Талант, жизнелюбие и семейные ценности

Андрей ПОДИСТОВ. «Жила-была семья. Необычные приключения обычных новосибирцев». Весёлая повесть для семейного чтения. – Новосибирск: «Свиньин и сыновья», 2023. – 124 с. : ил. 

Наверное, все здравомыслящие люди согласятся с утверждением, что в формировании нормального человека огромное, без преувеличения фундаментальное значение имеет детская литература. От того, какие морально-нравственные установки и эстетические представления даются людям с самых ранних лет жизни, напрямую зависит то, каким станет человек во взрослом возрасте – гражданин, член общества, член семьи. Также не секрет, что сегодня с детской литературой не всё обстоит так благополучно, как этого бы хотелось. На протяжении трёх десятилетий явного и подспудного доминирования либеральной идеологии в жизни нашего общества практически во всех сферах культурной и духовной жизни навязывались соответствующие стереотипы и алгоритмы. Агрессивные призывы и требования отказа от традиций, под предлогом необходимости встраивания в общеевропейскую цивилизацию, сопровождались насаждением западных литературных произведений, зачастую откровенно космополитичных по духу и несущих в себе черты вырождения и откровенного сатанизма. Огромный пласт русской национальной традиции семейной и детской литературы был отодвинут на обочину жизни и подвергнут забвению. Неоценимое наследие советской детской литературной классики систематически подвергалось дискредитации в общем русле антикоммунистической истерии. К сожалению, уже не одно поколение испытало тлетворное воздействие разного рода «фэнтези» и прочей диверсионной продукции, уродующей нормальное мировосприятие и внедряющей в сознание людей вредные установки, а зачастую откровенно калечащие психику. Сегодня, в условиях Специальной военной операции на Украине, когда Россия противостоит силам мирового зла, особое значение имеет возвращение традиций русской и советской детской литературы, воспитывающей в подрастающих поколениях любовь к жизни, любовь к человеку, настоящий, а не декларативный, патриотизм, приверженность традиционным ценностям и другие качества, необходимые для устремлённости в будущее. Специальная военная операция разбудила в народе дремавшие до срока силы и чаяния, придала силы для развития национального самосознания. Эти процессы не обошли и детскую литературу. С удовлетворением можно отметить, что всё чаще то здесь, то там появляются талантливые произведения, ориентированные на детей и подростков, а также на семейное чтение. Одним из таких произведений является книга известного русского новосибирского писателя Андрея Подистова «Жила-была семья. Необычные приключения обычных новосибирцев». 

Начавшийся год Указом Президента России В.В. Путина объявлен Годом семьи. Семейное чтение – один из важных факторов укрепления единства семьи – «ячейки общества». Одним из главных требований к произведениям, предназначенным для семейного чтения, является определённая онтологическая универсальность. Центральным качеством таких произведений должно быть создание духовного пространства, объединяющего разные поколения, при этом сохраняя за ними право на возрастную самобытность. С этой задачей прекрасно справлялась советская литература, но в постсоветские годы эта традиция оказалась вытесненной на обочину «магистрального направления» литературного процесса, уступив место инородным явлениям, о которых говорилось выше. Книга Андрея Подистова «Жила-была семья. Необычные приключения обычных новосибирцев» обладает всеми главными качествами, делающими её полноценным произведением литературы для семейного чтения. Универсальная по форме и содержанию, благоприятная для чтения, светлая и добрая по содержанию, книга несомненно способствует укреплению семейных отношений и связей в их поколенческой полноте. Образы членов семьи, их окружения – соседей, друзей, домашних животных, – создают атмосферу положительного мировосприятия, формируют нравственно здоровые представления о жизни и человеческих взаимоотношениях, заставляют сопереживать героям книги. Множество занятных подробностей и мелочей, нестандартных ситуаций и ярких характеров, метких характеристик и ценных жизненных наблюдений наполняет книгу живым содержанием, удерживает читательское внимание, выполняет высокую духовную миссию.   
Начинается книга с характеристик её главных героев. Автор выстраивает повествование как бы «на ходу», в режиме живой речи, меняя творческое намерение в соответствии со спонтанно открывающимися возможностями: 

«Жила-была семья… 
Хотя нет. Вначале семьи не было. 
Вначале папа встретил маму. Ходил-ходил по улицам – и встретил. Как говорят, нашёл свою прекрасную половину». 

Далее идёт лиричное и по-детски непосредственное описание знакомства папы с мамой и дальнейшей истории создания семьи. С самых первых строк писатель использует задушевную доверительную интонацию, которая определяет высокий уровень художественной достоверности и жизненной правды, заложенной в книге. Повествование ведётся от третьего лица, но общая тональность создаёт впечатление, что автор-повествователь говорит как бы изнутри семьи, в соответствии с внутренней логикой книги. 
Семья состоит из папы, мамы, дочки Ниночки, бабушки, а также кота Рыжика и черепахи Тротилы (именно так!). Характеристика родителей дана, в соответствии с творческой манерой автора, с одной стороны немногословно, с другой – очень точными сведениями и штрихами. 

«В детстве папа, которого тогда звали Коля, вначале мечтал стать космонавтом, потом историком, потом писателем. Он не стал ни тем, ни другим, ни третьим. Точнее, писателем он стал, но наполовину. Первая половина папы рвалась уже не к маме (её она нашла и успокоилась), а в творческие выси. Вторая крепко держалась грешной земли, потому что нужно было зарабатывать деньги для семьи…». 

На протяжении двух-трёх страниц автор яркими и выразительными штрихами очерчивает характер папы, создавая живой и узнаваемый образ, с вызывающим симпатию мировоззрением и незаурядными жизненными увлечениями. Благодаря талантливому изложению, простая характеристика становится увлекательным чтением, вводящим читателя в мир семьи обычных новосибирцев. 
Характеристика мамы пронизана любовью и очарованием: 

«Мама – самая красивая в семье, красивей даже Рыжика, хотя он так не считает. Она самая лучшая на свете (как все мамы), у неё длинные тёмные волосы, точёные черты лица, выразительные карие глаза…. Ну, в общем, она похожа на красавицу с портретов девятнадцатого века, которую как-то нечаянно занесло в наш двадцать первый век, где она и осовременилась…». 

Портрет мамы воссоздаётся так же живо и непосредственно, с описанием наиболее значительных качеств и признаков, благодаря которым её образ, как и образ папы, становится близким и знакомым. 
Третий главный герой книги – дочка Ниночка, и о ней сказано немногословно, но так же очень содержательно и художественно достоверно: 

«Дочку звали Ниночка. По большому счёту, когда она появилась на свет, тогда и появилась семья, ведь без ребёнка семья не полная, а худая. А вот с ребёнком (или с ребёнками) – она становится всё полнее и счастливее. Потому что папа и мама ходят и не нарадуются на ребёнка. Особенно, когда он такой особенный, как Ниночка. Когда не плачет, не капризничает, ест всё, что ему дают, и слушается взрослых…».  

С самых первых страниц книга захватывает внимание и не отпускает его до самого окончания. Следует отметить, что в книге нет какого-то единого, линейно развивающегося сюжета. Рассказ о жизни семьи формируется из частных ситуаций, забавных случаев, содержательных разговоров. И всё это, вместе взятое, воссоздаёт атмосферу семейных взаимоотношений, в которых присутствует преемственность поколений, гуманистическое отношение к людям и к природе, сознательное восприятие жизни как таковой. Также в книге нет отступлений и отвлечённых рассуждений. Все авторские послания к читателю передаются через действия и поступки героев, через их отношение к окружающему миру и друг к другу. И это имеет большое значение, поскольку такой подход позволяет читателю непосредственно переживать описываемые события и самому приходить к нужным выводам. Язык книги – современный, выразительный, отвечающий особенностям описываемых ситуаций. Речь всех героев очень характерна, несёт в себе черты конкретной индивидуальности. Книга не имеет логического завершения, концовка остаётся «открытой», но оставляет светлое предчувствие благополучного продолжения. 

Не секрет, что литература начинается с художественного языка. Книга Андрея Подистова написана прекрасным, ясным и выразительным языком, отсылающим к лучшим традициям русской советской литературы. Книга является ярким примером современной литературы для семейного чтения. Относительно небольшая по объёму, книга несёт в себе большой заряд жизнелюбия, приверженности традиционным ценностям, доброго и честного отношения к жизни. Чем больше будет появляться в нашей литературе книг, подобных этой, тем здоровее будет атмосфера в нашем обществе и крепче отношения в семьях. В завершение этой небольшой рецензии остаётся пожелать автору неоскудевающего вдохновения и новых творческих достижений. 

 

В оформлении использована работа М. Казаковцева.

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 15