В поисках «Всеобщего закона»

К 300-летию Иммануила Канта — великого философа и русского подданного

22 января 1758 г. войска императрицы всероссийской Елизаветы Петровны, "дщери" Петра Великого, без боя вошли в столицу Восточной Пруссии Кёнигсберг. Уже на второй день горожане этого немецкого города присягнули на верность Российской державе и стали законными гражданами Российской империи! Никакого сопротивления этому акту жители прусской столицы не высказали.

Не был против сего и профессор Кёнигсбергского университета, магистр философии Иммануил Кант, ему тогда было почти 33 года от рождения. Впоследствии, уже в преклонных летах, в 1795 году он напишет свой знаменитый трактат "К вечному миру", где сформулирует ряд постулатов жизни государств. Среди этих постулатов будет высказана философом одна интересная мысль: 

"Государство — это сообщество людей, повелевать и распоряжаться которыми не должен никто, кроме него самого". 

Мы ещё вернёмся к этому замечательному произведению великого мыслителя, так как во многом это — его философское завещание потомкам, где ясно выражено стремление учёного к установлению прочного и вечного мира на земле в сообществе всего человечества для блага всех людей. Это желание Канта и сейчас выглядит сказкой, но Иммануил Кант не был сказочником, он был учёным, обладавшим способностью осмысливать глобальные проблемы и закономерности мира.
И раз уж он с чистой душой и сердцем перешёл в зрелые годы в подданство России, как и большинство бюргеров его родного города, то это значит, что не отрицал возможность воссоединения народов в одно целое на благо мира и сотрудничества. Восточная Пруссия и Кёнигсберг оставались владением России до 1762 г., когда по мирному договору, завершившему Семилетнюю войну, эта территория была вновь возвращена Пруссии. Однако с тех самых пор Россия сохранила прецедентное право владеть этой землёй, что и осуществилось по результатам уже Великой Отечественной войны. Когда 9 апреля 1945 года капитулировал немецкий гарнизон крепости Кёнигсберг и советские воины осматривали завоёванный город, то они обратили внимание на величественный памятник Иммануилу Канту, уцелевшему во время боёв. И чья-то неизвестная рука вывела мелом на постаменте: "Памятник мировой культуры. Относиться бережно!" И русские солдаты, видевшие немало порушенных немецкими фашистами памятников русской культуры, не покусились на статую старого чудаковатого философа, не выносившего, как известно, пения петухов, так как эти глупые птицы своими криками мешали ему размышлять о судьбах мира и человечества, о принципах построения времени и пространства, о нравственном законе между людьми. 
Иммануил Кант разумом великого философа охватывал все проявления материальной вселенной. Заглядывал и в трансцендентальные сферы, мыслил о Боге. И ставил знак равенства между обращением звёзд, планет и туманностей в пространстве космоса (он первым высказал мысль, что отдалённые туманности, видимые на небосводе, есть звёздные скопления — галактики, не меньшие, а даже большие, чем та галактика, в которой обращается наша Солнечная система) и принципами морали в человеческом обществе. Таковые выводы позволили ему предположить, что наивысшей силой в мироздании является именно человеческий разум, и из него исходит всё сущее, ибо без разума невозможно ни эмпирическое, ни иное постижение нашего бренного мира.
Кто же был этот удивительный человек, ставшей ещё при жизни словно олицетворением Философа (с большой буквы!) — такой отрешённой от земной суеты личностью, словно не живущего реальной жизнью, а постоянно пребывающего в эмпириях чистого разума. Можно сказать, что он всей своей биографией совершил удивительный человеческий подвиг, — отрекшись от всех простых радостей бытия. Десятилетиями не выезжая никуда из родного города, где он знал только дорожку от своей скромной квартиры до здания университета. Ведя существование монаха, замкнутого в стенах кабинета среди пыльных фолиантов и книг или в пространстве университетской аудитории, он размышлял и писал свои трактаты, доказывая великую силу человеческого разума, постигающую и преобразующую мир! И такова была сила его мысли и убеждённости, что философия Канта и система взглядов, им разработанная, стала основой всей новой европейской философии. Последующие философы лишь развивали эту систему, спорили с ней, пытались критиковать, но опровергнуть не могли. Ведь в основе системы Канта лежали вечные законы чистого разума.
Да уж, наверно, не могли и представить себе его родители — простые горожане из пригорода Кёнигсберга, какого они родили ребёнка. Отец его Георг Иоганн Кант был скромным шорником, то есть шил сёдла и конскую упряжь — весьма нужное дело в те времена, когда иного транспорта, кроме конского, не было. Зарабатывал неплохо, потому мог содержать большую семью. Сам он был по происхождению шотландцем. Его родители, тоже ремесленники шорного дела, переехали в Пруссию из бедной и угнетённой британцами Шотландии. Плохое отношение в семействе Кантов к англосаксам, так свойственное большинству шотландцев, передалось и внуку шотландца Иммануилу. Известно, что Кант, изучивший многие европейские языки, в упор не признавал английский язык и никогда к нему не обращался. Зато мать его Анна Регина Рейтер была родом из Нюрнберга, то есть баваркой по происхождению, и тоже из семейства шорников. Она родила своему супругу девять детей. Иммануил был четвёртым, но старшие братья умерли в детстве, так что будущий философ остался старшим в семье. Как видим, у него в роду не было и капли прусской крови и никакого прусского шовинизма у него и в мыслях не было, потому он с такой охотой и принял российское подданство. Забегая вперёд, скажем, что именно в годы российского владычества в Восточной Пруссии дела скромного преподавателя философии, не унаследовавшего никаких капиталов от своего обедневшего отца, очень поправились в материальном плане. Дело в том, что на лекции в университет стали приходить русские офицеры. А так как Кант был прекрасным оратором, то они оставляли ему щедрые гонорары, как было принято тогда, и даже подарили офицерский мундир, расшитый золотом. Который бедный немец перешил в нарядный камзол с золотой оторочкой и любил в нём фигурировать, украсив себя, казачьей шашкой, подаренной офицерами-кавалеристами. Которую сам Кант счёл русским церемониальным мечом и даже надевал его к мундиру во время своих лекций, вызывая улыбки окружающих. Однако хоть над его чудачествами и подсмеивались студенты, но никто и никогда не упрекал его в какой-то измене "тевтонскому духу" и сотрудничеству с русскими. Ведь и всё немецкое население Восточной Пруссии все четыре года российского владычества не проявляло никаких русофобских настроений. Если бы Кант не любил Россию, то уж наверное не раз бы имел возможность такие взгляды высказывать или писать на этот счёт. Но ничего такого нет.

Высказывается соображение, что за те четыре года, что Россия владела Восточной Пруссией, и Иммануин Кант был российским подданным, он не написал, дескать, ни одного гениального философского труда. Но надо отметить, что и до того Кант таких трудов создать ещё не успел. Все его основополагающие исследования, начиная со знаменитой и фундаментальной "Критики чистого разума", сделавшей ему всемирную славу, будут написаны в восьмидесятые-девяностые годы XVIII в., когда учёному будет уже под 60 и более. А в ранние годы своей жизни он только начинал постигать великую философскую картину мира. Его путь в науку был труден. Он с рождения был приписан к цеху шорников. Как наследник своего отца должен был заниматься по жизни этим делом. Однако один местный пастор заметил отличные способности мальчика к учению и посоветовал его отцу отдать сына в богословский лютеранский колледж, чтобы впоследствии он смог сам стать пастором. Это был способ выбиться из низшего сословия. Интересно отметить, что сама фамилия Кант происходит от латинского сantus — пение. Отсюда — духовные "канты", песнопения, что распевает хор во время богослужения у лютеран. Вполне вероятно, что в предках у Канта были священнослужители или народные певцы. Постижение философии для Иммануила началось с изучения богословских дисциплин и священной библейской истории. Пропитанный духом христианства, занимаясь уже наукой, и рассматривая многие вопросы бытия с сугубо аналитической позиции, тем не менее он опирался на вечные истины христианства. Недаром один из самых ярых противников философии Канта, известный мизантроп Ницше, дошедший в своём отрицании добра до безумия, заявлял, что у Канта "богословская кровь". Но Кант пошёл путём научного постижения мира, отказавшись от того восторженного пиетизма, что привили ему его верующие родители (особенно мать) и преподаватели богословской школы. 
В 1740 г. он с отличием заканчивает лютеранский колледж, имевший название Фридрихс-коллегиум, бывший под покровительством самого короля Пруссии Фридриха Великого. Бросившего вызов России, но потерпевшего сокрушительное поражение. Кант посвятит свою первую большую философскую работу «Всеобщая естественная история и теория небес», вышедшую в 1755 году, сему королю. Но король не обратит на неё никакого внимания, что вызовет разочарование у молодого учёного. А возможно, и явится причиной, почему Кант так легко откажется от подданства этому монарху. После окончания колледжа Кант без труда становится студентом университета, который заканчивает в 1746-м, не защитив магистерской диссертации, так как умирает его отец и ему приходиться заботиться о воспитании младших сестёр и брата. Пришлось оставить дальнейшее постижение наук и заняться учительской практикой и наставничеством в деле воспитания юных отпрысков богатых семейств. Учительство не очень привлекало Канта, он был слишком углублён в себя, в свои размышления, а непоседливые дети отвлекали его от этого важного. А какое дело самое важное для философа? — постижение самого себя, глубин своей души и своего разума, для этого нужно уединение и покой. Известно, что "отца философии" Сократа как-то спросили: "А чем вы занимаетесь?" А тот, хоть и был в молодости простым каменщиком, но ответил: "Я ничем не занимаюсь, я философ". Вот и Кант, как только защитил магистерскую диссертацию по философии и став преподавателем университета в 1756 г., сразу отбросил все попечения об удовлетворении излишних материальных нужд, снял небольшую двухкомнатную квартирку недалеко от университета и зажил жизнью анахорета. Он расписал свой день по минутам: когда вставать, когда начинать работать над книгами, когда идти читать лекции студентам. Обедал всегда в одно и то же время и ел один раз в день из экономии средств! При этом Кант не был уж совсем замкнутым человеком, любил приглашать к своему скромному столу друзей по университету, и те приходили — не ради насыщения плотской едой, которой было мало, а ради вкушения пищи духовной — ведь учёный любил поговорить за столом о высоких материях и задуманных им трудах. Обед прекращался в один и тот же час и минуту, и Кант выходил на регулярный моцион, который совершал всегда по одному маршруту, потом снова учёные труды, потом отход ко сну всегда в одно время — и так не годами — десятилетиями, до самого конца жизни в 80 лет!
Такой размеренный образ жизни философ вёл потому, что в молодости прочитал медицинский определитель болезней и нашёл у себя признаки всех возможных заболеваний, в том числе и неизлечимых. Уверившись, что к врачам обращаться бесполезно, он решил протянуть свои дни умеренностью во всём и постоянством, стараться не испытывать нервных потрясений, не иметь страстей и волнений. Кант, хоть в Бога и верил, и даже нашёл новые научные доказательства существования Бога, но не был догматиком, он любые затверженные истины подвергал разбору и критике. Недаром и все основные труды его называются "Критиками": "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения" и другие. Мысль философа в этих работах всегда стремится преодолеть догмы и найти закономерности. И в области поведения человека в обществе он нашёл такую закономерность, которая известна теперь, как Категорический императив Канта. Он несколько раз менял формулировку, но в общем виде он звучит следующим образом:

 "Поступай всегда так, как если бы ты хотел, чтобы всё сообщество людей также поступало лично с тобой, и это стало всеобщим законом".

Это поистине всеохватная мысль и является, без сомнения, развитием известного евангельского утверждения: "Не делай никогда другому человеку того, чего бы ты не хотел, чтобы он сделал тебе". Но Кант развивает эту утверждение, он говорит не в негативном, а в позитивном ключе: "Поступай всегда так...", да ещё и желает, чтобы это стало "всеобщим законом"! Кант, сын шорника, не был святым, он был простым и немного чудаковатым человеком, но нечто божественное жило в нём, недаром он так переживал за судьбы мира и человечества. Он желал найти формулу всеобщего мира и потому последний его труд и назывался "К вечному миру". В начале этого сочинения он с горькой иронией замечает, что плакат с такой надписью висел рядом с изображением какого-то голландского кладбища, обозначая, что мир для людей возможен только в могиле... Но философ не хочет этого для человечества и потому выдвигает ряд постулатов, при исполнении которых возможен будет мир между народами и государствами. Я перечислю их и покажу, насколько точно они согласуются с нынешними событиями, тревожащими Россию: 

  1. «Ни один мирный договор не должен считаться таковым, если при его заключении тайно сохраняется основание для будущей войны». Применительно к современным событиям на Украине это положение, увы, оказалось безошибочным. Помните, чем закончились стамбульские договорённости? — обманом со стороны нашего противника, так как "основания для будущей войны" не были уничтожены — нацистский режим на Украине сохранялся. И война неизбежно вспыхнула с новой силой.
  2. «Ни одно самостоятельное государство (большое или малое — это безразлично) не должно быть приобретено другим государством ни по наследству, ни в обмен, ни куплей, ни в виде дара». — Разумеется, но Кант сразу же оговаривается: "Дело в том, что государство (в отличие, скажем, от земли, на которой оно находится) не есть чьё-то имущество. Государство — это сообщество людей, повелевать и распоряжаться которыми не должен никто, кроме него самого". — Это высказывание я уже приводил вначале, подчеркнув мысль философа, что "сообщество людей" может распоряжаться своей судьбой. Применительно к нынешним событиям на Украине мы видим, что сообщества людей республик Донбасса, Запорожской и Херсонской областей, а также Крыма проявили свою волю и распорядились собой, воссоединившись с Россией.
  3. «Постоянные армии должны со временем полностью исчезнуть». — Разумеется, дорогой профессор, но это может произойти только тогда, когда разоружатся все страны мира одновременно. А ведь мы помним, что когда после развала СССР, Россия фактически осталась безоружной, то страны НАТО не разоружились, а наоборот — придвинулись к нашим границам. Теперь мы только восстанавливаем свою армию уже в ходе идущей войны.
  4. «Государственные долги не должны использоваться для внешнеполитических дел». — Какое верное утверждение! Вот только почему-то Россия сейчас прощает всем долги, а России никто ничего не прощает.
  5. «Ни одно государство не должно насильственно вмешиваться в политическое устройство и правление других государств». — Но философ сразу оговаривается: «Сюда, правда, нельзя отнести тот случай, когда государство вследствие внутренних неурядиц распалось на две части, каждая из которых представляет собой отдельное государство, претендующее на полную самостоятельность». — Кант словно видит положение дел на нынешней Украине! Прежняя Украина вследствие внутреннего конфликта ведь действительно распалась на две части — русскоязычный восток и националистический запад. Совместить их невозможно. Все мы помним, что война там началась с того, что русскоязычная часть Украины "претендовала на полную самостоятельность", как сказано у Канта. И тут вмешательство России стало неизбежным.
    И наконец:
  6. «Ни одно государство во время войны с другим не должно прибегать к таким враждебным действиям, которые сделали бы невозможным взаимное доверие в будущем состоянии мира, как, например: засылка убийц из-за угла, отравителей, нарушение условий капитуляции, подстрекательство к измене в государстве неприятеля и т. д.». — Читали бы эти строки в спецслужбах киевского режима! Они на наших глазах прибегают к этим террористическим действиям, но до них не доходит, что в ответ они получат (и уже получают) "истребительную войну". И это понятие тоже есть в утверждениях Канта.

Но этими постулатами не заканчивается, а только начинается обширный труд философа. Я же хочу только заключить свою статью упоминанием о кончине великого философа и провидца, так беспокоившегося за судьбы человечества. Он прожил 80 лет. Несмотря на подозрения в себе разных недугов он никогда не болел, его спасала размеренность и сдержанность в жизни, аккуратность и чистоплотность, отсутствие вредных привычек и всегда приветливое отношение к окружающим людям. Рассказывают, что почувствовав по надвигающейся слабости приближение смерти, он попросил налить ему бокал шампанского, выпил, лёг на постель и умер с улыбкой на губах. Его до могилы в кафедральном соборе Кёнигсберга провожал весь город. Сейчас уже русское население там, но могила великого человека сохранилась, так уже после смерти он снова вернулся в российское подданство. Сейчас мы отмечаем 300-летие его жизни. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин внёс юбилей Иммануила Канта, как нашего соотечественника, в список знаменательных дат этого года.

Обложка: Кант на картине Иоганна Готлиба Беккера, 1768 г.

5
1
Средняя оценка: 3
Проголосовало: 5