Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова

Выпуск №129. Красиво разводя волну 

Печальная для нынешней Америки история оказавшихся ненужными флоту так называемых «литоральных», то есть прибрежных военных кораблей, красноречиво иллюстрирует два основных дефекта нынешних США. Обилие «дурных денег», цены которым эта зажравшаяся нация просто не знает, при крайнем дефиците интеллектуальных возможностей местной «элиты», не позволяющих адекватно оценивать современный мир и не дающих шансов использовать эти деньги сколько-нибудь осмысленно.

По случаю весьма неказистого для США развития события на Украине, в Америке усиливается тяга к переосмыслению мироздания в части, касающейся американских военно-силовых возможностей. Вот что заявил на днях Конгрессмен США Дэниэл МакАдамс:

  

А теперь расскажем вам одну занимательную историю на эту злободневную тему. И, разумеется, как положено, с прологом и эпилогом. 

Впервые в истории американский военный корабль был введен в строй не в США, а в далекой Австралии. Прибрежный, он же «литоральный» по-ихнему, боевой корабль ВМС США USS Canberra был принят в ряды ВМС США в австралийском Сиднее. Об этом нестандартном событии сообщил министр обороны Австралии Ричард Марлз.

«Глава местного оборонного ведомства подчеркнул, что USS Canberra стал «первым в истории Военно-морского флота Соединенных Штатов американским военным кораблем, спроектированным и введенным в эксплуатацию в Австралии», что свидетельствует о глубокой интеграции и сотрудничестве Канберры и Вашингтона. «Сегодняшняя церемония отражает давнюю дружбу и союзничество между Австралией и США, а также нашу общую приверженность поддержанию порядка, основанного на правилах», – указал Марлз в заявлении, распространенном Министерством обороны страны». 

Для начала кое-что уточним. К Австралии этот корабль имеет отношение лишь в силу своего названия «Канберра» и того, что фирма, которая его спроектировала, действительно имеет австралийское происхождение. 
Однако сам корабль, как и вся эта серия, проектировался и строился в городе Мобил, США. Таким образом, насчет «спроектирован в Австралии», мягко говоря, неправда. 

Но и это еще не самое «веселое». Дело в том, что символом «глубокой интеграции давней дружбы и союзничества между Австралией и США, а также их общей приверженности поддержанию порядка, основанного на правилах», стала, по иронии судьбы, боевая единица из печально знаменитой серии так называемых «литоральных» кораблей, которые, согласно американской стратегии начала нулевых годов, строились для боевых действий вблизи побережья противника.
Эта стратегия была основана на высокомерном американском убеждении, что «конец истории» уже состоялся и всех своих основных противников Америка уже благополучно одолела. И все, что ей осталось в военной сфере, это гонять «бармалеев» по дальним барханам. Для чего следовало подплывать прямо к беззащитным берегам этих недоразвитых стран и поливать их огнем прямо с корабельных палуб.

Однако довольно скоро выяснилось, что с концом света, пардон, истории англосаксы слегка поторопились. А Человечество, не обращая внимания на их завиральные теории, продолжало двигаться вперед. И по ходу этого движения вдруг выяснилось, что одними «бармалеями» военно-стратегические проблемы Америки и всего Запада отнюдь не ограничиваются. А беззащитные берега некогда диких пустынь ощетинились самыми современными противокорабельными ракетными комплексами и прочей крайне неприятной для американских «прибрежных» кораблей техникой. 

В итоге несостоявшимся американским Нельсонам пришлось крепко задуматься насчет того, что за стратегия у них такая диковинная, которая заставляет их строить корабли, гарантированно «утопляемые» противником при малейшей попытке приблизиться к берегу. И вообще, зачем нужны такие дорогостоящие и ни на что больше не годные утопленники. 

А влетел этот военно-морской «конец истории» США в очень круглую сумму. Каждый кораблик с весьма сомнительными боевыми качествами обошелся американской казне в почти миллиард долларов, а строили их десятками. 
Но, в конечном счете, суровая действительность реального мира превозмогла даже не знающую пределов алчность военно-промышленных магнатов. 

  

Характерным эпизодом этого запоздалого просветления заокеанских мозгов стал обмен мнениями высокого уровня между американскими законодателями, которые были сильно удивлены намерением адмиралов списать только что построенные корабли, и командованием флота, которое просто устало искать посильную работу для этих малоприспособленных к реальной войне плохо вооруженных недофрегатов. 

Запрос сенатора Джерри Морана (R-KS) о разъяснении того, почему ВМС планируют вывести из эксплуатации LCS класса Freedom:

«Насколько я понимаю, [USS Wichita, LCS-13] будет выведен из эксплуатации, или, по крайней мере, [это] предполагается, и я также понимаю, что это относится к девяти прибрежным боевым кораблям класса Freedom, предположительно, из-за механических проблем», – сказал Моран. Тот факт, что USS Wichita был введен в состав флота «всего несколько лет назад», а теперь, «несколько лет спустя, мы выводим его из эксплуатации… меня беспокоит».

Моран задался вопросом, можно ли найти «другое применение» кораблям, учитывая ту роль, которую LCS класса Freedom сыграли в борьбе с контрабандой наркотиков. 
В свою очередь адмиралы, некогда хором прославлявшие прибрежные корабли, как новейшее достижение американского военно-технического гения, принялись убеждать конгресс, что это разорительная обуза для ВМС США, от которой следует как можно скорее избавиться. 

«Годовая эксплуатация каждого корабля стоит почти столько же, сколько намного более мощного эсминца типа «Арли Берк». Defense News утверждает, что это может достигать 70 миллионов долларов в год. Более того, без возможности развертывания противолодочных средств, с другими пакетами боевых миссий в подвешенном состоянии и с учетом отсутствия возможностей в других основных областях боевого применения, LCS класса Freedom характеризуются ограниченной военной ценностью по сравнению с высокими затратами на их эксплуатацию.
Ограниченное использование кораблей в бою в сочетании с их высокими эксплуатационными расходами и историей механических отказов, вероятно, отпугнет большинство потенциальных покупателей от их приобретения. Таким образом, поиск покупателя не является предопределенным результатом. А передача этих кораблей в рамках пакета безвозмездной военной помощи может оказаться для них единственным способом не сгнить среди законсервированного флота или оказаться в куче металлолома».

Результатом этих бурных дебатов стало решение Пентагона приступить к массовому списанию кораблей, прикольная биография которых, в смысле практически постоянного нахождения на приколе, оказалась явно несовместимой с бесцельностью их крайне дорогостоящего существования. 

  

По иронии судьбы литоральные корабли отстаиваются в военной гавани Сан-Диего, как раз там, где «на их глазах» сгорел универсальный десантный корабль УДК USS Bonhomme Richard, предвещая тем самым их собственное невеселое будущее

В список на утилизацию попали литоральные боевые корабли типа Freedom – Fort Worth (вошел в состав флота в 2012 году), Detroit (в 2016 году) и Little Rock (в 2017 году). Все они сталкивались с однотипными поломками энергетической установки прямо в море, которые не позволяли дальше продолжать самостоятельное движение. Крест на этих кораблях поставила последняя поломка Detroit, двигатели которого перестали проявлять признаки жизни рядом с берегами Южной Америки в октябре 2020 года и судно пришлось возвращать в базу на буксире. 
Эта же участь уготована и кораблю Coronado другого типа – Independence. В августе 2016 года из-за остановки двигателя он был притянут на Гавайи из центральной части Тихого океана. В море он затем почти не выходил. Эксперты считают, что с выводом из состава флота этих четырех боевых единиц программа кораблей этого класса может быть свернута. Возиться с исправлением дефектов выходит слишком дорого даже для флота США. К тому же большую часть бюджета американских военно-морских сил забирает разработка и строительство ракетных фрегатов.
Таким образом, возвращаясь к нынешней австралийской презентации, можно констатировать, что американо-австралийское «братство по оружию», планируется укреплять с помощью весьма экзотических плавсредств, которые в самих США уже официально считаются практически безнадежными и подлежащими массовому списанию. Ничего более уместного, в качестве фундамента для заведомо гнилого и бесперспективного западного «порядка, основанного на правилах», даже представить себе невозможно. 

5
1
Средняя оценка: 2.75
Проголосовало: 28