Опять загнать за Можай?
Опять загнать за Можай?
Разговор с компетентным человеком
Беседу с Павлом Викторовичем Журавлёвым вела Татьяна Улитина.
Из официальных источников: в Госдуму поступило предложение вернуться к старому доброму советскому опыту вузов и обязать российских студентов отрабатывать три года по распределению после получения диплома.
Интернет взорвался. Дискутируют все – от администраций и профессуры институтов до родителей и будущих абитуриентов.
Такой же разброс мнений.
Инициатива выросла не на пустом месте. Её породило распоряжение Правительства о Стратегии пространственного развития Российской Федерации.
Без высококвалифицированных специалистов с высшим образованием какое развитие?
Вот как ответил на мои вопросы Павел Журавлёв, много лет занимающийся теорией и практикой управления человеческими ресурсами.
– Павел Викторович, новое – это всегда хорошо забытое старое. Вы преподавали в то время, когда не ставилось под сомнение распределение. Тридцать лет прошло. Как это видится теперь?
– Сразу скажу: очень правильное направление. Но нельзя переносить советский опыт в совершенно иную государственную структуру. Вопрос глобальный. Он возник именно потому, что сейчас намечена ревизия всего обширнейшего территориального и производственного потенциала страны. Мы, наконец, перестаём мыслись в рамках европейских регионов и продлеваем страну «от Москвы до самых до окраин». Новым обустраиваемым территориям нужны квалифицированные кадры. То есть актуальность не обсуждается. Но главный вопрос, как сделать.
Придётся окунуться в опыт советского периода.
В СССР была стройная рациональная и эффективная программа подготовки и распределения кадров. До 1995 года она реализовывалась. Будем говорить только о Российской Федерации. Даже на Дальнем Востоке готовили своих специалистов. Не могу сказать, что их хватало, но всегда шло пополнение из нескольких центров. Этому способствовало разумное территориально-экономическое разделение страны. Территории были интегрально, экономически связаны. Каждый регион имел полноценные средние, средне-профессиональные и высшие учебные заведения.
Закон об образовании 2013 года нанёс огромный ущерб подготовке кадров по всей цепочке образования. Конечно, мы не сами додумались, новые друзья из-за океана подсказали, как уничтожить образовательную систему. Исчезло территориально-экономическое разделение, которое включало начальное профессиональное образование (ПТУ), среднее специальное (техникумы) и высшее. Появилась иная градация, так называемое СПО, среднее профессиональное образование. Куда делось начальное? Пропали квалифицированные рабочие, которые пополняли техникумы и вузы через повышение квалификации и дальнейшее обучение. Нет производства – нет нужды готовить профильных инженеров, экономистов, взращивать учёных. Сломалась вся система, в том числе отпала необходимость распределения выпускников высшей школы.
– Я часто слышу Ваши комментарии на радиостанциях «Комсомольская правда» и «Спутник» именно по этим вопросам. Значит, есть спрос на дискуссию?
– Да, радио более активно, чем телевидение. Интернет ещё доступнее. И везде объясняю, что назад пути нет. Нужно выстраивать новую систему, учитывая достижения и просчёты советского периода.
Почему делаю акцент на рабочих профессиях? Ещё в семидесятые годы прошлого столетия было чётко определено: есть необходимость перевести этот контингент трудящихся на уровень высшей квалификации. Помните, были такие выражения: научно-технический прогресс, механизация, комплексная автоматизация? Исчезли вместе с ПТУ. Это было начало. Проектировалось общество потребления. Меньше знаний – меньше включённости в гражданское общество. Понятно, зачем это делалось.
Была даже дискуссия о том, что мы можем в дальнейшем применить идею Швейцарии. Государство предлагало платить каждому швейцарцу гарантированные две с половиной тысячи франков в месяц с условием, что он не будет работать. Предложение властей отклонили около семидесяти восьми процентов участников референдума. Люди сообразили, что сидеть на социалке всю жизнь – значит угробить будущие поколения. Некоторые активные граждане предлагали безработным заняться творчеством, например. Но даже знаменитые слова Маяковского о коммунистическом будущем «Землю попашет – попишет стихи» здесь не подходят. Вдохновение черпается из сопротивления жизни. Нет преодолений – нет прогресса. И зачем учиться, если потом нельзя работать?
Два поколения – и полная деградация!
Но мы в девяностых очень хотели материальных благ.
Прошли десятилетия. Сегодняшнее прозрение и возвращение к вопросу распределения дипломированных специалистов – это исторически обоснованный факт.
Не буду утомлять читателей экономическими изысками, скажу просто: из цепочки товар-деньги-товар из-за санкций так же внезапно обнаружилось, что выпало важнейшее звено – товар. Где взять деньги, если нет производства, нет того, за что нам эти деньги заплатят? Природные богатства не сработали как панацея. Возвращаемся теперь к прежней задаче – удовлетворять собственные нужды на собственной научно-технической платформе.
Отсюда очень верное направление по развитию территорий страны.
Основа основ, как известно, – образование и наука.
Ещё в 1999-м году я с ректором РЭА им. Г. В. Плеханова Виталием Ивановичем Видяпиным составлял письмо Борису Николаевичу Ельцину о вреде Болонской системы. Мы доказывали, что это разрушение интеллекта, духовности.
Что нам сказали? «Выполняйте распоряжение Минвуза».
В результате мы перегрузили студентов, включив в расписание пятьдесят шесть предметов вместо прежних тридцати четырёх (подстраивались под европейский стандарт). Производственную практику четвёртого курса плюс преддипломную заменили на бесчисленное количество англоязычных так называемых хард скилз (hard skills) и софт скилз (soft skills). А что такое скилз? Это всего-навсего навык. То есть будущий специалист отрабатывает навыки, как при езде на велосипеде. Никакого творчества, всё по инструкции, поверхностно, галопом. Исчезло базовое образование первых полутора – двух курсов, когда студенты изучали не только «Капитал» Маркса и Адама Смита, но и наших выдающихся учёных-мыслителей, таких как Андрей Колмогоров, автор новаторских работ по философии, истории, методологии и преподаванию математики.
Наши выпускники понимали соотношение экономики и политики. Когда сформировалось мировоззрение, им давались профессиональные науки. Ум был подготовлен к анализу. Была база. И работало триединство: понять, осознать и применить, известный постулат, двигатель прогресса личности. А тут вдруг решили базу многотысячелетнего человеческого опыта выбросить. Студент приобретает элементарный навык, но не может объяснить, почему он так делает. Какой это специалист для улучшения производства?
Теперь придётся провести огромную работу, чтобы выяснить, каким регионам и каких специалистов нужно готовить. Необходимо учесть демографию, экономику, политику, этнографию и много других составляющих, а уже потом внедрять распределение. Иначе опять через какой-то период времени будем разводить руками: поддались на конъюнктурные соображения.
– С чего, по-Вашему, нужно начинать?
– Прежде всего, наладить соотношение между видами профессионального образования – начального профессионального (раньше ПТУ), среднего специального (техникумы, теперь колледжи) и высшего. Исходя из направлений, давать молодёжи фундаментальные науки, которые соответствуют их будущей профессии.
Полтора курса, не менее, должна быть философия. Как можно говорить о менеджменте (об управлении!), когда ты не знаешь, что количество переходит в качество, что существует единство и борьба противоположностей, всё развивается по спирали, которая может раскручиваться как вверх, так и вниз. Эти законы в управлении всегда связаны с людьми. Механистическое управление может, конечно, быть, когда вместо людей на должностях будут боты, виртуальные роботы или искусственный интеллект. Мы этого хотим?
Пример сегодняшнего дня. Даю простенькую задачу. Один студент с возмущением на всю аудиторию восклицает: «Интернет говорит, что нет решения!» Успокаиваю: «Включи мозги. Тут нужен иной подход». Спор до психоза, и аргумент «железный» – интернет всегда прав!
Дал это задание на дом. Многие согласились, что задача простая, но требующая сообразительности, творчества.
Ограниченность губит. До 1978 года человечество по всему миру – от Кении и Бразилии до Нидерландов и Японии – становилось все умнее со скоростью плюс 0,3 пункта IQ в год. Эта тенденция получила название «эффект Флинна» в честь новозеландского психолога, который впервые обратил на неё внимание.
Но к 2004 году рост остановился, а затем средние показатели IQ стали падать такими темпами, что за следующие сто лет мы рискуем потерять 10 из 13.8 пунктов, накопленных c 1932 года. С тем, что «обратный эффект Флинна» налицо, согласны многие эксперты, нет лишь единого мнения о его причинах.
Самое логичное объяснение: интернет освободил нас от необходимости запоминать и извлекать из памяти большие объемы информации. И сделал глупее? Не совсем. Возможно, с задачами, которые были актуальны в прошлом веке, мы справляемся чуть хуже, зато в работе с цифровыми данными могли бы дать фору предыдущим поколениям. Умение быстро нагуглить нужное – это ведь тоже своего рода интеллект.
– Вернёмся к распределению. Захотят ли выпускники ехать за тридевять земель, особенно из больших городов?
– Вы делаете ту же ошибку, что все противники распределения. Почему нужно загонять молодёжь за Можай? Во-первых, в каждом регионе есть необходимость в специалистах. В том числе и в городах. Во-вторых, сейчас у нас, как и во всём мире, люди всё больше стремятся жить в тихих местах, в индивидуальных домах. Новые осваиваемые территории обустраиваются так, чтобы в любом регионе, в посёлке, в животноводческой конгломерации присутствовала цивилизация. Это и есть правительственное задание администрациям и всем управленческим структурам. Образовательным в первую очередь.
Ещё один аргумент. Молодёжи свойственна тяга к новым впечатлениям, новому направлению жизни. Многие, я убеждён, захотят строить свою карьеру в таких великолепных местах, как Дальний Восток, Приамурье, остров Русский, Хабаровск. Молодому человеку важна перспектива, творческая самостоятельность. Три года не просто послужить стране, но и приобрести опыт, сформироваться как специалист – это нормальное начало вхождения в профессию.
Торопиться не нужно. Есть время учесть все нюансы, провести исследования, куда люди согласны ехать жить и учиться. Новые вузы будем создавать на осваиваемых территориях.
У нас тринадцать городов-миллионников. В них живёт более сорока процентов населения. Почему они всё ещё притягательны? Понятно: там есть работа, больше платят, интереснее досуг. Можно взять опыт Европы и сделать мини-города эдакими шедеврами коммунальных удобств, архитектуры, культуры, образования. Всё следует посчитать и предугадать. Молодым людям во всех отношениях будут полезны три года первоначального опыта. За это время человек определится в профессии, поймёт, правильный ли сделан выбор. Важный момент!
– Со всех сторон слышится предупреждение, что государственные вузы с обязательным распределением опустеют, абитуриенты хлынут в коммерческие заведения. Это реальная ситуация, не так ли?
– Ещё одно неверное суждение. Начну с того, что далеко не у всех есть возможность оплатить обучение. Слышны предложения и коммерческим вузам поддержать такое государственно важное дело. Это справедливо и полезно.
Не каждый вуз должен в обязательном порядке войти в программу распределения. По опросам своих студентов я убедился, что многие не против по окончании института гарантированно получить работу. В мегаполисах становится трудно устроиться по специальности. Сейчас цепляться за Москву, например, не будут. Есть нормальная работа через интернет.
Следующее условие, как мне кажется, – выпускник должен дать согласие на распределение. А задача принимающей организации сделать так, чтобы специалист был полезен и доволен заработком.
Такое замечание. Молодёжи нужны не столько зрелища, сколько участие. То есть спортивные комплексы, клубы по интересам.
Анализ ситуации уже ведётся. Мы посчитали, какая зарплата может дать выпускнику вуза реальную возможность жить спокойно и делать карьеру. Сегодня минимум оказался на уровне семидесяти тысяч рублей в месяц. Плюс к этому социальные льготы и обеспеченность жильём. Иначе на самом деле дипломированные специалисты начнут сбегать в другие профессии, даже неквалифицированные, что мы сейчас имеем в полном объёме.