Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова

Выпуск №138. Время для стратегических решений 

Россия не может себе позволить риск втягивания в большую войну в Закавказье по воле тех западных сил, которые именно этого всеми способами и добиваются. Между тем такую угрозу нельзя полностью исключать. В том числе, и со стороны тех международных военно-политических структур, которые были в свое время созданы нами с совершенно противоположными миролюбивыми целями.

На фоне падения Карабаха и предельного накала в Армении публичных страстей по этому поводу, все чаще ставится вопрос о выходе Еревана из Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Более того, некоторые московские политологи на фоне заявления премьера Армении Никола Пашиняна о том, что Россия, якобы, уходит из Закавказья, считают это делом вполне решенным. 

Станислав Тарасов, историк, автор книг, посвященных проблемам Закавказья:

«Это уже серьезный намек на выход из ОДКБ. Сейчас он сделал публичное, статусное заявление, обращение к нации. Это не какое-то интервью в газете. Следующий ход – это выступление с заявлением о выходе из ОДКБ. А затем последует призыв вывести российские военные базы. Таким образом он уходит от России».

Юрий Баранчик, политолог:

«Я думаю, что армянская сторона готовится к выходу из ОДКБ, по крайней мере, посылает сигналы, что она готова это сделать. Они это делают для того, чтобы Россия попыталась как-то подсластить отношения между странами, пойти на какие-то уступки для себя по армянскому вопросу. Но я думаю, что российская сторона на это не пойдет, потому что Пашинян показал себя крайне ненадежным партнером. То, что Пашинян делает последние 1,5 года, – это уход от России. И если раньше это были какие-то дипломатические декларации, то последние действия говорят о том, что он перешел от слов к делу». 

Другие эксперты пространно увещевают армянских лидеров не спешить с такими решениями, поскольку они негативно скажутся на перспективах безопасности и благосостояния Армении. При этом, об интересах самой России в данной ситуации, как ни странно, речь вообще не идет. Как будто она по умолчанию должна быть заинтересована в нынешнем статус-кво больше самих армян и даже вопреки им. 

«Армения не выйдет из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), несмотря на всю риторику властей об эффективности подобных структур на фоне событий в Карабахе. Выход запустил бы тотальный пересмотр Москвой всего комплекса армяно-российских отношений, а Ереван к таким издержкам не готов, объяснили опрошенные ТАСС эксперты…
Председатель совета Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Быстрицкий назвал тем не менее маловероятным подобный сценарий. «Я бы не переоценивал вероятность такого выхода. Сейчас на волне эмоций, связанных с событиями в Нагорном Карабахе, такого рода разговоры ведутся, но я бы пока относился к этому, как к спекуляциям, – отметил он. – С моей точки зрения, вероятность каких-то радикальных шагов в этом плане невелика. Именно потому, что последствия трудно предсказать, и они будут для армянского общества, и без того не очень богатого, крайне непростыми». 

От всех этих предостережений и прогнозов складывается такое впечатление, будто Россия больше самой Армении заинтересована в продолжении членства этой республики в ОДКБ и рассматривает её возможный выход из данной организации, как однозначно негативное для себя событие. 
Появляются также сообщения о том, что США и страны ЕС убеждают Армению выйти из Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и подписать мирный договор с Азербайджаном без учета интересов армян в Карабахе. Об этом заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова в ходе брифинга. 

«По поступающей информации Вашингтон и Брюссель убеждают руководство Армении выйти из ОДКБ, форсировать сотрудничество с НАТО, переориентировать ВТС и подписать мирный договор с Азербайджаном без учета прав и безопасности карабахских армян». 

Между тем, обращает на себя внимание тот факт, что армянские официальные лица во главе с самим Пашиняном не особенно торопятся предпринимать какие-либо односторонние действия, связанные с ОДКБ. А всё, что происходит по этому поводу в Ереване, ограничивается пока только эпизодическими уличными акциям и прочими эмоциональными проявлениями. 
Нам представляется, что такая медлительность официального Еревана, во главе которого стоит откровенно прозападный политик Пашинян, отнюдь не случайна. И более того, есть такое ощущение, что и Запад, на самом деле, не будет слишком усердствовать, чтобы принудить Армению покинуть ОДКБ. И вовсе не потому, что он так сильно дорожит безопасностью этой республики, все быстрее скатывающейся к состоянию полностью зависимой от Запада Украины. 

Очевидно, что Запад вполне отдает себе отчет, как минимум, в трех фундаментальных вещах. 
 – Во-первых, в том, что армяно-азербайджанский конфликт после упразднения НКР отнюдь не завершен. Потому что остается, как минимум, проблема Нахичеванской области, отрезанной от Азербайджана армянской территорией. А это означает, что конфликт может в любое время вступить в новую еще более серьезную фазу.

Во-вторых, в том, что, по логике Запада, основными геополитическими соперниками в закавказском регионе являются не Армения и Азербайджан, но Россия и Турция. То есть как раз те две страны, которые Запад стремится рассорить и противопоставить друг другу в максимальной степени. 
В-третьих, Российская Федерация, согласно действующему Договору о коллективной безопасности обязана будет оказать Армении военную помощь в случае агрессии против этой страны. Ибо это уже не Нагорный Карабах, за который Москва не несла никакой юридической ответственности. 

«ДОГОВОР О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
от 15 мая 1992 года.
Статья 4
Если одно из государств – участников подвергнется агрессии (вооруженному нападению, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами – участниками как агрессия (вооруженное нападение, угрожающее безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на все государства – участники настоящего Договора.
В случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) на любое из государств – участников все остальные государства – участники по просьбе этого государства – участника незамедлительно предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН». 

Между тем, все мы знаем, насколько уважительно относится Россия, в отличие от Запада, к международному праву, особенно кодифицированному в виде официальных договоров. И можно не сомневаться в том, что в случае возникновения указанных в договоре ОДКБ обстоятельств, Российская Федерация будет скрупулезно выполнять свои обязательства по этому документу. 
Фактически же в данной ситуации это будет означать автоматическое вступление России в войну в Закавказье. Причем не столько даже с Азербайджаном, сколько с Турцией, которая всегда готова прийти на помощь Баку. И если даже, в силу особых отношений между Путиным и Эрдоганом, до прямого столкновения дело не дойдет, всё равно встряска для всей системы российско-турецких отношений будет тектонической и может иметь очень серьезные последствия для обеих стран. 
А коли дело обстоит так, а оно, на наш взгляд, обстоит именно так, то возникает следующий вопрос: а зачем Западу настаивать на выходе Армении из ОДКБ в то время, когда его интересам куда больше соответствует продолжение членства Еревана в этой организации? Которая в данных условиях становится для Запада искомым инструментом втягивания России в конфронтацию с Турцией в любой удобный для наших бывших «партнеров» момент. 
А все остальное, как говорится, дело техники. Достаточно будет организации теми же западными спецслужбами, имеющими в этом деле обширный опыт, крупной провокации в одном из спорных пограничных районов, как лавину эскалации конфликта уже будет невозможно остановить. 

Очевидно, что Россию такая перспектива совсем не устраивает. Зато она целиком и полностью устраивает Запад. Именно поэтому Пашиняну наверняка уже дана команда не обострять ситуацию вокруг членства Армении в ОДКБ. 
А вот России, строго наоборот, пришло время подумать, в какой мере её долговременным стратегическим интересам соответствует пребывание в организации, которая в любой момент и по воле абсолютно враждебных России сил, может превратиться в инструмент втягивания нашей страны в очередную большую войну с самыми непредсказуемыми последствиями. И, кстати, это касается не только Закавказья.

5
1
Средняя оценка: 3.51515
Проголосовало: 33