Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Выпуск №137. Сетецентрическая мишень для продвинутых хакеров
История с очередной аварией американского палубного истребителя F-35B продолжает обрастать самыми фантастическими подробностями и наводит на нетривиальные размышления.
Двенадцатая по счету катастрофа американского «супер-пупер» истребителя невидимки Ф-35 сильно прибавила недоумений и вопросов по поводу этих загадочных происшествий, о причинах которых американское военное командование предпочитает хранить гробовое молчание. И не столько из-за бдительной охраны военной тайны, сколько, на что очень похоже, из-за элементарной боязни признать слишком уж нелицеприятные вещи. Которые только усиливаются тем фактом, что указанный самолет, в отличие от изуродованного зенитками противника бомбардировщика времен Второй мировой войны, о котором поется в песне, был вполне себе цел и невредим, о чем неопровержимо свидетельствует почти стокилометровый путь, проделанный им после расставания со своим непоседливым пилотом.
Военная пресса США задаёт недоуменные вопросы по поводу того, как так получилось, что суперсовременный боевой самолет F-35B был брошен своим летчиком и после этого спокойно полетел дальше.
«Другие важные вопросы заключаются в том, как самолет продолжал лететь 60 миль, прежде чем разбиться в поле недалеко от Индиантауна, штат Южная Каролина. И почему пилот катапультировался – если катапультирование было преднамеренным – с самолета, который мог продолжать работать так долго, сказал Марк Канчиан, полковник резерва морской пехоты в отставке и старший советник Центра стратегической и международной безопасности. «Если бы он пролетел так далеко, мог ли (пилот) приземлить его где-нибудь – зачем надо было покидать машину там, где он это сделал?» – спросил Канчиан».
Опубликованное в СМИ, со ссылкой на самого пилота, «разъяснение» о причинах нештатной ситуации породило еще большее недоумение.
«Пилот, который катапультировался из истребителя F-35 стоимостью 100 миллионов долларов, утверждал, что потерял самолет из-за плохой погоды и, вероятно, покинул его до того, как смог активировать его систему слежения, сообщили источники и эксперты.
«Он не уверен в том, где разбился его самолет, сказал, что просто потерял его из-за непогоды», – голос пилота во время вызова в службу неотложной медицинской помощи округа Чарльстон, был опубликован метеорологом».
И действительно, здесь есть законный повод для недоумения. Если всего-навсего плохая погода становится причиной потери якобы суперсовременного военного самолета, то, естественно, возникает вопрос о его реальной боевой ценности.
Но, как говорится, «чем дальше в лес, тем толще партизаны». В ходе дальнейшего публичного разбирательства с привлечением опытных военных специалистов выяснились еще более интригующие подробности. Оказалось, что палубная версия знаменитого «невидимки» F-35 является едва ли не первым в мире самолётом с опцией автоматического катапультирования пилота в случае нештатной ситуации.
«Вариант F-35 Корпуса морской пехоты отличается от версий ВВС (и ВМС тем, что он может взлетать и садиться как вертолет, что позволяет ему действовать на десантных кораблях. Но он также отличается тем, что это единственный из трех вариантов, который имеет функцию автоматического катапультирования на своем катапультируемом кресле, по словам производителя сидений Мартина-Бейкера. Это вызвало вопросы относительно того, была ли неисправность, с которой столкнулся пилот, самим сиденьем.
В версиях для ВВС и ВМС «пилот должен инициировать катапультирование», сказал Дэн Грейзер, бывший капитан морской пехоты и старший научный сотрудник по оборонной политике в Проекте по государственному надзору, но версия Marine предназначена для лучшей защиты пилота в случае, если что-то пойдет не так с самолетом, когда он находится в режиме зависания. «Эта функция сработала по какой-то причине и выбила пилота?» – сказал Грейзер. «Есть много вопросов без ответов».
На самом деле, эта вроде бы человеколюбивая функция полностью лишает пилота контроля над боевой машиной и превращает его хроническую жертву козней бортового компьютера. Который настолько сложен, себе на уме и подвержен внешним воздействиям, что, грубо говоря, может выбросить своего пилота из кабины в любую секунду. Это, пожалуй, похуже, чем ковбою скакать на необъезженном мустанге. И, кстати, это уже далеко не первый такой случай.
В декабре 2022 г. F-35B, который еще не был поставлен в Корпус морской пехоты, потерпел крушение на военно-морской авиабазе Форт-Уэрт в Техасе. Самолет находился в режиме зависания над аэродромом и начал снижаться, ударился о взлетно-посадочную полосу и отскочил до того, как пилот был выброшен в воздух
Но и это еще только цветочки. Как мы уже отмечали, F-35В – это так называемый сетецентрический самолет. Чтобы долго не объяснять, скажем только, что он является составной частью системы боевого применения и связан с остальными ее частями, в том числе и наземными, множеством электронных коммуникаций. Естественно, закодированных. Но, как известно, всё, что может сделать один человек, всегда может сломать другой. В том числе, и подобрать ключи к самому мудреному компьютерному коду. Кстати, это не наши домыслы, а признание самих американских специалистов.
«В 2016 году Счетная палата правительства США (GAO), беспартийное правительственное учреждение, подчеркнула сохраняющиеся озабоченности в сфере безопасности среди персонала Автономной логистической информационной системы (ALIS) Lockheed-Martin, особенно при передаче данных между секретными и несекретными серверами и по вопросу о том, как CPE и ALOU являются едиными точками отказа. Старший научный сотрудник по военной аэрокосмической отрасли Международного института стратегических исследований Дуглас Барри (Douglas Barrie) заявил: «Большую озабоченность по поводу ALIS вызывает то, что она настолько взаимосвязана и собирает воедино данные от всех пользователей F-35 во всем мире, что существует много потенциальных точек входа, через которые может проникнуть потенциальный хакер. Специалисты предупреждают, что вы ALIS может проникнуть вредоносное программное обеспечение, способное тайно передавать системе ложную информацию и выводя из эксплуатации вполне исправные самолеты».
Между тем, президент РФ Владимир Путин на днях сообщил любопытные новости о создании в России некоего оружия на новых физических принципах.
«Даже если посмотреть в сферу обеспечения безопасности, то оружие на новых физических принципах будет обеспечивать безопасность любой страны в ближайшей исторической перспективе. Мы прекрасно это понимаем и работаем над этим», – сказал Путин на встрече с модераторами ключевых сессий ВЭФ».
Бывшие «мультики Путина», над которыми, в силу недалекости, в своё время потешался весь Запад, сегодня уже наносят удары по важнейшим военно-промышленным объектам на Украине. И ведь, что характерно, никто не может их сбить!
Не будем сильно удивлены, если так называемые «русские хакеры» уже сегодня вплотную работают над «окнами уязвимости» американских «супер-пупер» истребителей, а также ракет. С тем, чтобы обеспечить их досрочное приземление в заданное время и в нужном месте. Или, на худой конец, выполнить коллективное принудительное катапультирование натовских пилотов из самолетов сразу же после их вылета на боевое задание. И если им это уже удается, пусть пока даже в таких единичных случаях, будем только рады. Потому что подлинному заокеанскому супостату, чтобы его образумить, нужно наносить реальные «удары судьбы», а не только посылать озабоченности наших уважаемых дипломатов.