Евгений Крылатов. Eго музу звали Севиль
Евгений Крылатов. Eго музу звали Севиль
Предвечерний сумрак медленно вползал сквозь широкое окно, решительно заполняя собой всё пространство небольшой комнаты. Возле обеденного стола, на поверхности которого лежал лист бумаги с изображением фортепианной клавиатуры, застыл щуплый мальчик лет девяти. Его тонкие пальцы заняли нужную позицию на нарисованных клавишах музыкального инструмента. Слегка наморщенный лоб свидетельствовал о глубокой задумчивости. Мальчик напряжённо вспоминал недавно услышанную симфонию.
Этим мальчиком был Евгений Крылатов – знаменитый советский и российский композитор, написавший музыку более чем к ста двадцати художественным кинолентам и детским мультфильмам. В их числе «Крылатые качели» из приключенческо-фантастической экранизации «Приключений Электроника», «Три белых коня» из комедийного мюзикла «Чародеи», «Прекрасное далёко» из научно-фантастического детского минисериала «Гостья из будущего» и многие другие.
НЕОБЫЧНАЯ ЗАБАВА
Будущий композитор родился 23 февраля 1934 года в семье простых советских рабочих – Павла Евгеньевича и Зои Николаевны Крылатовых. На тот момент супруги проживали в небольшом городке Лысьва, расположенном в восточной части Пермского края. В 1936 году Крылатовы переехали в Мотовилиху (рабочий пригород Перми), где родители маленького Жени устроились работать на одном из местных заводов.
Различная музыка окружала мальчика практически с первого дня его жизни. Женин прадедушка пел на клиросе в православном храме. Отец мальчика, не смотря на рабочую профессию, был одарённым музыкантом-самоучкой, самостоятельно освоившим игру на скрипке. Он до глубокой старости коллекционировал пластинки с произведениями великих композиторов, а в свободное время с упоением слушал симфонические концерты отечественных и зарубежных классиков. Мама, прибывая в хорошем настроении, с удовольствием развлекала подрастающего сынишку исполнением народных песен.
Всё это, конечно же, повлияло на формирование юной личности. Ещё будучи совсем маленьким, Женя любил становиться перед включённым репродуктором и активно изображать дирижёра оркестра. Родители вскоре заметили необычное увлечение своего отпрыска и, поразмыслив, решили поддержать его начинание. Зоя Николаевна отвела Женю в фортепианный кружок при местном доме пионеров, где одарённого мальчика приняли с нескрываемой радостью.
ВХОД ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛЕСТНИЦЕ
Фортепианный кружок Евгений регулярно посещал на протяжении года, после чего был принят в музыкальную школу. Семья Крылатовых жила небогато, поэтому мальчику долгое время приходилось разучивать новые произведения лишь на нарисованных клавишах музыкального инструмента. Во многом Женю выручали цепкая память и пылкое воображение, благодаря которым он без особого труда «воспроизводил» сонаты, фуги и кантаты, ранее детально разобранные на уроках в музыкальной школе. Позднее местное управление культуры, обратив внимание на перспективного музыканта и проникнувшись финансовыми трудностями его семьи, дало на прокат довольно громоздкий чёрный рояль. Теперь Женя мог полноценно заниматься музыкой, успешно реализуя все свои фантазии.
Окончив музыкальную школу, Евгений Крылатов сразу же поступил в Пермское музыкальное училище. При зачислении его определили в класс Ирины Гладковой – опытному педагогу и широко известному в Перми талантливому музыканту-просветителю. Крылатов был счастлив обучаться у столь авторитетного наставника.
Когда музыкальное училище также осталось за плечами, Евгений Крылатов отправился покорять столицу. На тот момент мечтой молодого человека была московская консерватория. Крылатов сумел поступить сразу на два отделения – фортепиано, которым руководил Владимир Натансон, и сочинения, где учебным процессом заведовал Михаил Чулаки. Михаилу Ивановичу довелось сыграть особую роль в жизни своего студента – он помогал Евгению Крылатову не только в творческом становлении, но и в решении некоторых бытовых вопросов. А пару раз даже оказал значимую финансовую поддержку.
Одной из дипломных работ Евгения Крылатова стал балет «Цветик-семицветик», который на протяжении пяти лет регулярно шёл на сцене Большого театра. Второй – фортепианный концерт «Памирское каприччио». Защитился молодой композитор в 1959 году.
РОДНАЯ МУЗА
Среди однокурсников Евгения Крылатова был одарённый композитор из Крыма – Алемдар Караманов. Однажды он познакомил приятеля с младшей сестрой, на тот момент студенткой юридического факультета, – Севилью. Между молодыми людьми зародилась обоюдная симпатия, довольно быстро перешедшая в более глубокие чувства. В 1957 году Евгений и Севиль поженились, и весь дальнейший жизненный путь, вплоть до 2014 года, когда Севиль Сабитовны не стало, прошли вместе, крепко держась рука об руку. Господь им подарил двоих детей – сына и дочь. Павел выбрал профессию сценариста, а вот Мария, окончив консерваторию, пошла по стопам отца.
«У Севиль был сильный характер, и, благодаря ему, я смог многого добиться в жизни, как творческая личность. Такой жены – преданной, верной, любящей, заботливой, великолепной хозяйки – просто не найти», – признался в одном из интервью Евгений Павлович.
Взаимная любовь и согласие, прочный мир дома способны обеспечить душевный покой, а значит, и творчество будет светлым, добрым, дарящим любовь и радость. Ведь автор через свои произведения транслирует в окружающий мир всё то, чем наполнена его собственная душа. Поэтому искренне любящая и понимающая супруга действительно может считаться дорогой музой, сподвигнувшей композитора на создание многочисленных шедевров.
Первое время после окончания консерватории Евгений Павлович писал музыку к драматическим спектаклям. Он плотно сотрудничал с Малым театром, чуть реже сочинял музыку для Рижского театра русской драмы и Московского ТЮЗА. Параллельно Крылатов создавал симфонические, камерные и эстрадные произведения, тесно сотрудничал с радио и телевидением.
Большое количество мелодий для кино и детских мультфильмов Евгений Крылатов написал совместно со своим другом и коллегой – Александром Зацепиным. Особенно плодотворной складывалась работа композитора с такими поэтами, как Юрий Энтин, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина и Роберт Рождественский. Десятки их стихотворений стали популярными песнями, которые до сих пор хорошо известны слушателям разных поколений.
Самой первой визитной карточкой композитора стала «Колыбельная медведицы» из мультфильма «Умка», вышедшего на телеэкран в 1969 году. Не менее популярной оказалась песня «Лесной олень» из киноленты «Ох уж эта Настя!», снятой примерно в это же время. Удивительно, что о самом фильме сегодня мало кто помнит даже в среде заядлых кинолюбителей, а вот песня до сих пор хорошо известна, и не только взрослым.
Евгений Павлович плодотворно трудился и в 80-е, и в 90-е, и даже в 2000-е годы. Он оставался в числе востребованных композиторов вплоть до конца своей жизни. Регулярно выходили новые компакт-диски с подборками инструментальных композиций и песен на музыку Крылатова, а сам он – активно гастролировал по городам России.
Последним фильмом, в котором прозвучала музыка Евгения Крылатова, стал «Новогодний ремонт». Кинолента вышла в свет уже после смерти композитора. Евгений Павлович ушёл из жизни 8 мая 2019 года. Причиной скоропостижной кончины стала двухсторонняя пневмония. Талантливый композитор мечтал дожить до 90-летия. Этим мечтам не суждено было сбыться, однако богатое наследие Евгения Крылатова поможет миллионам слушателей сохранить о нём добрую память ещё на долгие годы.