Ольга Лаптева. Главное в жизни – интерес к делу и его необходимость
Ольга Лаптева. Главное в жизни – интерес к делу и его необходимость
Есть люди, которые, появившись где-то впервые, сразу же вписываются в незнакомую среду и становятся в ней своими. Ольга – из их числа. В кинематограф её привела любовь к изобразительному искусству, музыке, литературе. Что вполне естественно: ведь он объединяет все искусства, а значит, в нём можно сполна реализоваться, посвящая своё творчество раскрытию других, интересных тебе людей.
На официальных встречах Ольгу представляют как режиссёра, продюсера, сценариста, PR-директора более 300 театральных и кинопроектов, члена Союза журналистов России и Международного Союза журналистов, писателя.
Беседу с Ольгой Лаптевой ведёт писатель, публицист Людмила Обуховская.
– Ольга, вы ведь не сразу пришли в кино, почему?
– Судьба так распорядилась. Сначала я поступила в МГПУ на факультет психологии и окончила два курса за год. А параллельно училась на факультете социологии. Но ни тот, ни другой не окончила. Оказалось, я уже знаю то, что нам преподавали. Заскучала. Окончила юридический институт и академию. Работать не стала – не усидчива. Главное для меня в жизни – интерес к делу, которым занимаюсь и необходимость этого для меня и других.
– О чём книги?
– Тринадцать – о еде. Серия «Вкусно». Два путеводителя – по Израилю и Греции. Монография «Эволюция органического мира в палеозое и мезозое», где рассказывается про камень, который я нашла в Чекарде Пермского края, официально названный моим именем Паракаламитина Лаптевой (Paracalamitina laptevae). Учёные определили, что ему 280 миллионов лет, и найден он впервые. Совершенно случайно нашла его я, а не геологи, с которыми поехала в это курганное местечко во время журналистской командировки в Пермь.
– Журналистика вас не захватила, в отличие от одной из героинь фильма «У озера»?
– Меня захватывает всё, чем занимаюсь. Я очень люблю состояние праздника. Умею его придумать и организовать. Мне кажется, это мой основной талант. Одно время работала в Центральном Доме литераторов. Наладила там проведение творческих вечеров, кинофестивалей и кинопоказов. Когда поняла, что всё освоено, меня пригласили в кинокомпанию «Фин-арт групп», занимавшуюся документальным кино. Мы работали с документальным кино в студии Даниила Бондаря. Основная тема – история России.
Кадр не из фильма, из жизни, с коллегой Максимом Костыревым в Ялте.
– И с какого фильма началась самостоятельная работа?
– «Недельное. Первые километры войны», который я как продюсер представила на первом кинофестивале «КрымДок» – Крымского документального кино. А посвящён он моему деду Павлу Васильевичу Лаптеву и его односельчанам. Дед многое сделал для развития села Недельное после войны. При нём были построены школа, Дом культуры, магазины, дороги, амбулатория. Он был прекрасным организатором, ему предлагали разные должности, но он не хотел никуда переезжать. Недельное – историческое место, которое упоминается в летописях Оболенского уезда с 1624 года. Я люблю своих предков, это правильные, хорошие люди. Когда деда не стало, поняла, что мы не договорили о многом. Подумала, как могу сказать деду спасибо за всё, что он сделал для людей и для меня? И сняла фильм о его односельчанах, оказавшихся в мясорубке войны в первые её дни.
Ольга Лаптева на съёмках фильма «Недельное. Первые километры войны».
– Вы нашли очевидцев тех событий?
– Да, пять прекрасных женщин, пожилых внешне, но с глазами девочек, не утративших интерес к жизни, сохранивших воспоминания о тяготах тех лет, но оставшихся вдохновенными. И благодаря им получился фильм, вернувший пространство, в котором они жили в самые страшные годы.
– Трудно было работать над фильмом?
– Фамилия открывала мне двери, потому что деда помнили не только на его родной земле. На «Мосфильме» мне дали бесплатно три машины реквизита. В Музее обороны Москвы предоставили все необходимые документы. Награда «КрымДока» «За прославление стойкости и мужества простых людей в годы Великой Отечественной войны» стала первой. Я и так давно прилеплена к Крыму, а тут такая награда фильму, с которого для меня началась самостоятельная работа в кино. Потом мы получили приз Главы администрации Обнинска на четырнадцатом Международном кинофестиваля «Встреча». Дорогого стоит, ведь этот фильм – о роли человека в истории, а это – основная тема, которая меня волнует и которая мне интересна. Для меня возможность приносить пользу людям – это и есть смысл.
У памятной доски в Недельном.
– Что после этого «зацепило»?
– Создание художником Григорием Златогоровым скульптуры «Рай». Каждая из новелл фильма «Шесть дней» посвящена отдельному творческому или технологическому моменту, позволяющему зрителю понять, как создается скульптура из бронзы. Очень ярким получился образ творца. Григорий – единственный в России, кто работает в стилистике Марка Шагала. Он сам написал сценарий и был режиссёром. А я – директором картины и генеральным продюсером.
– Как родилась идея снять фильмы о сподвижнице Екатерины Великой Екатерине Дашковой?
– Произошло это в Кремёнках Жуковского района Калужской области, где было имение Екатерины Дашковой, и где она упокоилась. Захотелось рассказать об одной из самых знаменитых личностей российского Просвещения, сыгравшей значительную роль в восшествии Екатерины на престол, первой в истории России женщины неимператорского происхождения, занимавшей высокие государственные посты. И получились два фильма – «Великая россиянка» и «Наследие Дашковой», а ещё мультфильм о том, как благодаря возглавлявшей Академию наука Екатерине Романовне в русском языке появилась буква «ё». В Ульяновске даже установили этой букве памятник, оценив её важность.
– Крымские зрители с интересом отнеслись к фильму «Железная история», который вы сняли по своему сценарию. Сценарный и режиссёрский дебют?
– Получается так. Рассказала о скульпторе Андрее Бисти, обладающем уникальным даром превращать в произведение искусства куски старого железа. Отслужившие вещи под его руками оживают, превращаясь в уникальные шедевры. Продолжением темы о талантливых художниках стал фильм «Четыре стихии. Московские истории». Феликс Бух, Василий Власов, Григорий Златогоров и Андрей Бисти – о каждом из них – новелла. На Всероссийском кинофестивале «Человек, познающий мир» в Симферополе картину наградил дипломом информационный партнёр кинофестиваля авторитетная газета «Крымская правда» – «За смысловую глубину, цельность образов, оригинальное музыкальное решение». А на ММКФ была премьера.
С участниками фестиваля «Человек познающий мир» в Симферополе
– Такое впечатление, что в последние годы вы чуть ли не переселились из Москвы в Чувашию. Что привлекло к этому краю?
– Переселяться не собираюсь, но времени там провожу много. Сначала меня приглашали в Чебоксары в качестве журналиста. Затем я как продюсер представляла свои фильмы на ЧМКФ. А потом сама начала снимать. По заказу Министерства культуры ЧР в моём портфолио появились два новых фильма: «Святыни Чувашского края: национальный костюм» и «Люди легенды. Василий Иванович Чапаев». Первый уже проехал по всему миру, имеет две международные награды и предложение международного проката.
– Что для вас, как для режиссёра, важно в фильме?
– Интонация. Масштаб личности героев. История, за которую берусь. Дышащая, входящая в моё сердце. Тогда получается фильм зрительский, понятный. Люблю незатянутые истории. Документалист Ирина Радова после премьеры «Четырёх стихий» сказала, что я создала миры в голове, на экране и в зале. И что после просмотра хочется пойти в галереи, на выставки, чтобы как можно больше узнать о художниках и их творчестве. Познавательный, образовательный жанр документального кино раздвигает границы сознания, открывает новые возможности, новые грани и перспективы.
– Поделитесь, о чём будет следующий фильм?
– Авторский документальный цикл «Московские встречи»: Москва и москвичи, истории и портреты людей, которых я знаю давно, с семьями которых знакома в трёх поколениях. «Четыре стихии. Московские истории» – первая серия. Вторая – о советском певце Михаиле Павловиче Рыбá, которому в этом году исполнилось 100 лет. «Последний дюйм» («Тяжелым басом гремит фугас…»), «Карнавальная ночь», «Тихий Дон», «Мойдодыр» – его репертуар, известный каждому советскому человеку в прошлом. Искушённая публика ценила классический и современный репертуар, исполнение русских романсов, старинных французских песен, произведений разных жанров, стилей и эпох. Обладателя уникального голоса бас– профундо сравнивали с Полем Робсоном. Он в свое время дал более тысячи концертов на фронтах Великой Отечественной. Создать образ помог сын Миша, пианист. «Советский Поль Робсон» – рабочее название фильма.
– С литературой покончено? На тринадцати книгах остановились?
– Не совсем. Издательств «Литрес» выпустило книгу «Недельное. Первые километры войны». Тоже посвятила своему деду.
– О еде продолжите писать?
– Пока остановилась. Эти книги, кстати, привели к гастротурам и гастрофестивалям. Проводила их в Подмосковье, в Греции, Израиле, Франции, Болгарии. Это – праздник, а значит, и смысл. На ютубе есть моя программа «Жить ВКУСНО».
– В кино уже так освоились и завоевали авторитет, что вас и председатели жюри приглашали?
– Работа председателя жюри и худрука на фестивале любительских фильмов «КиноСам» в Боровичах – это хороший и важный для меня опыт. Надеюсь, не последний.
– Какие новые проекты, фильмы уже задуманы?
– О военных событиях 1941 года в районе деревни Малеево Калужской области, находившейся на стратегической линии фронта – «Малеево поле. Непокорённый рубеж». Битва за Малеево поле продолжалась полтора месяца, и в результате ожесточенных боёв удалось предотвратить наступление немецко-фашистских войск на Москву с юга. Вместе с писателями, историками, краеведами, поисковиками попытаемся перенестись в суровое время, вспомнив события, сыгравшие немаловажную роль в исходе Великой Отечественной войны, и через призму собственных наблюдений и эмоций показать величие настоящего подвига. Меня очень впечатлил Архангельск, когда была там на кинофестивале, и я написала шесть проектов, связанных с этим краем. Один из них поддержало Министерство культуры РФ, и я снимаю фильм «Феномен поморской песни». Очень хочу снять фильм «Мои крымчане». Задумала четыре новеллы об уникальных художниках Крыма. Но на все благие начинания, не секрет, нужна поддержка.
Её и пожелаем призёру и лауреату международных и российских кинофестивалей. И тогда увидим новые кинопроизведения, наполненные смыслом и любовью к делу.
Фото из архива Ольги Лаптевой и автора.