Речь Посполитая Двух Народов – шляхетский шовинизм + неонацизм
Речь Посполитая Двух Народов – шляхетский шовинизм + неонацизм
В Польше продолжают рекламировать наследие Речи Посполитой Двух Народов с расчётом очаровать ею соседнюю Белоруссию.
Специализирующееся на тематике «восточных кресов» издание Kresy24.pl указывает на стратегически важное местоположение Белоруссии и подчёркивает, что у поляков и белорусов много общего. Подразумевается, что с Россией и русскими у белорусов ничего общего нет.
«Речь Посполитая Двух Народов была многонациональной. Это не было только польское государство… Наш восточный сосед в начале своего существования ориентировался на наследие Великого княжества Литовского. Лукашенко всё поменял… Прекрасным доказательством речьпосполитовского самосознания белорусов является сегодня полк добровольцев им. Кастуся Калиновского, воюющий на Украине против России. Назвали свой отряд именем руководителя Январского восстания [1863 г.] в Литве, который сражался за права крестьян и взращивал в них это самосознание», – витийствует издание, финансируемое Канцелярией председателя Совета министров Польши через фонд «Свобода и демократия» (Fundacja Wolność i Demokracja).
В этой цитате много вранья и недомолвок. Во-первых, Речь Посполитая Двух Народов, образовавшееся путём поглощения Польшей Великого княжества Литовского (ВКЛ), в состав которого входила нынешняя Белоруссия, была в политическом смысле сугубо польским государством. Русский язык и православие в ВКЛ подверглись мощному ассимиляторскому и католическому давлению. Сохранять русско-православное наследие ВКЛ поляки не собирались.
Во-вторых, т.н. полк им. Калиновского – неонацистское формирование. В январе 2023 в Варшаве торжественно похоронили боевика Эдуарда Лобова, убитого на Украине. Большинство польских СМИ, Kresy24.pl в том числе, умолчали о нацистских симпатиях погибшего (доказательства – его фото в интернете в немецкой каске с рунами СС). Но некоторые издания правду про Лобова всё-таки написали, возмутившись тем, что в Варшаве с почестями хоронят любителя СС.
Если полк им. Калиновского – это проявление речьпосполитовского самосознания, а Kresy.pl утверждает именно так, тогда это самосознание, как и сама Речь Посполитая, несёт в себе нацистские смыслы. В 1930-х так и было. Тогдашняя Речь Посполитая первой заключила с Гитлером договор о сотрудничестве и собиралась участвовать в немецком «дранг нах остен».
В-третьих, Калиновский никакой не Кастусь. Его настоящее имя Винценты Константы. Был хитрым польским шляхтичем, прикидывался белорусским мужиком, потому и имя взял себе Кастусь. Подбивал белорусов поддержать польский мятеж 1863 г., говорил, что они «поляки из веков вечных, живут на земле польской и едят хлеб польский». «Для антуражу» специально коверкал свою речь на крестьянский манер, одевался как сельский житель, издавал для белорусов русофобские газетки. Печатал их по-белорусски, но латинским шрифтом. Расписывал, как сладко будет белорусам под польским владычеством, если победят русских.
Белорусы поддержали не поляков, а российскую армию. Калиновского по приговору суда повесили. И не за призывы к восстанию и газетки, а за самые настоящие акты насилия и убийства, совершённые его шайкой против православных белорусов, в т.ч. священников.
Теперь понятно, какое самосознание взращивал в белорусах Калиновский? И что такое Речь Посполитая Двух Народов в её геополитическом измерении? Это проект втягивания Белоруссии в орбиту польского влияния, но не для мирной жизни вдвоём, а для дальнейшего развития ситуации в ущерб Русскому миру. Как и много веков назад, белорусы приговорены здесь к идеологическому ополячиванию и окатоличиванию. Они могут оставаться православными, но должны ненавидеть всё русско-православное.
Ссылки польских пропагандистов на многонациональное наследие Речи Посполитой прошлых времён нелепы. Польское национальное сознание не приспособлено к жизни в действительно многонациональном государстве. Самый кровавый период взаимоотношений поляков с другими народами в Польше – это как раз в то время, когда доля непольского населения была высокой (крестьянские восстания XVI-XVII вв. и кровопролитие в предвоенной Польше).
Поляки как народ могут жить только рядом со сравнительно небольшими национальными меньшинствами. Едва доля непольских народов (белорусы, малороссы) превысит определённый количественный порог, начинаются межнациональные стычки. Сегодня самый распространённый упрёк в адрес Варшавы со стороны оппозиционно настроенных граждан из-за наплыва украинских мигрантов – «Вы превращаете Польшу в многонациональное государство!».
Если бы многонациональность была для Речи Посполитой чем-то само собой разумеющимся и исторически естественным, разве звучал бы такой упрёк? Разве можно представить, чтобы немалая часть российского общества стала требовать превращения России в моноэтничное государство? Звучит нелепо. А для Польши моноэтничность норма.
Белоруссия нужна Польше как плацдарм для милитаристского давления на Россию. Сами белорусы и их культура Варшаву не интересуют.