О румынизации Молдавии

Пока Россия занята событиями на Украине, молдавские власти во главе с президентом и гражданкой Румынии Майей Санду разжигают русофобские настроения в обществе.

В республике отключены российские телеканалы, политиков принуждают говорить в эфире на румынском языке, Санду постоянно обвиняет Москву в желании лишить Молдавию суверенитета и требует вывести российских миротворцев из Приднестровья.

Сложно понять, защитницей какого суверенитета выставляет себя Санду, если она отказывает молдаванам в праве называться молдаванами, а их языку – молдавским. Молдавский является региональной разновидностью румынского, но и румынский можно назвать разновидностью молдавского, тем более что молдаване как народ появились в истории намного раньше румын. Знаменитый господарь Молдавии Штефан III Великий осознавал себя молдаванином, но не румыном, поскольку румыны как единый народ образовались только к XIX в.

Учитывая, что Бухарест считает Россию главным противником в регионе, русофобия курируемых Румынией молдавских властей объяснима. Окончательному поглощению всего молдавского всем румынским на уровне национального сознания мешает пророссийская часть молдавского общества, а также те, кто твёрдо придерживается молдавской идентичности и не собирается превращаться во второсортного румына. Также Приднестровье, как последний островок кириллической молдавской культуры, стоит Бухаресту поперёк дороги на пути к Великой Румынии.

Санду и её бухарестские покровители могут сколько угодно объявлять молдаван румынами. Безусловно, это будет иметь определённый идеологический эффект, но полного превращения молдаван в румын не произойдёт, пока молдаване опираются в своей культуре на Россию и русский язык. Сам факт наличия в Молдавии кириллической русской культуры напоминает молдаванам, что и они часть кириллической ойкумены.

Поэтому за тридцать лет с момента распада Советского Союза сторонники румынизации в республике так и не стали большинством.

Русофобия в исполнении Санду ставит целью окончательную дискредитацию Русского мира, чтобы оттолкнуть от него этнических молдаван и положить конец подсознательной ориентации молдавского общества на кириллическую культуру. 

Первоначально румыны тоже пользовались кириллицей, но к концу XIX в. подверглись латинизации при поддержке стран Европы, особенно Франции и Италии. Новоиспечённой румынской нации отводилась конкретная геополитическая роль – перекрыть путь из Москвы в Белград, из русских – в сербы. Поэтому даже социалистическая Румыния была в натянутых отношениях и с Советским Союзом, и с Югославией, если та сближалась с Кремлём.

В период охлаждения советско-китайских и советско-югославских отношений в 1960-х Румыния старалась сформировать геополитическую ось Бухарест – Белград – Пекин. Уже тогда румынское руководство заявляло о том, что в Молдавии и Румынии живёт один народ.

Этнически румыны и молдаване действительно являются одним народом. Тем не менее, молдаване не должны становиться румынами №2! Во-первых, потому что они появились как народ раньше румын, о чём уже говорилось. Во-вторых, румынизация Молдавии равносильна её фашизации.

В октябре в Яловенском районе Молдавии открыли т.н. Аллею румынских героев – тех, кто вместе с Гитлером напал на Советский Союз в июне 1941.

«Здесь открыли аллею «румынских героев», погибших в боях с войсками Красной армии 16 июля 1941 года. Помимо румынских чиновников, почтить солдат армии Иона Антонеску прибыл и государственный секретарь министерства обороны Молдавии Валериу Мижа, который беззастенчиво вторил старшим братьям из-за Прута о том, что погибшие во имя безумных идей фашистского кондукэтора солдаты – герои. За последние три года ни один представитель министерства обороны РМ не удостоил своим участием мероприятий по увековечению памяти советских воинов», – сообщил руководитель Национального оргкомитета «Победа» Алексей Петрович.

Молдавские румынизаторы во главе с Санду не могут не поклоняться румынским фашистам, потому что тогда им придётся признать, что румынизация и фашизм в 1941 г. пришли на молдавскую землю вместе как убийцы, а не спасители. Санду и её клика не могут не осквернять память о Великой Победе, потому что тогда им придётся признать, что разгром Румынии Красной армией был победой над союзником Гитлера. И придётся объяснять, почему у прогитлеровской Румынии в 1941 и у нынешней Румынии одни и те же интересы, а именно поглощение Молдавии и ликвидация молдавского национального самосознания.

Ситуация так сложилась, что в Молдавии русская кириллица и русская культура стали синонимами победы над «коричневой чумой» ХХ века, румынская латиница и политическая культура стали синонимами оправдания фашизма и восхваления румынских союзников фюрера.

Современные фюреры не так откровенны, как главарь Третьего рейха. Они носят дорогие костюмы и галстуки, но пытаются добиться тех же целей, что и Третий рейх, только под прикрытием правозащитной демократической риторики и с учётом современных геополитических реалий. 

Русскую и молдавскую культуру румынизаторы приговорили к смерти. Этим объясняется всплеск русофобских настроений кишинёвской элиты.

5
1
Средняя оценка: 3.01887
Проголосовало: 53