Снос памятников – жёсткий урок истории
Снос памятников – жёсткий урок истории
Интернет принёс новость: в болгарской Варне вандалы снесли памятник графу Н.П. Игнатьеву – человеку, имевшему исключительные заслуги в деле национального освобождения болгарского народа от османского ига, поистине культовой фигуре русской и болгарской истории. Памятник графу Игнатьеву был открыт в 1906 году. Бюст установили в честь участия дипломата в подписании Сан-Стефанского договора в 1878 году по итогам Русско-турецкой войны, когда Болгария получила свободу от Османской империи. На момент написания этих строк памятник уже был восстановлен, городские власти обещали разобраться с виновными, но, понятное дело, горький осадок остался.
Что можно сказать в связи с этим? Примеры чёрной неблагодарности славянских государств по отношению к России давно уже стали привычным явлением. Однако в отношении Болгарии есть некоторое особое обстоятельство. Болгарский народ издавна, и небезосновательно, считался одним из самых близких русскому народу, почти так же, как сербский народ. В пользу этого утверждения свидетельствовал целый ряд факторов: общая духовная традиция, благодарность русскому народу за освобождение от национального угнетения, особые взаимоотношения в советский период (вспомним «16-ю советскую республику», а также шутливую поговорку «Курица – не птица, Болгария – не заграница») и многое другое. Но, помимо всего прочего, было ещё в наших взаимоотношениях нечто невыразимое – какое-то органичное взаимопонимание, несмотря на ощутимую разницу национальных характеров и народной культуры. На протяжении многих лет проводя время летнего отпуска в Болгарии (в той самой Варне, где ныне был осквернён памятник русскому графу-освободителю), автор этих строк испытывал необыкновенный душевный комфорт при общении с братьями-болгарами. Практически все люди зрелого возраста хорошо говорили по-русски и с видимым удовольствием использовали эту возможность.
Термин «братушки» в отношении русских был придуман и запущен в обиход великим болгарским писателем, русофилом Иваном Вазовым, и на протяжении долгого времени убедительно подтверждал свою истинность. В то же время, на уровне высокой политики происходили значительные изменения, в политической элите Болгарии укреплялось и культивировалось антироссийское, антирусское направление. Но, поскольку в реальной жизни русского и болгарского народов это не проявлялось в ощутимой степени, большинство людей старалось об этом не думать (полагая, что политика – политикой, а вековое братство, оплаченное высокой ценой, способно пережить испытания изменчивой истории). Памятник графу Игнатьеву, с ненавязчивым достоинством украшавший городской сад Варны рядом с Драматическим театром, был красивым напоминанием о нерушимой дружбе русских и болгар. Стабильно развивались творческие связи между русскими и болгарскими писателями, выходили издания, укрепляющие эти связи, проходили совместные мероприятия – словом, ничто не предвещало радикальных изменений в отношениях наших народов. Но на политическом уровне всё больше начинала преобладать антироссийская и антирусская повестка. Которая со временем стала иметь выражение в явлениях, свидетельствующих о том, что благостная легенда о братстве, возможно, не выдержала испытания суровой реальностью.
В марте 2023 г. неизвестные облили краской бюст графу Н.П. Игнатьеву в Варне
Как относиться русским и всем россиянам к происходящему сегодня в Болгарии? Сообщается, что чиновники Пловдива инициировали снос «Алёши» – памятника советскому воину-освободителю. Памятник был возведён в 1957 году, и в постсоветские годы неоднократно предпринимались попытки инициировать его устранение. Теперь вот – снос бюста графа Игнатьева… Эти события выстраиваются в соответствии с глубокой внутренней логикой. И если смотреть на эти вещи прямо и не искать в них сложных «подтекстов», то придётся откровенно признать, что сносы и покушения на сносы памятников, символизирующих дружбу и братство России и Болгарии, неуклонно преследуют цель дальнейшего разобщения славянского мира. Сегодня в России существует определённый тренд на скепсис в отношении славянства как реального фактора мировой жизни. Цитируют классиков, вспоминают различные эксцессы и т.д. Мощное духовное и философское движение славянофилов, представленное в истории России целым рядом блистательных умов и талантов (Тютчев, Данилевский, Хомяков, Леонтьев, братья Аксаковы, братья Киреевские, Самарин и др.), сегодня зачастую предлагается считать неким милым, но не совсем серьёзным казусом, который не оправдал своих обещаний. Как часто бывает, предлагается идти наиболее лёгким путём, сводя проблему к необходимости сугубого обособления. Звучит это внушительно, но так можно слишком далеко зайти, туда, откуда возврата уже не будет…
Осквернённый ранее памятник советским воинам в Софии
Как же следует понимать это проблему? Всё значительное, что есть в истории и в бытии, требует больших усилий и оплачивается высокой ценой. В советское время главенствующим в отношениях между народами был принцип интернационализма, которого власть придерживалась неукоснительно и на котором идейно держалась вся структура Советского Союза и всего социалистического блока. Сохранить этот принцип и наполнить его новыми живыми смыслами не удалось. Сегодняшняя политическая реальность вывела на главное место национальный и религиозный факторы, являющиеся в определённом смысле шагом назад, к архаике, но на данном этапе изменить это невозможно. Славянское братство являлось своего рода невостребованным потенциалом, с которым можно и нужно было своевременно и напряжённо работать. К сожалению, время было безвозвратно упущено, а средства, выделяемые на поддержку дружественных отношений с близкими странами, были потрачены на иные вещи (несомненно, не менее, а может быть, даже и более важные). В государствах, исторически близких и дружественных России, установились марионеточные прозападные режимы, готовые за малую или немалую мзду уничтожить любые исторические наработки и разрушить любые национальные святыни (не говоря уж о святынях, связанных с другими народами).
На эту тему можно говорить долго и увлекательно, но невозможно изменить реальность. А реальность такова, что сегодня болгарское государство действенно отказывается от дружбы с Россией (может, не столь активно, как другие страны, но не менее неуклонно). Вызывают уважение и сочувствие попытки сознательной части болгарского общества противостоять этому злонамеренному отчуждению, но в то же время ясно, что вектор, разворачивавшийся так медленно, не вернётся к прежнему направлению в обозримом будущем (ибо не для этого мировая закулиса щедро вкладывалась в насаждение своих покорных и продажных ставленников на руководящие посты в государствах). Прежде всего, необходима действенная и жёсткая реакция на подобные проявления русофобии. Снос памятника графу Н.П. Игнатьеву можно было бы официально квалифицировать как проявление недружественных действий в отношении России и затем определить круг ответных действий, ставящих целью ответственность конкретных политических сил со всеми положенными в таких случаях извинениями. И продавливать выполнение этой задачи до конца, не считаясь с материальными убытками (поскольку моральный ущерб здесь неоценим). Обвинять весь болгарский народ в пассивности по отношению к проявлениям русофобии так же недальновидно и, главное, бесплодно, как, например, обвинять в пассивности советский народ, допустивший развал СССР. Необходимо применять весь набор имеющихся возможностей для того, чтобы заставить себя уважать.
Действительность последнего десятилетия показывает, что когда проявляется политическая воля, то поставленные цели достигаются, даже если Россия действует вполсилы. Давно пора признать, что в большой политике определяющим фактором является сила (независимо от того, нравится нам это или нет). Россию и Болгарию связывает большая история, в которой есть и тёмные пятна, но преимущественно эта история состоит из светлых моментов дружбы и плодотворного сотрудничества двух славянских православных народов. В настоящее же время Болгария представляет собой один из форпостов славянства, которые мы не смогли удержать, со всеми вытекающими из этого последствиями. Придётся овладевать этим форпостом заново, в той системе координат, какую предлагает нам наша эпоха…