«Реставратор всея Руси»
«Реставратор всея Руси»
8 октября 2023 года выдающемуся художнику-реставратору, искусствоведу и писателю, председателю Ассоциации реставраторов России, академику РАЕН, заслуженному деятелю искусств Савелию (Савве) Васильевичу Ямщикову (1938–2009) исполнилось бы 85.
Его любили, опасались и не всегда понимали, но всегда слышали. Он умел убеждать и тревожить.
Называли «вулканом» и «самым беспокойным человеком России». Боролся за сохранение исторического облика многих её старинных городов.
Друзья часто называли Савву Ямщикова «реставратором всея Руси». Неутомимый исследователь и популяризатор древнерусского искусства.
Он всю жизнь самозабвенно спасал и популяризировал памятники русской культуры. Многие из них были возвращены из небытия только благодаря его мужеству и энергии.
Одним из первых в СССР он стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, которые во время Второй мировой были вывезены из государств, воевавших против Советского Союза. Ямщиков активно выступал против «безвозмездного» возвращения этих ценностей.
Савва Васильевич не уступал в яркости и остроте публицистики асам пера. Его выступления в печати и в эфире, по словам Александра Проханова, являлись «живым и страстным орудием воина, проповедника и просветителя».
***
Однажды, по приглашению Ямщикова, я побывал у него и дома, беседовал с ним более часа, получил одну из его книг с автографом.
Мы были прихожанами одного и того же храма – святителя Николая Чудотворца в Кленниках. Близ него он жил.
Поэтому я видел, как молился Савелий Васильевич, который довольно часто бывал на службах, исповедовался, причащался Святых Христовых Тайн.
Несмотря на свои больные ноги, Савелий Васильевич не оставался на первом этаже, где благодаря радиотрансляции всё было слышно, а поднимался в верхний храм.
Мне довелось слышать и яркие выступления Савелия Васильевича в Центральном Совете Всероссийского Общества охраны памятников истории и культуры (ЦС ВООПИиК), одним из основателей которого он был, в других местах.
«Если меня спросят, – подчёркивал Ямщиков, – что для меня основное – работа реставратора, чем я занимаюсь всю жизнь, работа искусствоведческая, чем я тоже занимаюсь всю жизнь, моя публицистическая деятельность, чем я занимаюсь в последние годы...
Я отвечу: основное для меня – это память, которую я должен сохранить.
Самое большое чувство, которое я испытываю сейчас, – благодарность к Богу за то, что он дал мне прожить, к людям, которых я встретил на своём пути».
***
Родился он в 1938 году в столице 8 октября, в день преподобного Сергия Радонежского.
Народный художник России Юрий Люкшин: «…мне кажется, что это не случайность. Подобно своему святому покровителю, он сочетал в себе духовную жизнь и государственное видение».
Детство Саввы Ямщикова пришлось на трудное и голодное послевоенное время. Он вырос на Павелецкой набережной: дом 4, барак 14.
Одна часть семьи Ямщикова из крестьян, другая из духовенства. Отец был командиром пожарного взвода, умер в 1941 году от скоротечной чахотки. Бабушка окрестила маленького Савву в старообрядческой церкви, на Преображенке. В строительстве этой церкви (архитектор Баженов) принимали участие предки Ямщикова, старообрядцы (беспоповцы).
Портрет С. Ямщикова. Художник Ю. Землянухин.
Из воспоминаний Саввы Ямщикова: «Я, выросший в бараке на Павелецкой набережной, лишённый наставничества погибшего в войну отца, опекаемый бабушкой, ибо мама с утра до вечера трудилась, чтобы не умерли мы с братом с голоду, сам занимался своим образованием и устройством в жизни.
Мне бесконечно повезло на встречи с уникальными людьми, начиная с университетских профессоров и кончая выдающимися спортсменами, сотрудниками провинциальных музеев, одарённейшими реставраторами, плотниками, сохранявшими сокровища Кижей, блестящими русскими офицерами, кинооператорами, писателями и просто одарёнными натурами».
Как выяснилось позже, его соседями были танцовщик Владимир Васильев, Юрий Лужков и Андрей Тарковский.
***
По воспоминаниям Ямщикова, он рано почувствовал тягу к книгам, «класса с пятого читал запоем».
В 1952 году отмечалось 100-летие со дня смерти Гоголя, был выпущен знаменитый синий шеститомник, с которым Ямщиков не расставался всю жизнь.
Он говорил, что Гоголь проторил ему дорогу в мир искусства. А ещё он очень любил читать произведения Диккенса, Достоевского, Аксаковых, Хомякова, Леонтьева.
Портрет С. Ямщикова. Художник О. Филатчев.
***
Окончив школу, Ямщиков некоторое время решал, куда пойти учиться. Он мечтал сниматься в кино, ещё школьником занимался в драматическом кружке, которым руководил актёр Вахтанговского театра Виктор Иванович Щеглов.
Юный Ямщиков любил декламировать стихи, особенно «Гармонь» из поэмы «Василий Тёркин», его даже дразнили «О, Тёркин идёт!».
***
В юности Ямщиков много времени проводил в Третьяковской галерее. Шутил, что так было зимой «теплее с девушками гулять».
По его признанию, на искусствоведческое отделение исторического факультета МГУ забрёл случайно. Конкурс был 19 человек на место, но он легко сдал экзамены.
На втором курсе технику живописи и реставрации преподавал Виктор Васильевич Филатов, оказавший большое влияние на Ямщикова.
С этим выдающимся реставратором он совершил первую поездку в Новгород, чтобы восстанавливать иконы, разрушенные во время войны.
Поездка была приурочена к 1100-летию Новгорода. Потом была первая поездка в Суздаль.
Портрет С. Ямщикова. Художник Р. Хачатрян.
***
В 20 лет Ямщиков начал работать во Всероссийском реставрационном центре (ВРЦ) в отделе иконописи.
Своего студента искусствоведческого отделения истфака МГУ пригласил сюда его университетский педагог Виктор Филатов, который заведовал этим отделом.
Здесь в те годы трудились знаменитые художники Игорь Грабарь, Павел Корин. Лучших учителей, чем все эти подвижники, трудно было найти.
***
Савва Ямщиков и Андрей Тарковский встретились в 1962 году, в кафе «Националь», где собирались художники, литераторы, артисты.
Режиссёр приступал к съёмкам нового фильма «Андрей Рублёв». Савве Ямщикову Тарковский предложил поработать консультантом в этом фильме. Но Ямщиков считал, что он слишком молод, чтобы выступать в такой роли.
Однако Тарковский ответил начинающему реставратору: «Мне как раз и нужен молодой человек, желательно единомышленник. А что касается недостатка опыта, то, когда возникнет такая надобность, вы обратитесь к своим учителям».
Как вспоминал Ямщиков, в поисках объектов будущих съёмок пришлось проехать по Карелии, Вологодчине, осмотреть храмы Новгорода, Суздаля, Владимира, Пскова.
Тарковский советовался с Ямщиковым не только при выборе натуры, но и при выборе актёров.
Так, однажды Ямщиков обратил внимание Тарковского на фотографию провинциального актёра Анатолия Солоницына, который и был потом утверждён на роль Андрея Рублёва.
Благодаря Ямщикову роль колокольного литейщика Бориски была отдана Николаю Бурляеву.
***
В Марфо-Мариинской обители, основанной святой преподобномученицей великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой, где в советское время размещался ВРЦ, Савелий Ямщиков проработал 20 лет.
Реставрировал иконы. Писал статьи о древнерусском искусстве. Влюбившись в него, оставался верен ему до конца своих дней.
***
Организованные Ямщиковым выставки, на которых показывались новые открытия реставраторов, стали неотъемлемой частью отечественной культуры.
На них воспитывались молодые художники, историки искусства, писатели и все те, кому дорого художественное наследие России.
А первую выставку икон – на Кузнецком мосту – Ямщиков устроил в 1960-е. С размахом и помпой. Очередь тянулась чуть ли не от Кремля.
…Савва Ямщиков был глубоко верующим человеком, его интерес к иконе имел очень личный оттенок.
Но огромный резонанс и общественное значение его деятельность приобрела из-за того, что она совпала со стихийно оформлявшимся в то время общественным движением.
…Выставку Ямщикова «Живопись древней Карелии» посетил Василий Шукшин и неожиданно предложил ему попробоваться на роль в фильме «Степан Разин». Но реставратор ответил отказом.
Из воспоминаний Саввы Ямщикова: «…Василий Макаровича Шукшин приходил, смотрел внимательно выставку. Он тогда готовился к съёмкам Степана Разина.
И он даже сказал: я бы вас хотел попробовать на роль Степана Разина. Я сказал: вот консультантом у Тарковского – это понятно. Если нужно будет быть консультантом у вас – я тоже соглашусь.
А актёрство… Мне, конечно, приятна такая “внешняя” слава, но тогда мне придётся не ездить в Псков и Новгород, и вы не придёте на следующую мою выставку».
***
Большую часть своей жизни Ямщиков провёл в русской провинции, сначала занимаясь профилактическими реставрационными работами на произведениях иконописи, а затем обследуя музейные запасники, составляя реставрационную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР».
Про себя Савелий Ямщиков всегда говорил, вторя любимому Пушкину: я не езжу, я «служу» по России. Псков, Новгород, Суздаль, Кострома, Ярославль, Карелия, Вологда, Кижи…
Здесь и ещё во многих других заповедных уголках России Савелий Васильевич занимался реставрацией произведений искусства и делал настоящие открытия.
По его словам, нет такой иконы в России, которую он не держал в руках, а чаще – реставрировал. Нет и такого старинного города, где бы Ямщиков не реставрировал фрески.
…Многие годы он работал у архимандрита Алипия (Воронова) в Псково-Печерском монастыре, о чём впоследствии написал фундаментальный труд. Собранная и отреставрированная под руководством Саввы Ямщикова во Всероссийском реставрационном центре уникальная коллекция ста икон «Живопись древнего Пскова» легла в основу псковской музейной экспозиции.
«Москва для России – мачеха, а провинция – мать родная, – любил повторять Ямщиков. – Жизнь моя, личная и творческая, отдана русской провинции, и я благодарен Богу за это».
***
Одним из итогов многолетнего труда стала грандиозная выставка «Реставрация и исследование музейных ценностей», которая в конце 1980-х явилась величайшим событием для всей страны.
Именно здесь были открыты миру удивительные провинциальные русские мастера прошлого.
Так, Савве Васильевичу мы обязаны знакомством с наследием гениального русского художника и мыслителя Ефима Честнякова, а крепостной художник Григорий Островский, с лёгкой руки Ямщикова, стал известен в России.
Он ввёл в искусствоведческий обиход русский провинциальный портрет XVIII – начала XIX веков, который до него не считали серьёзным искусством. Ямщиков открыл миру прелесть этих наивных, выполненных с простодушным вдохновением картин. Благодаря ему нам открылась дверь в прошлое, в мир серьёзно, с достоинством глядящих на мир офицеров в невеликих чинах, помещиков, бородатых купцов. Прошлое приобрело плоть и кровь, история заговорила – и за этим стоял подвижнический труд.
***
Ямщиков – автор многочисленных научных трудов, книг, альбомов, каталогов о русском искусстве. Он опубликовал сотни статей и интервью в периодике, много лет вёл постоянные рубрики на Центральном телевидении, снимал редкие сюжеты в различных городах России и за рубежом.
***
И в последние годы жизни Ямщиков успел сделать очень и очень многое. Это и защита Пушкинского заповедника, и годы борьбы за достойное проведение гоголевских торжеств, за первый в России музей писателя, за то, чтобы памятник работы Андреева остался на прежнем месте, возле дома, где Гоголь сжег второй том «Мёртвых душ» и где умер.
Он вёл активную борьбу за сохранение исторического облика древнего Пскова. Был строгим и страстным, неистовым, когда отстаивал свой любимый город, который, по его словам, для России мог бы стать тем же, чем является для Италии Флоренция.
«Псков близок. Потому что здесь жили люди – пусть меня извинят за нескромность, – характер которых я унаследовал не потому, что здесь работал. Видимо, во мне кровь такая. Здесь жили люди не разрушители. Они были созидатели. И во Пскове останутся эти созидатели», – говорил Ямщиков.
***
В 2009 году он дошёл до самых высоких кабинетов власти, чтобы решить проблемы Пскова. Очень хотел, чтобы появилась правительственная программа по его возрождению, восстановлению исторического значения.
Когда на глазах стали разрушаться его любимые псковские храмы, уже накануне своего 70-летия Ямщиков снял фильм «Псков погибающий».
Режиссёр Дмитрий Месхиев:«Ироничный, весёлый и прекрасный человек. Умнейший, сделавший для Пскова больше всех. Нет такого человека, который бы сделал для Пскова больше, чем Ямщиков.
Так громко, как кричал Савва, никто кричать не будет, и так рьяно отстаивать. Но я уверен, что продолжатели его идей будут.
Его дело не умрет, как бы пафосно это ни звучало. Уж очень глубокий задел совершён этим человеком».
Писатель Валентин Курбатов: «Для смерти никакие слова не равны. Но великие люди – а Савва Васильевич, несомненно, великий человек – может быть, последний в сонме тех, кто уходил так стремительно, кто был сердцем, счастьем, тревогой, надеждой России, – эти великие люди и смертью своей совершают последнее спасительное дело. Они поднимают нас, чтобы мы почувствовали, что мы на последнем пороге стоим».
Портрет С. Ямщикова. Художник Г. Животов.
***
Свой земной путь он завершил 19 июля 2009 года на 71-м году жизни во Пскове, во время одного из очередных приездов в любимый город.
Церемония прощания с реставратором «всея Руси» состоялась в Псковском музее-заповеднике.
В послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла подчёркивалось, что обширная и многообразная деятельность Ямщикова, требовавшая огромных усилий, характеризовала его «как человека, в полной мере осознавшего ответственность перед потомками за национальное культурно-историческое достояние».
Заупокойная служба прошла в Успенском храме Святогорского монастыря. Затем отслужили заупокойную литию в храме Георгия Победоносца на городище Воронич, в реставрации которого Савелий Ямщиков принимал самое активное участие. Погребли его (согласно завещанию, которое он сообщил за несколько дней до смерти: «возле Пушкина, возле Михайловского») 21 июля у стен этого храма, на родовом кладбище хозяев села Тригорское Осиповых-Вульф, где покоится и знаменитый директор государственного музея-заповедника А. С. Пушкина «Михайловское» Семён Гейченко.
Фото из открытых источников.