Сокровенное состояние души

Наталья ЧИСТЯКОВА. «Зябкая память». Стихи. – М.: Издательство «У Никитских ворот», 2023. – 128 с.

Современная жизнь, с её сумасшедшим ритмом и фактической отменой всех традиционных критериев, почти не оставляет времени и места для душевных раздумий и рефлексий. Сегодня, когда система бытийных координат выстраивается заново, фактически рождается в муках в сплетении противоречий действительности; когда разрыв между поколениями обретает характер гуманитарной драмы с необратимыми последствиями; когда нравственный нигилизм проник в самое существо жизненного таинства –   порой кажется, что уже бессмысленно взывать к исконным ценностям человеческого духа, а проще принять неизбежное и включиться в общую игру – игру бессмысленную и беспощадную, в которой не предполагается победителей… Душевное омертвение, эмоциональное выгорание – проблемы, которых мало кому удалось избежать в наши дни. Фантастические соблазны обещанных сказочных перемен и неизбежно следующие за этими соблазнами разочарования опустошили души и оставили их один на один с зияющей бездной обессмысленного бытия. Что можно предложить в качестве противодействия этому? В нашем недавнем прошлом было много хорошего, осмысленного, душевного, и всё это в той или иной мере сохраняет наша память. В этом можно найти надежду и опору, а может – и истоки обновлённого смысла жизни. Слово талантливого поэта способно стать связующим звеном прошлого – через настоящее – с будущим, смутные очертания которого сегодня ещё даже и не просматриваются сквозь тяжёлое марево современности. У памяти есть свойство отбрасывать случайное и сохранять главное, то, что составляет глубинную суть эпохи, оставившей глубокий след и в истории, и в жизни людей. 
Книга известной русской поэтессы Натальи Чистяковой «Зябкая память» самим своим названием говорит о своей направленности. В её стихах русское национальное мировоззрение органично выражено в стилевых тенденциях, в классической звукописи поэтической речи, в ярких и наполненных смыслами образах. Пронзительная задушевная нота, проходящая сквозь всю ткань книги, делает её универсальной для восприятия – сердце русского человека, независимо от социальной принадлежности, чутко отзовётся на поэтический голос, проникновенно говорящий о родном и близком: 

За духмяною калиной 
Старосветский соловей 
Песней дивною, старинной 
Сладко потчует людей. 

Неприметная пичуга 
К микрофону вновь встаёт, 
И одна на всю округу 
Ночью душною поёт.   

Про далёкую чужбину, 
Про житьё-бытьё на ней. 
Как поёт из-за калины 
Одичавший соловей! 

И Россия слышит это, 
И не спит в слезах она. 
У певца и у поэта 
Жизнь одна и ночь одна. 

Доверительная интонация, традиционная образность, изящное сочетание лиризма и жизненной философии – всё это, а также и многое другое делает поэзию Натальи Чистяковой подлинно народным явлением. Не разбрасываясь на формальные эксперименты и модные темы, поэтесса твёрдо и последовательно развивает русскую литературную традицию в современной системе бытийных координат. И ей это удаётся с неподдельной искренностью и непосредственностью. Свежесть взгляда заставляет играть живыми красками предметы и явления, казалось бы, привычные от рождения. Лирическая героиня Натальи Чистяковой всматривается в жизнь с большой любовью и неподдельным интересом. Темы, которые она развивает в своих стихах, без преувеличения можно назвать вечными. 

Родовые корни, 
Отчие могилы.  
Прорастают в душу 
Лики самых милых. 

Высветляет Китеж 
Светлояр былинный. 
Доберусь до дома 
Хоть пешком по глине. 

Вглядываюсь в окна – 
В сердце ветер резкий: 
Не посмотрит мама 
Из-за занавески. 

Стихам Натальи Чистяковой присущи народные интонации, элементы фольклорного звучания. Связь с народной жизнью, с народным словом чувствуется во многих стихах поэтессы, некоторые из которых органично ложатся на песенную мелодию. Следует сказать, что жанр стилизации требует от автора не только глубокого знания фольклорной традиции и языкового материала, но и чувства меры и вкуса, чтобы стилизованные произведения, оставаясь авторскими, образовывали органичную внутреннюю связь с народным поэтическим мышлением. Простота должна иметь свои границы, дабы не переходить в бесплодную игру словами. Наталье Чистяковой прекрасно удаётся воплощение алгоритмом народного творчества в рамках авторского лирического стихотворения. 

Ах, морошка ты, морошка, 
Наша – север сторона. 
Я была хмельна немножко, 
А сейчас – пьяным-пьяна. 

Оттого и нетрезва я, 
Что туманна моя даль. 
Ночью плечи согревая, 
Холодно набросил шаль. 

Ах, морошка ты, морошка, 
Не моя ли тут вина: 
Обманулась я нарочно, 
Мол, одна в лесу княжна... 

Песенная удаль, граничащая с отчаянностью, пропитана всё той же задушевностью интонации, делающей стихи Натальи Чистяковой близкими и понятными самому широкому кругу читателей. Лирическая героиня поэтессы духовно связана с родной природой, и все её чувства находят выражение и в контексте природных явлений, которые являются для неё истоками смыслов и чувств. В то же время, не чужда ей и философская нота, размышления о тайне бытия также находят отражение в книге Натальи Чистяковой. 

Всё так же пахарь сеет хлеб, 
И мир внимает новым бредням. 
Полураспят, полураздет 
Народ. Довольствуется медью. 

Мы начищаем вновь алтарь 
Давно ушедшей в небыль сказки, 
Где нам всемилостивый царь 
За так раздаривает маски... 

В книге, относительно небольшой по объёму, запечатлены острые и глубокие чувства, выражены простыми словами глубокие и вечные мысли. О любви поэтесса пишет пронзительно, но сдержанно, находя необходимые слова, не позволяющие чрезмерно выйти за пределы доверительной откровенности, скатиться в показную исповедальность. Патриотическое чувство поэтесса также выражает с глубоким достоинством, не расплёскивая эмоции, а высказываясь вдумчиво и сосредоточенно. 

Вологда и Кострома – 
Те же русские дома, 
Те же вольные просторы 
И престольная зима. 

«Вознесенье», «Воскресенье», 
Колокольный звон весенний, 
Узорочье, терема...
Где я? 
Чем дивлюсь воочью? 
Днём или явилось ночью – 
Не возьму я в толк сама – 
Это странное виденье, 
Городов, времён сплетенье. 

Сколько света, сколько стати – 
Вологда и Кострома. 
Я – София, ты – Ипатий. 
Мы – история сама. 

Книгу «Зябкая память» нужно читать последовательно и непрерывно, и только тогда перед вами раскроется большой и гармоничный внутренний мир русской поэтессы Натальи Чистяковой. Такие стихи, как «Свет незримый», «В золотых туманах», «С тобой», «Не отпускай», «Северный восход» и многие другие являются необъемлемым достоянием русской национальной поэзии, они продолжают ту её ветвь, которую сегодня принято называть есенинско-рубцовской. Само название книги «Зябкая память» пронизано теплотой и проникновенным чувством.  
Известный русский поэт Валентин Суховский в предисловии характеризует поэтессу Наталью Чистякову такими словами: 
«Как народная мастерица перебирает коклюшки, так Наталья Чистякова переносит в кружево своих стихов причудливые узоры зимнего, морозного окна, волшебство северной, деревянной резьбы, чудом сохранившиеся на её родной Вологодчине, тысячелетние древние образы берегини. Сокровенное состояние души автор выражает в стихах о любви, о таинственном притяжении родной земли и семейного очага, всем своим творчеством приумножая унаследованное от предков чувство прекрасного...». 
Лучше не скажешь. 
Книга Натальи Чистяковой «Зябкая память» является ярким событием современного отечественного литературного процесса. Она ждёт своего благодарного читателя, неравнодушного к русскому поэтическому слову. 

5
1
Средняя оценка: 3.5
Проголосовало: 36