«Господь нам даёт свободу воли...»
«Господь нам даёт свободу воли...»
20 ноября 2023 года известному пастырю – архимандриту Петру (Афанасьеву) исполнилось бы 85 лет.
Архимандрита Петра (Афанасьева, 1938–2016) знали во многих уголках России и за её пределами как молитвенника за нашу страну и русский народ и мудрого наставника.
Всей своей жизнью он явил знавшим его пример жертвенного служения Богу и ближнему. Плодом его самоотверженных трудов и молитв стали святые обители и храмы, восстановленные и созданные вновь.
…По воспоминаниям его духовных чад, он был строгим и ласковым, внимательным и деликатным, всегда неизменно любящим, справедливым и отзывчивым на любую беду и боль.
«Любите веру Православную! Любите Родину! Любите язык наш русский! Храни вас всех Господь». Так заканчивал почти каждую проповедь отец Петр, а для большинства его духовных чад просто «Батюшка».
«Батюшка»! Какое ёмкое, тёплое, родное для каждого верующего человека слово, сколько мольбы, надежды на защиту, помощь, утешение слышится в этом обращении к горячо любимому духовному отцу.
Батюшка всегда был готов ободрить, поддержать, дать добрый совет всем, кто бы ни обратился к нему, принимая страждущих с утра до глубокой ночи.
Его молитвенный покров оберегал на протяжении долгих лет всех его многочисленных чад. Каждое слово поддержки и одобрения, сказанное о. Петром, было для его паствы дорогой и самой ценной наградой.
…В новейшей истории Русской Православной Церкви он навсегда останется как человек, который много сил, духовных и физических, положил на организацию монашеской жизни в трёх обителях: Заиконоспасском ставропигиальном мужском монастыре в Москве и в двух женских, также ставропигиальных – Шостьенском Никольском в Рязанской области и Свято-Троицком Александро-Невском в селе Акатово в Подмосковье.
По словам Батюшки, «монахи – это соль. Именно соль. И то, что миряне больше обращаются к монахам, – это закономерно, веками сложилась такая традиция. Монах – это чистота, нравственная, духовная, телесная. Люди к этому тянутся. И мы принимаем прихожан как сродников».
…Со временем эти бывшие подворья были преобразованы в ставропигиальные монастыри. Вместе с тем, духовных чад у Батюшки становилось всё больше.
Одни принимали монашество, другие жили семейной жизнью – и бремя забот о вверенных ему чадах постоянно возрастало.
А к каждому послушанию относился он с присущим ему усердием и тщанием, скрывая свои болезни и усталость, оставаясь всегда живым примером бодрости духа.
Нередко Батюшка говорил: «А что я сделал? Я ничего не сделал. Это всё Господь Бог сотворил. Вот посмотрите – на пустом месте Он создал три ставропигиальных монастыря, подворья, храмы. А мы только и дивимся чудесам Божиим».
…Эти чудеса происходили на глазах его духовных чад. И они могли только догадываться, каких трудов и сил это требовало от Батюшки.
…Он дружил с легендарным регентом Троице-Сергиевой лавры архимандритом Матфеем (Мормылём). В 1968 и 1978 годах участвовал в записи первых дисков церковных песнопений хора лавры.
…До того как он начал служение, много успел совершить Батюшка и в мирской жизни. В его «послужном списке» – диплом Московской консерватории и работа в Музыкальном училище имени Гнесиных, руководство Московской государственной филармонией и создание новых музыкальных коллективов; звания профессора, заслуженного деятеля искусств России.
…Имея в роду семь поколений священнослужителей, талантливый дирижёр и регент совершил закономерный для его духовного развития, но казавшийся удивительным для окружающих шаг – стал священником. В одном из интервью архимандрит Пётр вспоминал:
«С Церковью был связан с материнской груди. В семье все были верующие – и я был верующим.
Учился, как все. В школе меня ругали за то, что я ходил освящать куличи, тогда как мои сверстники были пионерами. В очень раннем возрасте, с юных лет, я познакомился с Троице-Сергиевой Лаврой.
Жил с Евангелием и старался жить по Евангелию, хотя это очень трудно, особенно в наше время.
Я выбрал путь с Богом. Наша семья была верующая, в роду я восьмой священник. И как-то не задумывался, монашеский или светский путь выбрать. Один старец мне сказал: “Когда наступит старость, тогда и примешь монашество, а так – живи по-монашески”.
И я всё время так и старался и как бы уже вёл себя к монашеству».
***
Архимандрит Пётр (в миру Александр Николаевич Афанасьев) родился 20 ноября 1938 года в селе Репецкая Плата Мантуровского района Курской области.
В день рождения он был крещён приходским священником в местном соборном храме Архангела Михаила с наречением имени в честь мученика Александра Солунского.
Его родители – Николай Иванович и Евдокия Григорьевна (впоследствии монахиня Евпраксия) Афанасьевы – были певчими хора этого храма.
***
Осенью 1945 года семья Афанасьевых переехала в Москву. Евдокия Григорьевна водила четверых детей в храм на богослужения.
С детства Александр пел на клиросе, проникаясь русской духовной музыкой. Пережив все тяготы военного времени, он возмужал и духовно окреп.
***
В 1960 году Александр Николаевич Афанасьев связал себя семейными узами с единственной избранницей – Евгенией Дмитриевной Андреевой (в зрелые годы – монахиней Анастасией), с которой познакомился в 1952 году, обучаясь в Доме пионеров игре на домре.
Венчал Александра и Евгению балабановский старец, восприемник Оптинского монашества схиархимандрит Амвросий (Иванов, +1978). Он оказал глубочайшее воздействие на духовное становление будущего пастыря.
Отец Пётр с особой теплотой вспоминал о своём первом духовнике. Его портрет всегда висел в комнатке, где Батюшка принимал духовных чад.
Евгения стала Александру любящей женой, матерью дочери Ольги, которая родилась в 1961 году, верной спутницей и помощницей.
***
По окончании специального музыкального училища по классу домры, преуспев в игре на контрабасе, Александр Афанасьев поступил в Саратовскую консерваторию, а затем перевёлся из неё в Московскую.
В 1963 году он был призван в армию.
Будучи к этому времени уже человеком семейным и не желая бросать учёбу, Александр Афанасьев обратился в Министерство обороны СССР с ходатайством, чтобы ему позволили служить рядом с семьёй и одновременно с воинской службой обучаться в Московской государственной консерватории.
Прошение было удовлетворено, благодаря чему в 1965 году уже сержантом ракетных войск он окончил консерваторию по классу контрабаса, также в тот же год окончил службу в армии.
***
В 1975 году Александр Афанасьев прошёл в консерватории курс обучения по классу дирижирования.
Так он связал свою профессиональную деятельность с музыкой, при этом сохраняя интерес к разным областям знаний, в том числе истории и литературе, и не забывая о собственном духовном развитии.
***
Музыка на долгие годы стала для Александра Афанасьева главным делом жизни. Как дирижёр и педагог он приложил немало усилий, чтобы повысить уровень исполнения классических произведений, привлечь должное внимание к русскому хоровому и инструментальному наследию.
В 1965–1975 годах Александр Николаевич был заведующим классом дирижирования музыкального училища имени Гнесиных.
В 1972–1992 годах был художественным и музыкальным руководителем Московской государственной филармонии. Получил звание профессора, заслуженного деятеля искусств России.
В советское время он дирижировал многими знаменитыми оркестрами, включая Большой симфонический (1977), гастролировал по России и за границей.
Несомненная его заслуга, что самобытная русская музыка зазвучала во всём мире, привлекла к себе должное внимание и была, наконец, оценена по достоинству.
Александр Афанасьев стоял у истоков нескольких существующих и поныне музыкальных коллективов.
Так, в 1975 году им создана Московская инструментальная капелла при Московской областной филармонии.
***
На протяжении десятилетий профессиональной деятельности в сфере музыкального искусства, Александр Николаевич Афанасьев не охладевал и к жизни духовной.
По его воспоминаниям, «после окончания вуза, работал, занимал высокий пост, но потом, когда возник вопрос о том, чтобы оставить эту работу, мне благословили это – и я спокойненько ушёл со своей должности, не задумываясь».
…В 1989 году зрелым, состоявшимся человеком в возрасте 51 года Александр Николаевич Афансьев вступил на путь служения Господу.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил хиротонию р. Б. Александра в сан диакона, а в 1991 году – в пресвитера.
***
С 1989 по 1992 годы отец Александр служил сперва диаконом, а затем священником в Свято-Троицком Ново-Голутвином Коломенском женском монастыре, а с февраля 1995 года – при Патриаршем подворье в Высоко-Петровском монастыре в Москве.
«Чтобы быть хорошим священником, нужно много знать, постоянно развиваться», – часто повторял он.
В 1990 году он поступил в Московскую духовную семинарию, которую окончил в 1994 году.
С 1992 по 1994 год был профессором и заведующим кафедрой церковного пения Российского православного института имени святого апостола Иоанна Богослова.
***
В 1998 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II иерей Александр назначается настоятелем Храма Спаса Нерукотворного Образа Патриаршего подворья бывшего Заиконоспасского монастыря Москвы.
Стоял у истоков основанного в том же году мужского камерного хора Заиконоспасского монастыря «Благозвонница», став художественным руководителем и регентом хора.
***
22 июня 1999 года был назначен настоятелем новообразованного патриаршего подворья храма святителя Николая Мирликийского села Шостья Касимовского района Рязанской области.
30 мая 2002 года при подворье было образовано сестричество.
24 декабря 2015 года подворье было преобразовано в Шостьенский Никольский ставропигиальный женский монастырь, в котором до своей кончины отец Петр оставался духовником.
***
В 2000 году наместником Московского Данилова ставропигиального мужского монастыря архимандритом Алексием (Поликарповым, ныне – епископом Солнечногорским) пострижен в монашество с именем Пётр в честь святителя Петра, митрополита Московского.
***
7 июля 2005 года был назначен настоятелем патриаршего подворья храма святого благоверного великого князя Александра Невского села Акатова Клинского района Московской области.
29 мая 2013 года подворье было преобразовано в Акатовский Троице-Александровский ставропигиальный женский монастырь, в котором отец Пётр до своей кончины являлся духовником.
***
В 2005-м, когда я работал в пресс-службе покойного Святейшего Патриарха Алексия II, состоялась моя встреча с отцом Петром.
…Встретились мы тогда неожиданно в одном из зданий Московской Патриархии в Чистом переулке. И вот недавно назначенный в эту обитель настоятель Свято-Троицкого Александро-Невского общежительного девичьего монастыря, что в Клинском районе Подмосковья, иеромонах Петр, человек уже немолодой, радостно улыбаясь, как ребёнок, задаёт мне риторический вопрос:
– Вы верите в чудеса?! Только что меня принял и благословил Святейший Патриарх Алексий, к которому я и не чаял попасть, зная его огромную занятость.
А потом, когда пришёл со своими проблемами к архиепископу Истринскому Арсению (Епифанову, ныне – он митрополит Липецкий и Задонский; НГ), владыка неожиданно передал для нашей обители несколько древних икон, которые пожертвовал Московской Патриархии предприниматель Александр Ястребов. Причём вышел он из его кабинета буквально передо мной...
– Божий Промысл, отец Петр!
– Божий Промысл! – соглашается он.
…Отец Петр рассказал мне тогда о своей обители. Свято-Троицкий Александро-Невский общежительный девичий монастырь возник в 1899 году на основе женской общины, учрежденной в 1889 году на средства Ф.О. Захарова.
Самым интересным и значительным памятником церковной архитектуры монастыря был собор Александра Невского.
Он построен в 1902–1904 годах по проекту известного московского архитектора И.П. Машкова, участника реставрации Успенского собора в Кремле, храма Василия Блаженного на Красной площади.
…Когда в 1930-е годы монастырь был закрыт, местное население стало потихоньку растаскивать на стройматериалы деревянные и каменные постройки.
Затем многие годы территорию бывшей обители занимал пионерский лагерь «Факел».
…Когда «Факел» потух, отец Петр принял руины.
Остатки изуродованного храма скрывало здание из стекла и бетона – типичная постройка 1970-х годов, где располагался пищеблок.
День за днём шла работа. И вот над возрождаемым храмом вновь поднят крест.
– А икон у нас не было, – сказал, прощаясь, счастливый отец Петр. – Подарок по молитвам как нельзя кстати. Дар от Господа! Теперь, верю, и монастырь наш скорее возродим. В нём будет около тридцати насельниц. Приезжайте посмотреть, что уже сделано, и помолиться вместе с нами.
Поблагодарив за моё предложение помочь донести сумки с иконами до его машины, отец настоятель величественно направился по одному из коридоров Патриаршей резиденции в Чистом переулке к выходу. …Это была единственная, увы, встреча с отцом Петром, которую я запомнил на всю жизнь.
***
6 апреля 2006 года был возведён в сан игумена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в храме святителя Николая в Звонарях города Москвы.
В 2006 году был назначен настоятелем храма Трёх святителей села Волынщино Рузского района Московской области, который стал патриаршем подворьем Заиконоспасского монастыря.
***
Решением Священного Синода от 5 марта 2010 года был назначен наместником вновь открытого Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря города Москвы, который был выделен из патриаршего подворья бывших Заиконоспасского и Никольского монастырей в Китай-городе, также до своей кончины являлся духовником этого монастыря. Отец Петр вспоминал, что ещё студентом, прогуливаясь мимо закрытого тогда Заиконоспасского монастыря, размышлял о том, как хорошо было бы возродить и вновь открыть эту древнюю обитель.
***
19 апреля 2011 года Святейший Патриарх Кирилл во время посещения обители в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора Заиконоспасского монастыря вручил о. Петру игуменский жезл с возложением наперсного креста с украшениями.
…1 мая 2013 года был возведён в сан архимандрита Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в верхней церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Спасского собора Заиконоспасского монастыря.
***
Отец Пётр удостоился милости Божией иметь духовное общение с великими подвижниками XX – начала XXI веков, среди которых особое место принадлежит схиархимандриту Амвросию (Иванову), ставшему, как позднее и два других старца – архимандрит Кирилл (Павлов) и архимандрит Наум (Байбородин), – образцом беззаветного пастырского служения.
Под руководством о. Наума Батюшка постигал монашескую науку, ещё с первых послушаний маляра и регента в Александрове, приучаясь с радостью и безотказностью принимать волю своего духовника.
***
11 апреля 2016 года в 7 часов утра архимандрит Пётр (Афанасьев) преставился ко Господу после принятия Святых Христовых Таин в городе Москве, на 78-м году жизни.
13 апреля отпевание почившего совершил в нижнем храме в честь Всемилостивого Спаса Заиконоспасского монастыря наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност (Гузиков) (ныне митрополит Каширский, наместник Донского монастыря Москвы) в сослужении многочисленного духовенства.
Батюшка погребён в правом приделе великомученика Пантелеимона Целителя Александро-Невского храма Троице-Александровского ставропигиального женского монастыря села Акатова Клинского района Московской области.
***
Иеромонах Ермоген (Корчуков):
«Отец Петр наставлял собственным примером, учил быть строгим к себе и тепло, ненавязчиво участвовать в жизни ближнего, быть внимательным к движениям собственной души и сосредоточенным в молитве.
В благом порыве, свершении или творческом успехе любимых чад он признавал не свою пастырскую заслугу, но только лишь милость Божию.
Каждая его проповедь вбирала в себя многолетний духовный и жизненный опыт. Архимандрит Пётр обращал особое внимание на внутреннее устроение конкретного человека и находил для каждого именно те слова, на которые отзывалась душа. Они могли быть обличительными, поучительными, остроумными. Главное, в них всегда чувствовалось живое участие и открытость, готовность помочь и спасти. Пастырь счастливым образом сочетал в себе живой, гибкий ум и твёрдый, несгибаемый дух.
Пользующийся огромным авторитетом архимандрит Пётр никогда не употреблял сверх меры силу своего пастырского слова.
Он избегал публичности, смиренно скрывая все свои чины, достижения и, особенно, духовные дары. Не принимал похвалы или возвеличивания, не любил, когда упоминали его таланты – от художественных до хозяйственных и административных.
…Главным для архимандрита Петра всегда оставалось служение Богу. Даже в последнее время, стойко перенося тяготы страданий, он на традиционный вопрос о его самочувствии всегда радостно отвечал: “Служу!”
Действительно, для отца Петра церковное служение было синонимом жизни, медленно перетекавшей из времени в вечность и постепенно приготовлявшей его к встрече с Господом».
***
Скольким людям он помог добрым словом, взглядом, ласковым или же строгим, знает только Господь. Иной раз отец Пётр говорил всего несколько слов, а человек уходил просветлённым, изменившимся.
Его духовные чада помнят его, высокого, светлого, с ясным взором внимательных, ободряющих, любящих глаз.
Каждый из его них помнит случаи, когда Батюшка отвечал даже на незаданные, но мучившие человека вопросы; подсказывал образ действий в ещё не возникшей ситуации, советом или намеком, как бы мимоходом, помогал разрешить возникшие сложности жизни.
***
В его духовном наследии важное место занимает «Послание внукам архимандрита Петра, наместника Заиконоспасского монастыря».
– Всегда вставайте с Богом и целый день живите и делайте с Ним все дела.
– Старайтесь любить родителей и делом, и душой.
– Воспитывайте в себе любовь к труду, так как на земле трудом живёт человек.
– Седьмой день отдавайте служению Богу.
– Когда будете взрослыми, советуйтесь с родителями. Без родительского благословения ничего не начинайте.
– В выборе мужа, жены будьте внимательны. Не спешите! Если не узнали родства до четвёртого колена – не вступайте в брак. Испортите жизнь и себе, и вашим детям (могут родиться больными духовно и телесно).
– Детей воспитывайте с младенчества: учите любить Бога каждый день, а то будет поздно.
– Старайтесь много не говорить – приучайтесь обуздывать свой язык (рулевой греха). Это очень трудно, но надо!
– Уходите от друзей пьяниц и блудников, которые по мысли своей сумасшедшие. Они живут в огне: хотя ходят красиво одетые и ездят на дорогих машинах, вечера проводят в ресторанах, а душа в грехах и конец их плохой.
– А пред Богом после смерти нет оправдания, если человек стремится только к растлению души.
– Не будьте лицемерами и не выбирайте друзей среди них.
– К людям прислушивайтесь, будьте всегда осторожны, тайны души лучше доверять духовнику.
– Береги здоровье смолоду. Иные будут показывать силу, а ты не показывай, ибо Господь Бог даст тебе, когда надо, и силу, и красоту, а кто бахвальствует – у того Господь Бог отнимет и то, что имеет.
– Будьте патриотами: любите Родину, защищайте, не предавайте её, а то окажитесь плачущими людьми без храмов и родства.
– Избегайте прослушивания музыки с низкими частотами, бесовских зрелищ, дискотек, на которых танцы напоминают шабаш ведьм. На таких мероприятиях молодёжь зомбируют, гипнотизируют и разлагают.
– Настанут тяжёлые времена: телевизор, компьютер, телефон будут нарушать ваш внутренний мир. Постарайтесь выбирать программы по телевизору, игры в компьютере, которые бы не разлагали ваш ум грехом. Используйте прогресс для укрепления веры, для познания истины.
– По рождению «каждая душа христианка», в Крещении возрождается благодатью Христовой, но сохранит ли человек любовь, надежду, веру во Христа – это уже зависит от него. Господь нам дает свободу воли.
Помоги вам Господи прожить жизнь во Христе.
27.10.2002 г. Москва
С любовью во Христе ваш о. Петр».
Фото из открытых источников.