Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Грань очевидного. Авторская программа Юрия Селиванова
Выпуск №141. И дело даже не в атомной бомбе
Вопреки распространенному ныне заблуждению, современная Россия располагает таким совокупным арсеналом Победы, которого не было даже у Советского Союза времен пика нацистского нашествия периода Второй мировой войны. И дело даже не в наличии у нее самого современного ракетно-ядерного оружия, хотя и оно, конечно, имеет значение.
Давным-давно тому назад, а именно – 16 декабря 2010 года Президент РФ Владимир Путин в ходе прямого эфира с аудиторией всей России высказал внешне крайне парадоксальную мысль:
«МОСКВА, 16 декабря 2010 г.
Россия победила бы в Великой Отечественной войне и без Украины в составе СССР. Уверенность в этом высказал премьер-министр России Владимир Путин в прямом эфире программы «Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение».
«Теперь по поводу наших отношений с Украиной. Я позволю с вами не согласиться, когда вы сейчас сказали, что если бы мы были разделены, мы не победили бы в войне. Мы все равно победили бы, потому что мы – страна победителей», – заявил российский премьер, отвечая на вопрос российского телезрителя, передает «Багнет».
Путин подчеркнул, что наибольшие потери в Великой Отечественной понесла именно РСФСР, по данным статистики более 70%». Это значит, что война выиграна, не хочу никого обижать, за счет индустриальных ресурсов РФ. Это исторический факт, это все в документах», – утверждает глава российского правительства. Тем не менее, отметил премьер РФ, это вовсе не умаляет роли в общей победе республик бывшего Советского Союза».
Не буду скрывать, при всех моих неизменных симпатиях к Путину, в тот момент, когда я это услышал, был поражен. И наверняка не только я один. Тогда это было воспринято в чисто эмоциональном ключе и казалось странным. Великая Победа добывалась кровью и потом всех народов Советского Союза и только так – все вместе – наши предки смогли тогда одолеть страшную силу почти всей нацифицированной Гитлером Европы.
С тех пор прошли годы. Было время подумать, включить логику и сопоставить сказанное тогда президентом с новыми реальностями. В том числе и с такими, о которых в те времена даже подумать не было повода. А сегодня он есть. Да еще какой!
Сегодня Россия уже не в теории, а наяву противостоит «коллективному Западу», который пока ведет против нас так называемую «гибридную войну» руками своих украинских вассалов. Но с каждым днем все дальше продвигает ее к стадии прямого и полномасштабного нашествия на Русь в духе Наполеона, Гитлера и всех прочих супостатов земли Русской.
И по мере того, как мы входим во все более плотные слои этой мрачной реальности, тем больше появляется скептиков, а порой и откровенных нытиков, основным лейтмотивом пораженческих настроений которых является сравнение России с СССР.
Дескать, Советский Союз был великой и могучей державой, которая именно благодаря совокупным возможностям всех своих республик сумела одержать ту беспримерную Победу. А вот нынешняя РФ, вещают такие «мыслители», не может сравниться с СССР ни по каким показателям и потому для нее задача одолеть нынешнего западного супостата, якобы совершенно непосильна.
Многим это кажется настолько очевидным, что даже не подлежит обсуждению.
Более того, тот же президент России Путин прямым текстом и с фактами и цифрами в руках подтверждает, что нынешняя Россия действительно понесла колоссальные территориальные, демографические, экономические и военные потери в результате распада СССР и, следовательно, лишилась огромной части своих былых возможностей.
Из послания президента Российской Федерации Федеральному собранию России от 01.03.2018 г.:
«После развала СССР Россия, которая в советское время называлась Советским Союзом, – за границей ее так и называли, Советская Россия, – если говорить о наших национальных границах, утратила 23,8 процента территории, 48,5 процента населения, 41 процент валового общественного продукта, 39,4 процента промышленного потенциала (я обращаю внимание, почти половину), 44,6 процента военного потенциала в связи с разделом Вооруженных Сил СССР между бывшими союзными республиками. Техника в Российской армии устаревала, сами Вооруженные Силы находились, прямо скажем, в плачевном состоянии. На Кавказе шла гражданская война, а на наших ведущих предприятиях по обогащению урана сидели американские инспектора.
Вопрос одно время стоял даже не о том, можем ли мы развивать систему стратегического оружия, некоторые задавались вопросом о том, в состоянии ли наша страна вообще безопасно содержать и обслуживать ядерное оружие, доставшееся нам после развала СССР. Россия была вся в долгах, без кредитов МВФ и Мирового банка экономика не работала, социальную сферу содержать было невозможно.
Видимо, у наших партнеров сложилось устойчивое мнение, что возрождение экономики, промышленности, оборонно-промышленного комплекса и Вооруженных Сил нашей страны до уровня, обеспечивающего необходимый стратегический потенциал, в обозримой исторической перспективе невозможно. А если это так, то нет и никакого смысла считаться с мнением России, нужно идти дальше и добиваться окончательного одностороннего военного преимущества, а затем и диктовать свои условия во всех остальных областях».
Казалось бы, спорить тут не о чем, и вопрос закрыт. Нынешняя Россия, по своему совокупному потенциалу, действительно серьезно уступает СССР периода его максимального расцвета и, следовательно, её возможности отразить новое нашествие Запада без фатальных последствий для себя и всего мира значительно ниже. И получается, что скептики и нытики в главном правы и наши шансы на этот раз одолеть супостата, без непоправимых последствий, стремятся к нулю.
Однако не будем спешить и для начала кое-что вспомним. В частности, о том, с каких военных, демографических и экономических позиций стартовала наша страна в момент кульминации предыдущей западной агрессии в 1942 году. Чем она реально располагала в тот момент, когда в донских степях под Сталинградом начался наш победный марш на Запад, закончившийся штурмом Берлина?
И если мы посмотрим на историю под таким не совсем обычным углом зрения, то, возможно, к своему удивлению, увидим, что положение России (СССР) на тот период времени во многом и в очень существенном очень напоминает положение нынешней России. Причем напоминает с большим знаком минус для исторического прошлого.
Выше мы привели слова президента РФ от 2018 года, где он сообщил, что потеряла Россия после развала СССР, который, собственно, и был большой Россией во всей её исторической полноте.
А теперь давайте сравним эти слова Путина с документом другой эпохи, той самой, когда Россия оказалась в положении во многом сходном, а точнее гораздо хуже нынешнего.
Этот документ – общеизвестный Приказ Народного комиссара обороны Союза ССР № 227 от 28 июля 1942 г. Мы не станем цитировать его полностью. В этом, применительно к нашей задаче, просто нет нужды. Но напомним ту часть приказа, где Иосиф Сталин, а именно он был его автором, говорил о положении страны на тот момент исторического времени.
«Некоторые неумные люди на фронте утешают себя разговорами о том, что мы можем и дальше отступать на восток, так как у нас много территории, много земли, много населения и что хлеба у нас всегда будет в избытке. Этим они хотят оправдать свое позорное поведение на фронтах. Но такие разговоры являются насквозь фальшивыми и лживыми, выгодными лишь нашим врагам.
Каждый командир, каждый красноармеец и политработник должны понять, что наши средства небезграничны. Территория Советского Союза – это не пустыня, а люди – рабочие, крестьяне, интеллигенция, наши отцы и матери, жены, братья, дети. Территория СССР, которую захватил и стремится захватить враг, – это хлеб и другие продукты для армии и тыла, металл и топливо для промышленности, фабрики, заводы, снабжающие армию вооружением и боеприпасами, железные дороги. После потери Украины, Белоруссии, Прибалтики, Донбасса и других областей у нас стало меньше территории, стало быть, стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. Мы потеряли более 70 млн. населения, более 80 млн. пудов хлеба в год и более 10 млн. тонн металла в год. У нас нет уже преобладания над немцами ни в людских ресурсах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше – значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Каждый новый клочок оставленной нами территории будет всемерно усиливать врага и всемерно ослаблять нашу оборону, нашу Родину».
А теперь давайте для полноты нашего сравнения кое-что уточним. Российское государство (СССР) по состоянию на ноябрь 1942 года – время наибольшего продвижения гитлеровских войск на Восток – в территориальном плане выглядело следующим образом.
К осени 1942 года наша страна лишилась Украины, Белоруссии, всех прибалтийских республик и значительной части европейской территории РСФСР. Иначе говоря, наши границы (тогда линия фронта) в Европе были намного восточнее нынешних. И ситуация в этом смысле была намного хуже, чем сейчас.
Современная Российская Федерация фактически граничит с Западом по западной границе Белоруссии, а на Украине не без успеха ведет борьбу за восстановление своей исторической территориальной целостности. Ни о каких битвах за Сталинград или за Кавказ сегодня нет и речи.
Иначе говоря, территориальное положение нынешней РФ значительно лучше положения СССР образца 1942 года.
Демографический аспект
Указанная Сталиным цифра потерянного на оккупированных врагом территориях населения – 70 млн. человек, с учетом общей численности населения СССР перед войной – 200 млн. человек, дает «остаток» примерно 130 млн. чел. Как известно, население нынешней РФ примерно на 20 млн.чел. больше. То есть и в этой сфере нынешняя ситуация существенно более благоприятна для нас.
И это уже не говоря о том, что к осени 1942 года Советский Союз потерял миллионы своих граждан, ставших жертвами фашистской агрессии. И это был не только огромный демографический ущерб, но и тяжелейшая морально-психологическая травма для всего народа.
Военно-экономический потенциал
Советский Союз в 1941-42 гг. потерял самые экономически развитые территории. И хотя часть предприятий была с колоссальными трудностями вывезена на Восток, все равно экономические потери были огромными. А для восстановления предвоенных объемов выпуска хотя бы самой важной военной продукции (о гражданской тогда никто и не думал), понадобились многие месяцы.
Тем не менее даже в таких невероятно сложных условиях страна справилась с этой задачей и развила такой военно-промышленный потенциал, который на голову превзошел возможности врага, в распоряжении которого были ресурсы всей Европы.
Современная Россия в плане своих военно-промышленных возможностей находится в несравнимо более выгодном положении. Она располагает совершенно непострадавшим от военных действий высокоразвитым оборонным комплексом. Основные предприятия российского ОПК, выпускающие самую современную военную технику, рассредоточены по всей огромной территории страны и могут ритмично работать на значительном удалении от районов боевых действий. Никаких массовых эвакуаций людей и предприятий для этого не требуется.
Таким образом, РФ и по этому ключевому параметру имеет очень существенные преимущества над Советским Союзом образца осени 1942 года.
Сырьевые ресурсы
Достаточно напомнить о том, что практически единственным источником получения нефтепродуктов, без которых наша армия просто не смогла бы воевать, а промышленность работать, были в прошлую войну бакинские нефтепромыслы. Именно поэтому шла такая ожесточенная битва за Сталинград и Кавказ, от которой зависела судьба всей страны.
Сегодня энергетические ресурсы России на порядки превосходят потенциал СССР того времени, располагаются равномерно по всей территории страны, что практически исключает их потерю и утрату возможности функционирования армии и промышленности.
И здесь мы в большом плюсе по сравнению с нашими героическими предками.
И это только некоторые ключевые моменты, которые далеко не полностью описывают всю картину.
Достаточно сравнить морально-психологическое состояние Западного агрессора в разгар Второй мировой войны, когда немцы со своими сателлитами буквально рвались вперед и не жалели сил чтобы покорить СССР, с нынешним Западом. Который настолько вял, дряхл и утратил волю к борьбе, что даже сравнительно небольшая российская Специальная военная операция на Украине поставила его на грань экономической и социально-политической катастрофы. Что особенно характерно для положения Евросоюза, который правители Запада явно безуспешно пытаются бросить в огонь войны с Россией.
Союзники
Досужие скептики наверняка скажут, что в прошлой войне на нашей стороне были могущественные западные державы. И это, дескать, очень облегчило нам достижение Победы. А теперь они все против нас и, стало быть, наше дело труба.
Мы не станем сейчас вдаваться в детали вклада тогдашних «союзников» в нашу Победу. Скажем только, что они воевали исключительно за свои собственные интересы и никогда не учитывали наши. Мы могли не понести тех огромных дополнительных потерь на полях сражений, если бы англосаксы не тянули три года, три самых решающих и кровопролитных года, с открытием второго фронта в Европе.
Что же касается современного мира, то считать, что Россия наглухо изолирована от него, может только слепоглухой Байден или невменяемый Боррель. В действительности, Россия – неотъемлемая составная часть мирового геополитического уравнения. И в этом качестве она всегда будет иметь ровно столько союзников, сколько необходимо для того, чтобы это уравнение существовало. Не будет одних, будут другие, причем, возможно, даже более могущественные.
В заключение подчеркнем самое важное: Советский Союз, находившийся к концу 1942 года в несравнимо более тяжелом положении, чем нынешняя Россия, сумел найти в себе силы, мобилизоваться и нанести врагу сокрушительное поражение, изменившее облик всего земного шара.
И сегодня я хорошо понимаю Владимира Путина, который в своем высказывании 2010 года именно это имел в виду. Действительно, Советский Союз, лишенный в самый тяжелый период войны множества разных ресурсов и территорий, в том числе и целиком всей Украины, фактически и был по своим масштабам нынешней Российской Федерацией, но находился в куда более сложных условиях. И потому Победа над фашизмом была именно и прежде всего победой России. В том смысле, что оставшейся непокоренной врагом российской земли, ресурсов и населения вполне хватило для того, чтобы дойти до Берлина. И это действительно историческая реальность и обижаться тут нечего.
С учетом этого фундаментального и бесспорного факта всякие разговоры о мнимой немощи современной России и об её, якобы, неспособности противостоять очередной западной агрессии выглядят лишенными каких-либо оснований и совершенно абсурдными.