Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Выпуск №131. Россия, которая не кончается нигде
На переломе истории Россия делает выбор в пользу открытости всему миру, имея в виду свое достойное и защищенное место в нем.
На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге втором в истории форуме «Россия-Африка» присутствовали лидеры 17 африканских государств. Для специально заточенной на самые заскорузлые мозги западной и прозападной пропаганды это был самый, как они считают, убийственный аргумент против России.
На самом же деле, и это уже без всякой пропаганды, можно не сомневаться в том, что у этих «рашахейтеров» коленки дрожали, когда они узнали, что целых 17 государств Африки послали своих лидеров в град Петров. И вот почему.
Ведь это практически равнозначно тому, как если бы осенью 1941 года в Москву съехались делегации такого же количества государств. Но тогда они не съехались. И не только потому, что многих уже не было и добираться было трудно. Доехали бы как-нибудь, при желании, на перекладных.
А потому не приехали, что тогда судьба СССР и России действительно висела на волоске. И многие в мире, кроме Сталина и Советского народа, были почти уверены, что дело русских – труба.
Сегодня враг тоже «шакалит» недалеко от Москвы, а против России выступает так называемый «коллективный Запад», сбившийся в стаю из десятков оскаленных пастей. И точно также норовит нас унасекомить, как и с 80 с лишним лет назад.
И те, кто в этих условиях все равно едут в Москву, рискуют далеко не только транспортными неудобствами по дороге, но и много большим. А именно тем, что Запад им этого точно не простит, запишет в агенты Путина, назначит в первоочередные жертвы и схарчит при первой же возможности.
И тем не менее, 17 государств и только из Африки – вот они! А если бы Путин созвал не российско-африканский, а российско-всемирный форум, представляете с каким напрягом работали бы питерские аэропорты и гостиницы?
А ведь сейчас для всего мира и, особенно, для России ситуация едва ли не более вызывающая, опасная и неопределенная, чем даже в 1941 году.
Потому что меняется сам мир, в котором происходят исторические процессы тектонического масштаба. То, что мы называем глобальным переходом от мировой гегемонии Запада и многополярному миру.
И тот, кто в этой пороговой ситуации сделает неверный, в конечном счете, выбор или даже промедлит с таким выбором может не просто опоздать на пир победителей, но и вообще не собрать костей.
Так что ставки запредельно высоки. И на этом фоне делать антироссийскую сенсацию из того, что на берега Невы на этот раз приехало «всего» 17 государств Африки может либо персонаж, который ровно ничего не смыслит в мировых делах, либо, что еще вероятней, записной западный пропагандист, которому все фиолетово, ибо у него нет выбора кроме того, что плохой и неправой может быть только Россия. Но о таких скучных и унылых персонажах мы сегодня говорить не будем. Пускай они себе пока отрабатывают зелено-радужные тугрики, пока за океаном еще печатный станок не заело.
Подчеркнем только, что цифра «17» на крутом повороте истории выглядит куда более внушительно и стоит гораздо дороже, чем цифра «43» в беззаботные и неопасные времена.
Что же касается досужих домыслов про то, что, дескать, в Питер не поехали так называемые «халявщики», которые еще в Сочи поняли, что Россия – не СССР и даром делать и давать ничего не будет, – это, скажем так, плоское и неумное толкование реальной действительности.
Потому что все мы, по большому счету, от природы «халявщики», и никому неохота потеть от трудов праведных, если можно получить что-то задаром. И дело совсем не в этом. Но в том, что времена серьезных испытаний – это шанс для сильных духом и плотью, которые не прячут тело жирное в утесах и смело идут навстречу вызовам времени. Таких людей и стран всегда меньше, чем других. Но они в мире есть. В том числе и в Африке. И они хорошо помнят историю и знают, за что стоит бороться.
Прямое подтверждение этих слов не заставило себя ждать:
«Переходные правительства Буркина-Фасо и Мали... предупреждают, что всякое военное вмешательство против Нигера будет приравнено к объявлению войны против Буркина-Фасо и Мали», – говорится в заявлении властей двух африканских стран. Также Буркина-Фасо и Мали предостерегли против «катастрофических последствий» военного вмешательства в Нигере, которое может «дестабилизировать весь регион, как это было в случае с односторонним вмешательством НАТО в Ливии».
В этой связи стоит напомнить, что настоящая революция достоинства, а не фейковая, как в Киеве в 14-м году, случилась на днях в африканской стране Нигер, выступившей против западного владычества. А Мали и Буркина-Фасо находятся в авангарде стран, формирующих антизападный фронт в Африке. На таком фоне тот факт, что свержение прозападной власти в Нигере случилось день в день с открытием в Санкт-Петербурге форума «Россия-Африка» можно считать случайным совпадением. А можно рассматривать его как отнюдь не случайный по времени сигнал африканских народов о готовности бороться за свою свободу. И одновременно как знак того, что Москва решительно настроена противостоять Западу с его же приемами по принципу – «С волками жить, по волчьи выть!».
А что касается помянутых выше потребителей и халявщиков, из которых процентов на 90% состоит все Человечество, и которых, кстати, немало среди ближайшего окружения России, то они никуда не денутся и неизбежно подтянутся к тем, кто возьмет вверх. Так было всегда и будет впредь. И они тут же сделаются нашими «самыми верными друзьями» и будут славить нового гегемона и проклинать старого. Ровно до следующего крутого поворота истории.
Так что называть количественный состав нынешнего петербургского саммита разочаровывающим действительно может либо полный остолоп, либо вражеский пропагандист.
А теперь о том, как России выстраивать свои отношения с этим действительно динамично развивающимся континентом, который наверняка будет одним из локомотивов будущего многополярного мира. И очень хорошо, что российское руководство это отлично понимает и учитывает в своих стратегических планах.
Отдельно стоит отметить, что на этом форуме едва ли не впервые в постсоветской истории на высоком уровне была отдана дань справедливого уважения к советской внешней политике в отношении так называемых развивающихся государств, или стран третьего мира, как их презрительно обзывает высокомерный Запад.
В.Путин:
«Вы знаете, я часто думаю, когда встречаюсь с нашими африканскими друзьями, вот о чем. В какой-то момент в советское время, я это помню хорошо, у нас в обществе сложилось мнение, что мы зря тратим деньги. Ну, зачем мы тратим деньги на Африку? Где эта Африка? У нас своих проблем много.
И сейчас, когда я общаюсь с нашими друзьями из Африки, я с благодарностью думаю о тех людях, которые проводили такую политику в Африке. Они создали мощный задел прочности, дружеских отношений с африканскими странами, который… Не знаю, они сами-то рассчитывали на такой результат или нет. И это, конечно, делалось тогда, и наши попытки работать на африканском направлении сегодня делаются в интересах, прежде всего, России.
Здесь очень много составляющих. Экономическая – давайте начнём с экономики. Такой огромный потенциал, и он нарастает, причём очень быстрыми темпами, в геометрической прогрессии. Уже 1,5 миллиарда человек в Африке, и это очень молодое население, растёт очень быстрыми темпами.
Все хорошо знают, что Африканский континент – это кладезь минеральных ресурсов, так и есть. Некоторые страны в Азии фактически свои резервы переводят в минеральные ресурсы Африки. Вы знаете, талантливые люди, очень быстро идёт развитие. Да, бедное население ещё, это понятно, мы всё это хорошо знаем, но прогресс очень быстрый.
Вы знаете, мы все живём, это и вас касается тоже: утром встали – на работу – с работы домой. А те, кто занимается профессионально, в том числе из журналистской среды, эти люди, конечно, видят, что в мире происходит. Мир быстро меняется.
Вот Индонезия. Такой потенциал колоссальный, огромный потенциал. Я сейчас не говорю про Индию, про Китай, про это все знают. Бразилия. Африка. Там есть страны – просто лидеры, понимаете? Я не могу сказать, что всё будущее за Африкой, нет, мир многообразен. Но у Африки большой потенциал.
Поэтому, конечно, мы должны использовать всё, что было наработано ещё с советских времён, эти очень добрые, доверительные отношения, и работать по-новому, конечно.
Да, тогда мы много делали в одностороннем порядке, но по-другому было невозможно. Но это всё играет [роль], в том числе в практическом плане. Допустим, мы построили много электростанций, построили много металлургических заводов, объектов инфраструктуры. Это требует обновления, ремонта, развития – и на нашей, отечественной, да пускай даже ещё советской базе, конечно, для нас это делать легче, дешевле и эффективнее. Это просто реальный практический задел, которым мы должны заниматься. В некоторых местах и делаем».
Прозвучавшее в этих словах прямое признание связи времен дает ясно понять, что советский опыт во многих его аспектах заслуживает не только уважения, но также внимательного изучения и дальнейшего развития. Разумеется, с учетом допущенных тогда ошибок. А как известно, не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Что же касается самой сути того советского опыта, то он, конечно же, не сводится к примитивному раздариванию чужакам наших национальных богатств, как это преподносили тогда вражеские радиоголоса, и во что многие у нас с легкостью поверили.
Все было гораздо сложнее. Советский Союз тогда, как и Россия сегодня, вел непрерывную глобальную борьбу с Западом, ставкой в которой было наше существование. И замыкаться в ходе этой борьбы только на свою территорию, пусть даже довольно обширную, но относительно малонаселенную, было равносильно тому, что отдать весь остальной мир в руки врага. Тем более что тогда не было никаких других супердержав, которые могли бы серьезно помочь нам в этой борьбе.
Именно эти интересы и побуждали СССР вкладывать силы и средства в противостояние Западу, как на ближних, так и на дальних рубежах.
Ровно та же логика свойственна сегодня и России. И в этом нет ничего странного. Запад по-прежнему исполнен желания уничтожить нашу страну, а мы, естественно, не можем ему это позволить. Соответственно и логика наших действий очень напоминает советскую, просто потому что другой нет. Хотя можно, конечно, просто поднять руки в гору, капитулировать и сдаться на милость победителя. Но тогда, как говорится, живые позавидуют мертвыми. Поэтому для нас это не вариант.
И нужно идти только вперед, как это делали наши отцы и деды, создавая грандиозную Асуанскую ГЭС в Египте и Хелуанский металлургический комбинат в Индии и много чего еще по всему миру. А главное – воспитывали сотни тысяч людей Африки, Азии и Латинской Америки в духе дружбы и равноправия. Тех самых людей, которые и сегодня ничего не забыли и с радостью видят возрождение России –исторической защитницы всех угнетенных этого мира.
В том, что России надо снова пробивать себе окна в большой мир, сегодня очевидно, и повода для больших дискуссий нет. Разнятся только подходы и рекомендации. Есть, например, такое мнение, которое можно упростить до ситуации с вишенкой на торте. Которую можно легко сковырнуть и слопать к своему удовольствию. А во все остальное даже особо не вникать.
Вот вполне типичный вариант такой идеологии «снятия сливок», изложенный в одном из российских патриотических СМИ:
«Уже можно назвать немало африканских стран, инвестиции в которые, скорее всего, вернуть не удастся. Значит, туда и не нужно лезть. Но иметь на Чёрном континенте более-менее надёжных партнёров, которым русские по тем или иным причинам подходят больше остальных, тоже необходимо. Добыча полезных ископаемых, реализация промышленных и инфраструктурных проектов, рынок сбыта своих товаров, услуги по обеспечению безопасности – вот четыре конька России, на которых реально въехать в избранные африканские государства. С Китаем мы можем в этом сотрудничать. Да и с Индией тоже».
Увы и ах, но такое внешнеполитическое благорастворение воздухов лучше сразу выбросить из головы. Снимать сливки, «тырить» под шумок с торта вишенки и рассчитывать, что этим можно будет заниматься бесконечно долго, и нам никто не захочет дать по рукам или подставить ногу, может только очень наивный человек. Тем более с нашим историческим опытом непозволительно даже надеяться на такое.
Потому что в этом случае мы просто наступим на те же грабли и повторим печальный советский опыт. Когда понастроив всевозможных заводов, пароходов и прочих чудесных вещей в братских странах, мы все это в одночасье потеряли после того, как «тихие американцы» с характерным ЦРУ-шным прищуром посадили там своих ставленников, которые указали Советскому Союзу на дверь.
Впредь так быть не должно! Именно поэтому заниматься подобным перебором харчей и изображать из себя этаких благородных дон-кихотов, которым претит мерзость земная, мы больше не должны. Это действительно слишком дорого и бесперспективно.
Или кто–то настолько наивен, что думает, будто Путин чисто случайно приурочил свой африканский форум ко дню Военно-морского флота России и пригласил африканских лидеров на флотский парад, где выстроились колонны новейших российских ракетных кораблей? Упаси вас Бог так думать!
Путин прекрасно понимает, что вложение серьёзных средств в дальние страны может быть оправдано и действительно рентабельно только в случае их надежного прикрытия военно-силовыми и другими специальными средствами. А для этого России необходимо там присутствовать в военно-политическом отношении не менее прочно, чем в финансово- экономическом. Как это и было раньше:
«Вопрос:
Владимир Владимирович, во время саммита и на ваших встречах африканские лидеры неоднократно вспоминали про Советский Союз, про те крепкие отношения, которые были созданы тогда. В связи с этим у меня возникает вопрос. В советское время наша страна была ведущим голосом национального освобождения и социальной справедливости для всего мира, в том числе для Африканского континента.
В.Путин:
Ведущий голос – очень хорошо, но ведущий голос и автомат Калашникова – гораздо эффективнее было, в то время. Поэтому все помнят о нашей конкретной помощи странам Африки в борьбе за их освобождение».
Его высокие гости наверняка с большим интересом присматривались к новейшим боевым кораблям, которые в нынешней России стали наконец строить по–настоящему. Вполне возможно, что это поможет наладить взаимовыгодное сотрудничество в деле продвижения российской военно-технической продукции на потенциально весьма емкий африканский рынок. Кроме того, у некоторых из этих стран есть весьма привлекательные в военно-стратегическом отношении участки побережья. Где в перспективе вполне могут быть размещены базовые стоянки для российских эскадр. Должен же их кто-то от происков проклятого империализма ограждать!
Да, можно сказать, что в каком-то смысле Россия выходит на тот же путь, по которому уже прошел Советский Союз. Отчасти это правильный вывод, поскольку альтернативы в этом неласковом и опасном мире у нас просто нет. А для того чтобы выживать и развивать свою экономику нам абсолютно необходимо бороться за мировые рынки сбыта продукции. А такая борьба совершенно безнадежна без обеспечения экономических интересов военно-политическими инструментами.
Или кто–то думает, что Америке просто некуда деньги девать и она только потому выбрасывает их на содержание сотен военных баз и резидентур ЦРУ по всему миру? Ничего похожего! США таким способом контролируют политику этих стран, влияют на их элиты и, в конечном счете, удерживают в своей финансово–экономической узде. Пускай только попробует какая-нибудь Индонезия или даже Швейцария купить у России новейшее оружие, пусть даже кратно превосходящее американское – такой визг поднимется, что чертям в аду тошно станет. Да что там фантазировать – вспомните Турцию, которую англосаксы обложили со всех сторон, стоило ей только купить у России зенитно-ракетные системы С-400.
Так что всё в этом мире очень и очень по-взрослому. И нам противостоят державы с многовековым опытом мирового разбоя и грабежа. У которых все инструменты – банки, спецслужбы, пресса и армия заточены на одну цель – удержание мирового господства любой ценой и на недопущение на свою поляну никого больше.
И не дай нам Бог не понимать этого и быть в этом жестоком и коварном мире, который не прощает никаких благоглупостей, этакими добренькими Ваньками, которые хотят просто честно торговать и при этом всем нравиться. Не будет такого никогда и даже мечтать об этом не надо.
И чем лучше будут наши товары и больше на них спрос, тем больше будет против нас провокаций, переворотов и войн. Нравится нам или нет, но так устроен этот мир. И потому торговля торговлей, но лучше, чтобы на этих торговых путях и новых для России землях были не американские или французские, а русские военные базы. И не иностранный легион президента Макрона, а хорошо вооруженные добрые друзья России. Иначе лучше даже не начинать и сразу свести наши амбиции к производству валенок сугубо для внутреннего потребления. Но уверен, что Россия не такая. И она не кончается нигде. Не мной сказано. И опровергать этот принцип нет никаких оснований.
Художник: И. Глазунов.