«Сербия в моём горячем сердце...»
«Сербия в моём горячем сердце...»
Никита БРАГИН. «Сербская рапсодия». Поэзия. – Новокузнецк: «Союз писателей», 2023. – 108 с...
Новая книга известного русского поэта Никиты Брагина называется «Сербская рапсодия». Не секрет, что сербская тема в новейшие времена получила большое звучание в русской общественно-политической жизни и нашла значительное отражение в литературе, особенно в поэзии. Сербский народ является наиболее исторически близким русскому народу, нас связывает единая духовная традиция и давняя взаимная братская симпатия, основанная на родстве происхождения и сходстве мировоззрения. В то же время, сербы – это самобытный народ, имеющий собственный яркий национальный характер, свою героическую историю и богатую культуру. Литературная традиция сербского народа неразрывно связана с его историей и православным вероисповеданием. На протяжении столетий Сербия героически отстаивала свою свободу и независимость от посягательств завоевателей. Легендарная битва на Косовом поле, запечатленная в народных песнях и сказаниях, и по сей день является событием, имеющим мистическое значение для сербского национального самосознания. Книга Никиты Брагина охватывает ряд аспектов русско-сербского братства, выражая средствами художественного слова важнейшие смыслы нашего славянского православного бытия. Относительно небольшая по объёму, книга «Сербская рапсодия» значительна по содержанию. Большинство стихотворений связано с историческими фактами и событиями, поэтому в конце книги автор поместил раздел примечаний, делающих возможным более глубокое понимание авторского замысла. В авторском предисловии к книге Никита Брагин так объясняет мотивацию к её написанию:
«Моё обращение к сербской теме определяется как накалом борьбы, далеко выходящим за рамки Донбасса и Украины, так и необходимостью цивилизационного утверждения (по моему глубокому убеждению Россия и Сербия относятся к единой, восточно-европейской или славяно-русской цивилизации, наследницы византийско-балканской). И, конечно, я не могу забыть свою жизнь в Сербии, куда я впервые попал в очень далёком 1959 году благодаря своему отцу».
Благодаря тому, что ранние годы жизни поэта были непосредственно связаны с жизнью в Сербии, вся лирическая ткань книги насыщена личностным восприятием – воспоминаниями, впечатлениями и раздумьями. Глубокое знание ключевых событий сербской истории, способность к художественному обобщению и поэтический талант обусловили значение книги «Сербская рапсодия» не только для литературного процесса, но и для укрепления духовного братства русского и сербского народов. Этого значения не может умалить небольшой тираж книги, поскольку в своём идейно-художественном смысле она состоялась и в нужное время будет востребована и прочитана на том уровне, которого она заслуживает по своим достоинствам.
Книга «Сербская рапсодия» требует не только неравнодушного, но и квалифицированного чтения. Поэтическая речь Никиты Брагина очень индивидуальна и до предела насыщена авторской энергетикой, весьма далёкой от распространённого в современной поэзии обезличенного приглаженного лиризма, равно как и от столь же обезличенного казённого пафоса. Метрическая организация его стихов соответствует русской классической традиции с органичным вкраплением элементов народно-поэтической речи. В лексическом отношении поэзия Никиты Брагина являет чрезвычайное разнообразие, свободу от стереотипов и штампов той или иной литературно-идеологической «группы». Фонетически стихи чрезвычайно звучны и выразительны, но эта звучность кардинально отличается от заезженной безликой «музыкальности» (механически воспринятой множеством современных стихотворцев от эстетики так называемого Серебряного века). В звучании стихов Никиты Брагина, гармоничном и организованном, всегда слышится какая-то затаённая тревожность.
Возьми моё сердце, река,
за громы всех армий Европы,
за рваные шрамы окопов,
за грань ледяную штыка,
за жаркую смерть у виска,
за эту могильную глину,
за то, что уже не покину
твой берег, родная река…
<…>
Простите, родные поля,
прости, золотая Морава,
храни мою крестную славу,
храни мою правду, земля!
(«1914»)
Чрезвычайно художественно и тактично определяется соотношение между сербской и русской исторической драмой. Отстраняясь от идеологических коллизий, оставляя за пределами внимания преходящие факторы, лирический герой выводит на первый план главную суть трагедии русского бытия начала XX века. В текущей литературе такая тема зачастую растворяется в благонамеренной риторике и эмоциональной заданности (т.е. предполагается, что тема «работает» сама по себе). В стихотворении «Красный и белый» слышатся интонации и мистического прозрения, и молитвы, и исповедального излияния. Пронзительная образность, эмоциональная контрастность, обострённая внимательность авторского зрения – все эти элементы творческого процесса создают поэтическое полотно, оказывающее глубокое эмоциональное воздействие на читательское сознание.
Алый плющ на стене белокаменной,
пятна крови на белой рубахе,
ликование жаркого пламени
под покровами бледного праха.
От взаимной вражды обессилев,
белый с красным слились и застыли,
лёд с огнём породили слезу,
а она в багрянице заката
сочетает осеннее злато
и вечерних небес бирюзу…
Поэтический рассказ о Сербии пропускается через лирическое мировосприятие и становится исповедью, наполненной воспоминаниями и историческими грёзами. Память о героической и трагической истории не даёт покоя поэту, заставляя его переживать историю заново, и в процессе этого переживания он старается прозреть контуры и черты грядущего. В стихотворении «Закат над Белградом» лирический герой Никиты Брагина высказывает терзающие его мысли и делится своими предчувствиями:
…Я не могу забыть, как жгли твои святыни!
Их пепел не остыл, огонь в нём спит поныне,
сомнений и тревог умом не перечесть,
а сердце чует зло и ждёт лихую весть.
Страна моя! Весна, распятая на кольях,
могильный чернозём, где травы дышат болью!
В тебе горит уран и кроется тротил,
в тебе кресты церквей и тишина могил.
И слава, что навек повенчана с печалью,
и стебелёк лозы, обнявшийся со сталью,
и сила вольных рек, и гор твоих краса,
и на земле – ярмо, а царство – в небесах!
Стихотворение «Сербия в моём горячем сердце…» – признание в любви, поэтическое объяснение в своих чувствах к этой прекрасной стране, окружённой в сознании многих русских людей романтическим ореолом. Любовь к Сербии становится источником душевных сил, даёт нам понять, что мы не одиноки в этом мире, что есть на свете братская страна, не имеющая с Россией общих границ, но связанная с ней нерасторжимыми духовными и родственными узами.
Сербия в моём горячем сердце,
Сербия в моей душе воздушной,
а во мне – ни капли сербской крови,
а во мне Поволжье и Поморье…
Но к тебе всю жизнь я возвращаюсь,
Сербия, отечество второе…
Сотни раз с тобой я умираю,
и с тобою возвращаюсь к жизни,
сотни раз я узнаю твой голос
то в дубравах, то на горных кручах,
то среди туманного покоя
рек, что в море русское стремятся.
Так судьба мне с детских лет решила,
два сулила счастья мне, два горя,
две страны любимых, две отчизны!
Книга «Сербская рапсодия» содержит много смысловых пластов и требует глубокого добросовестного читательского погружения. В этой краткой рецензии процитированы стихи, дающие представление об общей направленности книги и о её стилевых особенностях. Ряд стихотворений, затрагивающих ключевые, системообразующие моменты сербской национальной мифологии и истории (например, «Пахота Марко Королевича», «Дервиш и Смерть», «Сон Марко Королевича», «Мехмед-паша», «Змей огненный» и др.) требуют полного цитирования и отдельного критического рассмотрения. Большой пласт лирических стихотворений, связанных с воспоминаниями о Белграде («Белградская полночь», «Два кладбища», «Скадарлия» и др.) и о других памятных местах Сербии, осуществляет не только литературную, но и просветительскую задачу.
В заключение следует сказать о том, что каждая книга русского поэта Никиты Брагина была значительным явлением современного литературного процесса, и книга «Сербская рапсодия» не стала исключением. Большое поэтическое дарование, высокая культура слова, глубокое содержание, приверженность национальным духовным основам – эти качества ставят её в ряд самых значительных достижений современной русской поэзии.