«Надо взрываться смыслом и делом…»
«Надо взрываться смыслом и делом…»
Владимир ФАДЕЕВ. «В России женщины святые». Книга лирики. – М.: «У Никитских ворот», 2023.
Сегодняшняя жизнь изменилась настолько, что человеку, особенно молодому, порой трудно найти в ней надёжные ориентиры. Традиционные представления утрачивают свою однозначность и незыблемость, оказываясь подменёнными странным «новоделом», вызывающим у человека классической культуры неловкость и отторжение. Отношения людей между собой становятся всё более отчуждёнными, а бытийные смыслы, освящённые многовековым опытом, объявляются смешными фикциями. Что с этим делать? С одной стороны – жизнь не может не меняться, и было бы глупо противостоять естественному течению дел; с другой – ощущение какой-то глубинной неправды, вторгшейся в наше бытие, сегодня не оставляет многих. Если искать ответ у разума, то он всегда сможет предложить убедительные схемы, всё объясняющие, но не удовлетворяющие здоровое нравственное чувство. И здесь, как и во все времена, на помощь приходит поэзия. Поэтическое слово, рождённое интуицией и чутким отношением к миру, зачастую даёт нам ответы на вопросы, которые ставит жизнь. Эти ответы нужно услышать и понять, и тогда есть шанс обрести осмысленное и духовно наполненное бытие.
Стихи московского поэта Владимира Фадеева давно полюбились читателю. Они обладают качествами, делающими их в лучшем смысле слова универсальными. Классическая простота и музыкальность языка, здоровая экспрессия, традиционность миропредставления, задушевность интонации – и в то же время дерзкий фонетический эксперимент, смелая мысль, новый яркий образ. Владимир Фадеев – современный русский поэт, говорящий со своим читателем в системе координат сегодняшнего дня, и потому встречающий ответное душевное движение и живой отклик. Каждое его стихотворение – это лирическое откровение, несущее важное послание к читателю.
Новая книга Владимира Фадеева самим своим названием – «В России женщины святые» – говорит о её содержательной и смысловой направленности. Темой отношения к женщине определяется главная суть книги, но не ограничивается ей. Погружённая в плотный жизненный контекст, эта тема проявляется и раскрывается поэтом разносторонне и обнаруживает своё неисчерпаемое богатство.
…В России есть на что молиться,
И песни петь, и жизнь отдать.
Простые и… святые лица,
Сестра, жена, Россия, мать…
Какие б вечные идеи
Ни освящали тьму времён,
В России женщины святее
И всех идей, и всех икон…
(«В руке – подсвечники витые…»)
Сегодняшняя жизнь пронизана культом материального, равнодушием и скепсисом к вечным вопросам бытия. Возможно, здесь проявилась усталость человека после чрезвычайного напряжения душевных сил, характерного для ушедшего XX века; возможно, сказалось воздействие злонамеренных внешних факторов, о которых уже много сказано. А скорее всего – как всегда и бывает: сочетание множества объективных и субъективных причин сделало жизнь жёстче, равнодушнее, отчужденнее. Лирический герой Владимира Фадеева стремится преодолеть отчуждённость внешнего мира, пронзительным поэтическим словом пробиваясь к огрубевшим и закосневшим чувствам современного человека. Это нелегко и требует высокой концентрации душевных сил и эмоций.
***
Города серый металл
Шрамами улиц изрыт.
Я бы ему прочитал
Стихотворенье навзрыд.
Я бы ему прописал
Сто утоляющих строк,
Чтоб он спешить перестал
Под миллионами ног.
Чтоб миллионы машин
Замерли, бросив вражду,
Чтоб перестали спешить
Люди, которых не ждут…
Тема экзистенциального одиночества, у многих авторов порождающая утомительное многословие, у Владимира Фадеева остро и чувствительно выражена в двух строках: «Чтоб перестали спешить / Люди, которых не ждут…». И завершается стихотворение ёмким обобщением, возвращающим к главной теме.
…Чтоб из бетонной горсти
Выпустить тишину,
В город тебя привести
Одну.
Ритмический сбой, содержащийся в последней строке, несёт большую смысловую нагрузку, символизируя конечную точку эмоционального цикла. Так формируется и завершается концептуальная структура лирического стихотворения, становление художественного произведения.
Лирический герой Владимира Фадеева – тонко чувствующий человек, но эта чувствительность не противоречит его активной жизненной позиции. Он сознаёт, что жизнь требует постоянных усилий для обновления внешних форм своего вечного смысла. Чтобы избежать застоя и разложения, необходимо ставить перед собой новые цели, увлекая за собой других людей.
***
Надо взрываться ежесекундно,
Чтоб не зачахнуть в покое простудном,
Чтобы дороге – трудной из трудных –
Вдруг не закончиться гимном занудным
На сытом застолье плутов и блудней.
<…>
Надо взрываться смыслом и делом,
Смехом и гневом, завистью белой,
Чтобы любить – не случайно и вкратце –
Нежностью тоже надо взрываться,
Самой неслышимой, самой несмелой…
Стихотворение завершается интонационным многоточием, символизирующим бесконечную неисчерпаемость темы. И читатель чувствует, как переполняет поэта стремление сделать жизнь лучше, добрее и осмысленнее.
Сразу вслед за столь энергичной жизненной декларацией следует уединённое лирическое признание, в котором лирический герой поэта обнаруживает способность к тонкому чувству, романтичному мироощущению и изящному слову. И здесь читателя ждут новые открытия.
***
Ты слишком хороша и высока,
А у меня с далёких детских лет
Тянуться вверх привычки нет –
Я на дожди меняю облака,
На полумрак и тень меняю свет,
На шутку – искренний ответ.
Я из земли не рвусь на облака,
Наоборот – я дождь пока…
Философская нота, изящно вплетённая в лирическое откровение, приближает стихотворение к лучшим образцам русской философской лирики. Не будем проводить параллели, просто отметим этот факт, который убедительно подтверждается этим восемью стихотворными строками. Существует представление, что именно в лирике масштаб дарования поэта проявляется наиболее убедительно. Найти в вечной теме собственные неповторимые интонации – для этого требуется не только талант, но и душевная зрелость, нравственная цельность и прочная мировоззренческая основа. Если автору это удаётся, значит, это истинный поэт, который будет убедительным и в других темах, более причастных заботам нынешнего дня.
Наверное, не будет ошибкой сказать, что истинная лирика невозможна без исповедальности. Самые сильные душевные переживания требуют собеседника, способного выслушать и разделить боль и радость, горе и счастье. Лирический поэт сам создаёт себе этого собеседника, и исповедуется перед ним во всех своих чувствах. Иногда этот собеседник – любимая женщина, иногда – условный абстрактный образ; это, в сущности, не имеет значения. Главное – то, что доверяет поэт своему собеседнику.
***
Отболело ласковое имя
В устающей нежности моей.
Давние свиданья, а над ними –
То ли Дева, то ли Водолей.
Всё одно. Одни и те же звёзды
Грех желанья отпускают нам.
Не напрасно ли я нежность роздал
Отболевшим быстро именам?
Книга «В России женщины святые» довольно большая по объёму, она содержит стихи разноплановые, различные по интонации по оттенку чувства. Но все эти стихи объединяет в целое личность поэта, цельность его мировоззрения, его душевная чуткость и нравственная стойкость. Во всех своих лирических откровениях он искренен и честен – и перед читателем, и перед самим собой. Поэт Владимир Фадеев являет собой русского человека, живущего в начале XXI века – современного, но прочно стоящего на традиционных национальных основах; с уверенностью смотрящего в будущее и с уважением – на прошлое. О делах и проблемах сегодняшнего дня поэт говорит с читателем на высоком интеллектуальном и художественном уровне, что делает его стихи важным явлением современной русской поэзии. Его новая книга является ярким явлением современного российского литературного процесса, свидетельством того, что национальная поэзия развивается и приносит достойные плоды. Сегодня, в условиях обострившегося противостояния здоровых национальных сил и прозападной либеральной экспансии, появление таких стихов имеет особое значение. Поэт Владимир Фадеев является продолжателем русской литературной традиции в современных условиях, нужно пожелать ему вдохновения и дальнейших успехов на этом пути.
В оформлении использована работа В. Латынцева.