Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова

Выпуск №124. Западу время кусать локти 

Массовая закупка рядом стран НАТО танков «Леопард 2» на фоне горящих синим пламенем их ближайших родственников на Украине выглядит, мягко говоря, не самой умной затеей и отражает тот военно-стратегический тупик, в котором сегодня находится весь Запад в связи с провальным для него ходом украинской войны.

Каких только чудес на свете не бывает! В натовской Европе настоящий бум закупок танков «Леопард 2А8» – ближайшего родственника тех драных немецких «кошек», стаю которых на Украине русская армия уполовинила за считанные дни. 

«Вопрос: Как Вы в целом сейчас оцениваете ход специальной операции на этот момент и какая там обстановка с учётом контрнаступления?
В.Путин: Я уже говорил, это хорошо известно: вооружённые силы Украины начали его [контрнаступление] 4 июня, используя стратегические резервы. Как ни странно, на данный момент времени наблюдаем определённое затишье. Связано это с тем, что противник несёт серьёзные потери – и в личном составе, и в технике. На вчерашний вечер, точнее, на сегодняшнюю ночь, – я уже не говорю о потерях личного состава, они очень значительными являются, – наши мужики «наколотили» 245 танков противника и примерно 678 бронемашин разного типа.
И, судя по всему, противник занимается тем, что сейчас комбинирует из бригад, которые понесли серьёзные потери, новые подразделения, занимается восстановлением боеспособности. Но, конечно, опасается таких же масштабных потерь в будущем, потому что это может привести не только к утрате боеспособности – точнее, не только к утрате наступательного потенциала, но и к утрате боеспособности армии в целом. Есть над чем подумать.
Но на сегодняшний день мы видим, что этот наступательный потенциал пока не исчерпан, есть и резервы, которые противник думает, где и как вводить.
Сейчас я только что говорил и хочу ещё раз повторить: благодаря мужеству и героизму наших бойцов, готовности командиров к отражению любых агрессивных действий в отношении России, мне кажется, шансов у противника нет. Они это понимают, поэтому и встали сейчас, хотя отдельные элементы боевых действий, конечно, имеют место – обстрелы, разведки боем, но, повторяю ещё раз, пока активных наступательных действий не проводится.
Вопрос: А цифры «намолоченной» западной техники тоже растут?
В.Путин: Да, они, конечно, растут. Вопрос – сколько. Надо просто посмотреть эти цифры. Всего на сегодняшнюю ночь было 245 танков и, как я сказал, 678 бронемашин разного типа. Конечно, там есть и «Леопарды», есть и французская колёсная бронетехника, американские бронемашины – всё есть. Горят за милую душу». 

Ну а теперь от скорбных для наших врагов украинских дел, перейдем к тому, как они на это реагируют. Тем более, что реагируют весьма своеобразно. 

«Норвегия станет первым формальным иностранным заказчиком танка новой модификации Leopard 2A8. Германская компания Krauss-Maffei Wegmann (KMW)  сообщила, что достигла соглашения с норвежским оборонным закупочным ведомством на поставку норвежской армии 54 новых танков Leopard 2, применительно к модификации Leopard 2A8. 
Кроме того, германское федеральное оборонное закупочное ведомство выдало KMW первый рамочный контракт на закупку для германской армии 123 танков той же модификации Leopard 2A8. Твердая часть этого контракта предусматривает разработку и поставку 18 танков новой модификации Leopard 2A8 для армии Германии, предназначенных для замены переданных Украине из наличия бундесвера 18 танков Leopard 2A6. Опцион к контракту предусматривает поставку Бундесверу затем еще 105 танков Leopard 2A8. 
Кроме того, в мае 2023 года правительство Чехии решило провести переговоры о присоединении в виде совместной программы к планируемой Германией закупке новых танков Leopard 2A8. Всего Чехия намерена приобрести около 70 этих танков с их поставкой к концу десятилетия».

Казалось бы, в такой, мягко говоря, неоднозначной ситуации, заинтересованным лицам и организациям на Западе самое время задуматься о том, на что они собираются потратить несметные бюджетные миллиарды? Но мы не настолько наивны, чтобы не понимать, что здесь работает совершенно другая логика. В рамках которой военно-стратегическая целесообразность играет далеко не главную роль. А главное в данном случае то, что из казны государства, причем сразу даже из нескольких государств, под предлогом «русской угрозы» удалось выкачать прорву денег. И эти деньги нужно, во что бы то ни стало, освоить, попутно рассовав немалую их часть по личным карманам. Вот и вся логика. 

Более внимательное изучение вопроса еще больше убеждает в том, что нынешний танковый ажиотаж имеет в основном меркантильную природу. И действительно, так называемая «новая модификация» танка «Леопард 2 А8» создана путем не столько серьезной модернизации, сколько простого переименования А7 в А8 и по мотивам предыдущей серийной модели «Леопард 2А6», которая сейчас чрезвычайно успешно горит на Украине. 

В рекламных проспектах внесенные конструктивные изменения расписаны, естественно, самым мажорным образом. Но, во-первых, и прежние «Леопарды2А6» тоже отнюдь не из фанеры сделаны. И, во-вторых, ну что с рекламы возьмешь – она ведь всегда всё превозносит до небес. 

«При сохранении 120-мм/55 танковой пушки Rheinmetall Rh 120 L55A1, танк Leopard 2A8 должен иметь улучшенную броневую защиту с использованием разнесенной композитной многослойной брони третьего поколения по всей конструкции. Заявлено, что эта инновационная броня включает в себя высокотвердую броневую сталь, вольфрам, пластиковый наполнитель и керамические компоненты. Усилены также противоминная защита корпуса и защита крыши корпуса и особенно башни от кассетных боеприпасов.

Танк Leopard 2A8 должен иметь «существенно модернизированные оптоэлектронику и ветронику», в частности, объединение видео– и инфракрасных каналов, доступных для всего экипажа, модернизированную систему управления огнем, введение системы кругового обзора и улучшенные средства связи и сетевые возможности. По ряду источников, танк будет оснащен модифицированным двигателем, мощность которого увеличена с 1500 до 1600 л.с. На танке также будет установлена вспомогательная силовая установка увеличенной мощности 20 КВт (вместо 17 КВт на Leopard 2A7V). 
Главной особенностью Leopard 2A8 станет штатная интеграция на него комплекса активной защиты EuroTrophy на основе комплекса Trophy израильской компании Rafael Advanced Defense Systems».

В общем если перевести всю эту рекламную фанаберию на нормальный человеческий язык, то в «сухом остатке» получим, примерно, следующее.
Танк примерно такой же, какой был и раньше. Пушка та же, незначительное форсирование двигателя погоды не делает. Предваряя восторги нынешних айфонизированных «экспертов», скажу также, что электронная начинка А8, во-первых, тоже не новость, она и раньше имела место быть. И, во-вторых, и в-главных, это все никак не относится к огневой мощи и защищенности машины, но только к её, так сказать, информированности на поле боя. 

Тоже, конечно, фактор немаловажный. Но отнюдь не делающий эту модификацию каким-то революционным достижением. То есть гореть она будет ничуть не хуже шестой модели. 

Тем более что «Леопарды» любой модификации, когда они пытаются наступать в чистом поле, а их противник ведет огонь по пристрелянным рубежам из замаскированных укрытий, уязвимы чуть больше, чем полностью. Потому и горят исправно, даже не доехав до этапа развертывания в ротные и взводные колонны.
Что же касается пресловутого комплекса активной защиты (КАЗ) «Трофи», закупленного для модели А8 в Израиле за неимением собственного аналога, то вопрос о его боевой эффективности и безопасности, как минимум, дискуссионный. Эпизодов его применения в реальном бою раз-два и обчелся. Да и те явно ошкурены рекламой до полной неузнаваемости. Но даже после обработки, выплывают такие факты, как способность этого КАЗ поражать находящиеся по соседству собственные бронетранспортеры, принимая их огонь за вражеский! И одновременно неспособность перехватывать артиллерийские противотанковые снаряды, летящие со скорость 1500-1700 м\сек. То есть как раз такие, которыми вооружена российская армия. 

«Основной калибр пушки всех российских танков составляет 125-мм, соответственно и снаряды для них производятся именно этого калибра. Основным из них по настоящее время является снаряд «Манго», который был принят на вооружение в 1988 году. Его масса составляет 4,85 килограмм, внутри стального корпуса — вольфрамовый наконечник. При начальной скорости снаряда в 1700 м/с он способен на расстоянии в 2 километра пробить до 500 мм гомогенной брони при прямом попадании. Танкисты о снаряде «Манго» отзываются весьма положительно, ещё больше хвалят модернизированный «Манго-М». Знакомы они и со снарядом «Свинец», характеристики которого примерно равны предыдущему боеприпасу. И те, и другие успешно применяются в ходе специальной военной операции».  

ЗБМ60 «Свинец-2» справа. ЗБМ42 «Манго» в центре 

И это уже не говоря о том, что любой комплекс активной защиты крайне опасен для собственной пехоты, поскольку создаваемый им рой осколков при отражении вражеского снаряда неминуемо убьет всех, кто находится поблизости на открытой местности. Это, кстати, одна из главных причин, по которой аналогичные КАЗы не очень-то спешат ставить на серийные российские танки. 

Остается подвести краткие итоги. Поспешные серийные закупки танков «Леопард 2А8» рядом натовских стран проводятся без малейшего учета, а точнее при полном игнорировании крайне негативного опыта применения практически аналогичного типа танка на Украине. Более того, на Западе не сделали никаких концептуальных выводов из тактики и стратегии реального использования танковых войск в формате первой современной европейской войны XXI века. Провальное танковое наступление «ВСУ», проведенное фактически по лекалам Второй мировой войны, подтвердило его несоответствие современным условиям. Такие фронтальные атаки в условиях чрезвычайной насыщенности противостоящих войск противотанковым вооружением, неизбежно ведут к массовому уничтожению наступающей бронетехники.

Таким образом, можно констатировать, что Запад продолжает идти по самому простому линейному пути наращивания своих бронетанковых вооружений с внесением в них минимальных конструктивных изменений. И пока никак не реагирует на принципиально новую ситуацию, возникшую на поле боя современной войны. Да и как ему на это реагировать, если научная и инженерная мысль данного профиля, вместе с соответствующими конструкторскими бюро и производственными площадками приказали долго жить еще в прошлом веке. А того, что осталось, едва хватает на совмещение немецкой танковой башни с израильским комплексом её защиты. 
В принципе, нас это вполне устраивает. Тем более что именно Российская армия сегодня находится, образно говоря, на первой парте в школе изучения самого передового военного опыта, тогда как наши западные оппоненты остаются в этой школе малоуспешными заочниками. Да за такую учебу приходится платить немалую цену. Но это все равно лучше, что пребывать в блаженном неведении, а потом попасть, как кур в ощип. 

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 93