника и русского поэта)», «Художнику Дурды Байрамову» и другие написаны известным журналистом, поэтом Анатолием Грачевым, которого связывала многолетняя дружба с Дурды Байрамовым. Процессу творчества портретиста посвящено следующее стихотворение: 

Мой верный друг, минуло столько лет…
Но неподвластна та пора забвенью,
Когда писал ты первый мой портрет,
Отдавшись весь в объятья вдохновенью.
Взгляд светлой одержимостью горел,
Уверенный полет покорной кисти.
Сказал: «К работе я созрел,
Только писать его мы будем вместе».
И началось творенье волшебства:
Пустое полотно вдруг оживало,
Рождалось в красках чудо мастерства,
Но его тайна мне не открывалась.
Я чувствовал на празднике себя,
Смотря, с какой ты радостью трудился!
Сам Бог тебя, наверно, полюбя,
Решил, чтобы с талантом ты родился.
Считай, мы месяц жили в мастерской.
Коллеги шли на кофе бесконечно
Душевной широтой и добротой.
Твоею, друг, я тронут был сердечно.
Закончен труд. Желанный груз ты снял.
Я русский журналист, потомок брянский,
Волнуясь, с восхищением обнял
Туркменского художника по-братски.

Из серии «Гозель». Бумага. Уголь. Пастель. 2006

*** 

Говорят, талантливый человек – талантлив во всём. Байрамов увлекался и фотоискусством. Но он настолько был скромен, что никогда не называл себя профессиональным фотографом и не стремился публично выставлять свои снимки. 
И только после его ухода Художественный фонд имени Дурды Байрамова организовал в Торонто фотовыставку «Глазами Дурды Байрамова: Жизнь в туркменских аулах, 1960-1980 гг.». 
К выставке при содействии кафедры истории азиатской культуры Смитсоновского института в Вашингтоне также был издан одноимённый каталог фотографий. 
Передвижная выставка фотографий Дурды Байрамова побывала в самых известных университетах, таких как George Washington university, MIT in Boston, Indiana University, Concordia University, University of Toronto и многих других.
Некоммерческую общественную культурную организацию Художественный фонд имени Дурды Байрамова (Durdy Bayramov Art Foundation) с целью сохранения наследия своего отца и продвижения художественного образования среди начинающих талантливых художников создала в 2015 году в Торонто одна из дочерей художника Кейик Байрамова. 
А в 2016 году ею был открыт музей Дурды Байрамова. «Наш музей – обычный, с экскурсоводами, научными работниками, которые работают с архивом. В музее помимо папиных картин, а их – более 600 живописных полотен, 850 графических работ, несколько тысяч набросков и этюдов, также хранятся личная библиотека и архивы Байрамова, периодические издания и личные документы, связанные с творчеством художника, также коллекция из более чем 6000 книг по истории искусства, некоторые из них относятся к ценным изданиям конца XIX и начала XX веков. Музей пополняет свою коллекцию, покупает работы художников Центральной Азии, есть ещё ковры, текстиль, серебряные украшения и керамика. У нас даже есть музейный магазин, где мы продаём разные сувениры. Папины картины мы не продаём», – говорит Кейик Байрамова. 
Благодаря сотрудничеству с The Smithsonian Institution, Программой искусств Мирового банка, Российской академией художеств и другими международными организациями Фонд реализует образовательные, выставочные и издательские проекты, вносит собственный вклад в культуру восприятия искусства. 
Фонд проводит конкурс композиторов «Музыкальная палитра Дурды Байрамова», который объединяет и представляет публике творческое наследие двух выдающихся деятелей искусства Туркменистана: художникa Дурды Байрамовa (1938–2014) и композиторa Нуры Халмамедова (1938–1983). 

Дурды Байрамов с женой Гозель

Их судьбы во многом схожи: оба рано потеряли родителей, воспитывались в детских домах и выбрали своим призванием искусство. Они были близкими друзьями, коллегами по творчеству и разделяли эстетические взгляды друг друга.
Фонд организовывает конкурсы и помогает выявлять молодые таланты. К примеру, в 2017 в Академии искусств Туркменистана был организован конкурс, посвящённый памяти Дурды Байрамова, в котором участвовало более 250 студентов. 
Это было очень знаменательное мероприятие – Мастер, написавший за свою жизнь несколько сот портретов современников, сам стал героем полотен начинающих художников. 
В рамках 10-ого Конгресса Международного совета по изучению Центральной и Восточной Европы (ICCEES), проходившего в августе 2021 г. в формате онлайн в монреальском университете Конкордия, Посольством Туркменистана в США совместно с «Художественным фондом Дурды Байрамова» была организована презентация творческой деятельности известного туркменского художника Дурды Байрамова, приуроченная к 30-летию Независимости Туркменистана. 
Были показаны работы художника, посвящённые искусству, культуре и традициям туркменского народа.

Дурды Байрамов в мастерской

Сегодня международные культурные сообщества проявляют большой интерес к деятельности и миссии Фонда и Музея Дурды Байрамова, как к некоммерческим воспитательным и просветительским организациям. 
Российский портал «Часкор» опубликовал большое интервью с Кейик Байрамовой, где она говорит: «Следуя за Дурды Байрамовым, мы стремимся внести собственный вклад в художественное образование и культуру восприятия искусства. Наши образовательные программы, выставки, издательская деятельность – это лишь небольшие элементы того фундамента, на котором строится современное творческое и успешное поколение».
«Дурды был добр и бескорыстен, – вспоминает жена художника Гозель, – туркменскому музею изобразительных искусств он передал в дар 150 своих картин, что вызвало у его коллег по цеху волну недоумения и удивления». 
«Его талант – светлый, добрый, умный, впитавший в себя национальные традиции и русскую, европейскую культуру, принадлежит туркменскому народу. Но не только ему, а всем людям, разным народам. Потому что живое и высокое, очень человечное искусство Мастера, каким является Дурды, понятно и дорого и обыкновенному зрителю, и искушенному профессионалу, где бы они ни жили», – так высоко отзывался о Дурды Байрамове выдающийся туркменский художник, академик Иззат Клычев. 
В 2023 году, защитив докторскую диссертацию, Кейик Байрамова получила высшую учёную степень доктора философских наук, а недавно была удостоена почётной награды – памятного значка королевы Елизаветы II за вклад Фонда Дурды Байрамова в искусство и культуру. 
Вызывает искреннее восхищение неутомимая деятельность этой молодой женщины, которая чтя светлую память отца художника Дурды Байрамова, популяризирует его творчество, его богатое художественное наследие во всем мире.

Юбилейная выставка в Ашхабаде в честь 75-летия художника. Дурды Байрамов с дочерьми Кейик (слева), Бахар, Джамал и Сульгун

***

Творческую судьбу Дурды Байрамова можно с полным правом назвать счастливой. В ней было всё: самозабвенный, неутомимый труд, нескончаемая, вдохновенная учеба, непрерывный поиск совершенства, общение с близкими и дорогими сердцу людьми, друзьями и признание, признание таланта не только у себя на Родине, но и далеко за её пределами. И это не удивительно. Магической радостью веет от картин, пропитанных солнечным светом его доброй души, неиссякаемой энергии, безмерной любви, погружающих зрителя в волшебный мир красок и образов. Его картины – это всеобъемлющая Любовь, ставшая зримой. 
Испытавший на заре жизни немало трудностей, он, как никто другой, ценил дружбу, взаимопонимание, зрительское внимание, искренне радовался успеху коллег. 
Художник говорил дочерям: 
«Умейте видеть красоту во всём, не ленитесь радоваться всему интересному и хорошему, что дарит вам каждый миг. Умейте планировать свой день, и ваша жизнь наполнится смыслом». 
Он так и жил, видя красоту во всём – в родной природе, весенних цветах и человеческих лицах. 
Его искусство, преодолевая меняющийся мир, продолжает жить и радовать, утверждая величие любви. Ибо искусство – это всегда любовь, а над истинной любовью, как говорится, время не властно.

Автопортрет. Портрет. Масло. Холст. 65х65.5. 2003. Фонд и Музей имени Дурды Байрамова

P.S. Автор выражает огромную благодарность супруге Дурды Байрамова Гозель, его дочерям Кейик Байрамовой, Бахар Байрамовой за предоставленные материалы и фотографии.

 

Фото из архива семьи Дурды Байрамова и из открытых источников.

5
1
Средняя оценка: 3.075
Проголосовало: 80