Запорожский новомученик наших дней

В Издательском Доме Академии имени Н. Жуковского увидела свет книга Владимира Карагодина «Новомученик Пётр, Запорожский Чудотворец». 

Иерей Пётр Боярский положил душу свою за Церковь Христову в борьбе с автокефальным расколом. Книга посвящена 30-летию его мученического подвига 17 ноября 1993 года в городе Токмаке Запорожской области.

***

Книги – как города: некоторые маленькие, в несколько тысяч человек, некоторые большие, как областные центры, а некоторые – как огромные мегаполисы, в которых обитают миллионы жителей. 
Книга о новомученике Петре Боярском давно преодолела порог в миллион экземпляров, переведена на многие языки: румынский, польский, французский, английский, украинский, греческий, итальянский. 
…По благословению духовника Донецкой епархии схиархимандрита Зосимы (Сокур, 1944–2002) первые два издания книги «Новомученик Пётр» (в 1995 и 1997 годах) вышли в свет без указания авторства.
Книга выдержала множество переизданий в разных странах и на разных континентах: от Украины, Белоруссии и России до Румынии, Польши и Франции, Италии, Греции, Святой Земли и даже США. 
По благословению Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра (Шкурла, 1928–2008) печатный орган РПЦЗ «Православная жизнь» напечатал эту книгу в мартовском номере за 2002 год. 

Панихида на могилке мученика

***

В своих книгах о новомученике Петре Боярском «Слёзы Мученика» (Мариуполь, 2001) и «Ангел-Путеводитель» (Почаевская Лавра, 2002) мариупольский писатель Сергей Плотников назвал книгу Владимира Карагодина «Новомученик Пётр» «Народной Книгой», что является уже высшей оценкой для автора.
Выделим несколько составляющих такой популярности среди читателей разных стран и народов книги «Новомученик Пётр» Владимира Карагодина. 
Во-первых, книга была написана по благословению известного старца нашего времени схиархимандрита Зосимы (Сокур). 
Он лично знал и общался с иереем Петром Боярским, который дважды обращался к великому Донецкому старцу за духовной поддержкой и окормлением. Прозорливый схимник был и первым читателем, и первым редактором, и первым издателем книги «Новомученик Пётр». 

Схиархимандрит Зосима – первый редактор и издатель книги о новомученике Петре

Его свидетельства о высоте духовной жизни молодого священника из Запорожской епархии, а также о молитвенном дерзновении новомученика Петра Боярского в блаженной вечности вызывают чувства благоговения и изумления: 
«Я очень счастлив, что мне Господь показал этого Ангела во плоти. Отец Пётр – пред Престолом Божьим! День и ночь умоляет Господа за своё земное Отечество и Церковь Православную», – эти слова старец Зосима говорил многим своим чадам и паломникам, когда благословлял их книжечкой «Новомученик Пётр». 

Крестный ход на могилку о. Петра

В шестом издании книги Владимира Карагодина «Новомученик Пётр, Запорожский Чудотворец» несколько страниц посвящено общению этих двух Подвижников Благочестия нашего времени.
Во-вторых, важной составляющей успеха книги «Новомученик Пётр» является удачное стилистическое решение автора, когда воспоминания духовных чад отца Петра преломляются и раскрываются через святоотеческою мудрость. 
Эпиграфы к главам составлены из цитат святых отцов: Ефрема Сирина, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Паисия Величковского, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, Силуана Афонского, архимандрита Софрония (Сахарова), – которые помогают раскрыть и понять жертвенный подвиг иерея Петра Боярского. Такое решение тем более кажется удачным и уместным в контексте того факта, что сам мученик на протяжении всего своего пастырского служения делал выписки из святых отцов и духоносных старцев. 
Ныне большая толстая тетрадь, исписанная из святоотеческих наставлений рукой самого новомученика Петра, хранится как святыня у духовника Никольской обители архимандрита Лаврентия, по благословению основателя обители схиархимандрита Зосимы.
В-третьих, указывая на все вышеперечисленные факторы, необходимо отметить: главная причина популярности книги «Новомученик Пётр» – сама личность отца Петра Боярского, которого Господь от рождения явил избранным сосудом Духа Святого. 

Сама фабула жизни Петра Боярского, его слова и поступки вызывают удивление и восхищение. Поэтому весьма удачным представляется эпиграф к главе о детстве мученика «От рождения освящённый», взятый из Иоанна Лествичника: 
«Некоторые по непостижимому Божьему Промыслу получили духовные дарования прежде трудов». 
В лихие 1990-е годы, когда на фоне массового обнищания и роста преступности возрождалась Православная Церковь и не хватало священников для открывшихся храмов, отец Пётр являл собой яркий пример жертвенного служения Богу и людям. 
Как свидетельствовал протоиерей Игорь Рябко, доктор философии и глава миссионерского отдела Запорожской епархии: 
«Отец Пётр был абсолютным бессребреником, а также бескомпромиссным делателем и защитником Евангельской Правды». 
А протоиерей Пётр Мороз в печатном органе Запорожской епархии «Летопись Православия» спустя десять лет после мученической кончины иерея Петра Боярского о его пастырском подвиге писал: 
«Он нёс любовь и сострадание. Его служение, а так же народная любовь и память свидетельствует о несомненной святости… 
Отец Пётр погиб при загадочных обстоятельствах. Но, без сомнения, это была мученическая смерть».

Запорожская епархия о подвиге о. Петра

Кульминации сюжет жизнеописания иерея Петра Боярского достигает в главе «Путь на Голгофу», когда молодого священника переводят в Свято-Вознесенский храм города Токмак. 
Здесь он и вступает в непримиримый конфликт с настоятелем о. Иваном Ковачем, сторонником и проповедником автокефального раскола, который вместе со старостой храма готовил документы на переход к раскольнику и лжепатриарху Филарету. Кроме того, как оказалось в последствии, Иван Ковач занимался сбытом алкогольной продукции и наркотиков, которые хранились в хозяйственных помещениях на церковном дворе. 
Архиепископ Василий (Златолинский), правящий архиерей Запорожской епархии в то время, именно этот факт считал главной причиной мученической кончины иерея Петра Боярского, о котором и поведал автору книги. 

О самом же иерее Петре Боярском владыка свидетельствовал: 
«На протяжении всего своего архипастырского служения я принимал исповедь у многих и многих священников, но такой чистоты души, как у отца Петра, я не встречал никогда более. Действительно, это был Ангел во плоти».
Необходимо подчеркнуть, что мученическая кровь иерея Петра Боярского не только остановила тайну беззакония – переход Вознесенского прихода в автокефальный раскол, но и спустя некоторое время на месте мученического подвига отца Петра был образован Свято-Амвросиевский мужской монастырь, по благословению правящего архиерея Запорожской епархии.
 В-четвёртых, как на один из главных факторов народной любви к новомученику Петру Боярскому необходимо указать на то море чудес, исцелений и знамений, которые являет Господь по молитвенному предстательству мученика из блаженной вечности. 

Свято-Амвросиевский монастырь в Токмаке, возникший на месте мученического подвига о. Петра

В предисловии к шестому изданию автор книги отмечает: 
«На его могилке поют Ангелы. По его молитвам происходят чудеса исцелений от неизлечимых болезней. 
Его мироточивые и кровоточивые фотографии подают помощь верующим в их подвиге Стояния за Веру Православную. 
Он является духом в самых разных уголках Земли, спасая от неминуемой смерти. 
Поскольку отец Пётр Боярский в лихие 1990-е принял мученическую смерть от рук наркомафии, то он имеет особую благодать помогать страждущим от алкогольной и наркотической зависимостей. 
А также Новомученик как победитель бесовской силы являет свою скорую помощь одержимым и онкобольным. 
Так, Киевский институт онкологии в начале 2000-х образовал специальную комиссию – для изучения многочисленных исцелений, явленных по молитвенному предстательству новомученика Петра Боярского».

Игумен Евстратий, получивший исцеление по молитвам мученика

***

Благодаря равноангельскому житию и обилию чудес Католический Университет в Риме включил православного священника Петра Боярского в агиографический сборник святых угодников Божьих нашего времени, что является едва ли не единственным случаем в современной церковной истории. 
Как к святителю Николаю Чудотворцу обращаются не только православные, но и представители других конфессий и религий, так и новомученик Пётр Запорожский подаёт свою скорую помощь не только православным, но и инославным. 

***

Необходимо подчеркнуть, что Владимир Карагодин как автор книги о новомученике Петре проделал огромную исследовательскую работу, собрав сотни свидетельств и воспоминаний как простых мирян, так и монашествующих, священников, игуменов, архимандритов, схимников и епископов. 
На страницах книги читатель найдёт много удивительных слов наших современников о светлой личности отца Петра Боярского. 
Но, пожалуй, больше всего впечатляют слова известного старца нашего времени схиархимандрита Ионы (Игнатенко, 1925 – 2012), которые он говорил своим духовным чадам, благословляя на переиздание книги «Новомученик Пётр» в Одессе: 
«Он родной нам! Он всегда с нами! Наш любимый батюшка Пётр!»

Причащает о. Пётр Боярский

***

Закончить рецензию на шестое издание книги Владимира Карагодина «Новомученик Пётр, Запорожский Чудотворец» хочется словами самого мученика, которые свидетельствуют о той великой любви к Богу, которую стяжал батюшка Пётр: 
«Нет большего счастья на Земле, чем отдать жизнь свою за Христа».

 

Фото из архива Владимира Карагодина.

5
1
Средняя оценка: 3.31884
Проголосовало: 69